Архив   Авторы  

Часы с боем
Hi-techБизнес

На рынке гаджетов началась подковерная война за лидерство в секторе нательной электроники




 

В СМИ просочилась информация о том, что Samsung и Apple ведут разработки новых гаджетов, которые можно носить на руке как обычные часы. Даже если эти утечки возникли случайно, то произошли они очень вовремя — эппловским фанатам как воздух нужно подтверждение того, что у их кумира еще есть «яблоки в пороховницах». И хотя рынок миниатюрных гаджетов, носимых на теле, вовсе не пуст, например, очки дополненной реальности, разрабатываемые Google и Vuzix, появление на нем Apple эксперты объясняют ожиданием очередной революции по типу смартфонной, учиненной именно под флагом надкушенного яблока. Так стоит ли пользователям готовиться к очередному «культурному шоку»?

Нечего надеть?

Сегменту wearable computers (подстрочник с английского «надеваемые компьютеры») два десятка лет. Кому-то такой девайс запомнился после одной из выставок CeBIT в образе киношного Робокопа: на поясе — коробочка процессорного модуля, к предплечью пристегнуты небольшая клавиатура и манипулятор, на голове закреплены монокулярный дисплей и наушник с микрофоном. Руки свободны, а дисплей позволяет видеть в дополнение к окружающей реальности компьютерные изображения. Понятно, что в таком исполнении «нательники» пришлись по вкусу военным, спасателям, геодезистам, а также астронавтам. Наши космонавты Сергей Крикалев и Максим Сураев отправлялись в международные экспедиции с «умными» часами Timex Data Link на запястьях. Эти гаджеты на базе операционной системы Microsoft.NET Micro Framework, разработанные Microsoft совместно с Timex еще в 1994 году, умели считывать информацию с экранов компьютеров с помощью микроскопической камеры, синхронизировались с Microsoft Outlook и могли работать без смены батарейки многие годы. Другие заняли нишу девайсов со встроенными медицинскими датчиками, адресованную спортсменам и больным. Понятно, что в цепочке миниатюризации универсальных компьютеров для массового потребителя ПК — ноутбук — планшет — смартфон не могло не появиться недостающее звено — самое маленькое устройство, которое не потребуется даже вынимать из кармана.

Аналитики полны энтузиазма. «Потенциал этого пока еще только формирующегося сегмента портативной потребительской электроники не вызывает сомнений. Самые смелые прогнозы предполагают, что через 10 лет эти приборы будут доминировать на рынке коммуникационных устройств и с успехом заменят смартфоны», — полагает Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент». А генеральный директор компании WISE TIVI Андрей Орехов видит аналогии с происходящим в телевизионной сфере: «На рынок выходят миниатюрные Smart TV-приставки, которые, как флэшку, можно носить с собой и подключать к любому телевизору». Другое дело, что даже специалистам сегодня не очевидно, кому и для каких целей позарез понадобится такой компьютер на запястье.

«Умные» часы покупать, конечно же, будут, но, думаю, в основном те же пользователи, которым понравилось носить на руке вместо обычных часов iPod nano 6-го поколения. Это в основном молодежь», — полагает Алексей Калачев, руководитель отдела продаж компании «МакЦентр». Этим гикам и вправду достаточно оригинальности девайса, а скромная сегодняшняя функциональность таких устройств — показ времени, даты и некоторых уведомлений со смартфона — дело не главное. Если стремиться увлечь эту аудиторию функциональностью, то придется, вероятно, превратить гаджет в некий продвинутый мультимедийный пейджер, интегрированный в соцсети, размышляет Валерий Андреев, заместитель директора по науке и развитию компании ИВК. Он видит другую проблему новинок: «Общая навороченность не спасет гаджет, если в нем будет плохо реализована основная функция — коммуникатор, прежде всего телефонная связь». Это ведь для юного поколения телефонная функция перестает быть определяющей, а у взрослого платежеспособного населения именно эта опция наиболее востребована как в деловых, так и в личных коммуникациях. Это первый сюрприз для маркетологов массовой продукции носимой электроники — риск превратиться в еще один фактор, разделяющий поколения. Интересно, как решили вопрос функциональности создатели уже продающихся «умных» часов?

За компанию

Сегодня в продаже чаще всего можно встретить устройства-компаньоны — «умные» часы, которые подключаются к iPhone и Android-смартфонам по беспроводному Bluetooth-интерфейсу. Самый известный компаньон — Sony SmartWatch с квадратным корпусом 36х36 миллиметров, толщиной 8 миллиметров и весом 15,5 грамма, который можно носить на ремешке на руке или с помощью встроенной клипсы прикрепить на брючный ремень. Дисплей с диагональю 1,3 дюйма имеет разрешение 128х128 пикселей. Гаджет позволяет, не доставая смартфон из кармана или сумочки, узнавать время, отвечать на звонки и SMS, читать электронные письма, просматривать ленты социальных сетей, управлять музыкой, да и просто находить потерявшийся смартфон. «Умные» часы совместимы со всеми моделями смартфонов Sony и Sony Ericsson на Android, выпущенных за последние два года, а также с большим количеством популярных девайсов других производителей под управлением Android 2.1 и выше. В России Sony SmartWatch стоит около 3,5 тысячи рублей.

Интерес к данной сфере настолько велик, что в гонку за лидерство может включиться даже совсем неизвестная компания. Так случилось со стартапом Pebble Technology, который смог собрать на краудфандинговом ресурсе Kickstarter необходимые для производства новинки 100 тысяч долларов за два часа. Часы Pebble, защищенные от влаги и покрытые прочным стеклом, не боящимся царапин, конечно, работают с айфоном или Android-смартфоном. С помощью набора мобильных приложений их можно превратить в измеритель скорости и расстояния для спортсменов, в пульт дистанционного управления для iPhone, расположенного на док-станции в режиме аудиосистемы, или в девайс для получения уведомлений о сообщениях в социальных сетях Facebook или Twitter. Еще он извещает о входящих звонках и позволяет читать SMS. Аккумулятор Pebble рассчитан на неделю автономной работы, а его подзарядка выполняется с помощью USB-кабеля.

«Умные» электронные часы MetaWatch, также составляющие компанию Android- и iOS-смартфонам, создают в одноименной компании, основанной бывшими руководителями Nokia и Fossil. Они поддерживают последнюю версию коммуникационной технологии Bluetooth 4.0, отличающуюся очень небольшим энергопотреблением. С помощью специальной встроенной программы часы позволяют настраивать виды информационных сообщений, которые будут отображаться на электронном экране часов. Например, можно задать отображение напоминаний о телефонных звонках и сообщениях. Часы MetaWatch с LCD-дисплеем 96х96 точек продаются по цене 199 долларов.

Пожалуй, лишь часы I'm Watch родом из Италии не набиваются в компаньоны к айфону, удовлетворившись взаимодействием с Android-устройствами по Bluetooth-интерфейсу. У них 1,54-дюймовый сенсорный TFT-дисплей с разрешением 240х240, 128 Мб оперативной памяти и 4 Гб флэш-памяти. Девайс поддерживает базовые телефонные функции: входящие/исходящие звонки, прием/передача SMS, возможность громкой связи, а также интегрирован с популярными социальными сервисами. За 349 долларов можно приобрести Android-часы I'm Color в пластиковом корпусе, а от 840 долларов и выше стоит luxury-версия, украшенная золотом и бриллиантами.

Особняком в этой компании стоят часы Casio G-SHOCK, явно ориентированные на свой рынок сбыта и потому поддерживающие связь со смартфонами компании NEC. У них стандартный набор функций: синхронизация своего времени со смартфоном, отображение уведомлений о входящих звонках, SMS-сообщениях и электронной почте. Есть возможность перевода телефона в режим вибрации при нажатии кнопки на часах. Батарейки Casio G-SHOCK хватает на два года работы.

И совсем редкий гость среди наручных гаджетов — смарт-часы Neptune Pine канадской компании Neptune Computer. Они вообще не связаны со смартфоном: у них собственный слот для карты microSIM, которая превращает этот девайс в миниатюрный 3G-смартфон, с которого можно совершать звонки, писать SMS и т. д. Помимо сотовой связи Neptune Pine поддерживает все стандартные беспроводные протоколы, в том числе GPS, Wi-Fi и Bluetooth, а аккумулятор обеспечивает до пяти часов работы в режиме разговора и 120 часов в режиме ожидания. А еще у этого мини-гаджета есть камера 5 Мп, FM-радио, датчик сердечного ритма и комплект предустановленных мобильных приложений. Начало продаж Neptune Pine запланировано на третий квартал текущего года.

Очевидно, что конкуренты наступают на позиции Apple, заявляя свои права не только на заповедную территорию iPhone, но и на «святое» — приложения. Например, часы MetaWatch вообще больше напоминают набор для разработчиков приложений, чем готовый продукт, предлагаемый пользователям. Там предусмотрено шесть программируемых кнопок, трехосевой акселерометр, вибрирующий мотор, сенсор, определяющий подсветку. Руководство MetaWatch прямо заявляет, что компания заинтересована в привлечении независимых разработчиков — в комплекте с часами поставляется набор разработчика для ОС Windows и Linux, — и планирует открыть магазин приложений для конкретных моделей «умных» часов MetaWatch.

Агрессивные разработчики приложений пытаются потеснить «яблочного» гиганта с его же поля. Да и коллеги по цеху операционных систем не дремлют. «Несколько лет назад Microsoft выпустила набор средств разработки с открытым кодом на базе .NET, который, в частности, подходит для использования в носимых гаджетах и позволяет синхронизировать их с ПК», — напоминает Владислав Шершульский, руководитель программ технологического сотрудничества Microsoft в России. С помощью этого комплекта можно всяческие девайсы создавать: плееры, будильники, кухонные устройства, спортивные и туристические часы, системы управления тренировками и экспедициями, навигаторы.

«Рынок на старте. Sony Smart-Watch, Pebble, MetaWatch — это первые попытки захвата рынка, — резюмирует Алексей Бессарабский, руководитель отдела маркетинга «Манго Телеком». — Правда, на мой взгляд, функциональность и удобство использования этих первых устройств пока не достигли пороговых значений, они скорее разогревают рынок к приходу настоящего лидера. Скорее всего, это будут часы или гибкий наручный экран, если технология подоспеет. При этом отмечу, что рынок «энтузиастов» уже есть, он ждет удачную новинку. А массовый рынок подтянется где-то за год». В этих условиях Apple сильно медлить не с руки.

Чем ответит купечество?

Если верить слухам, для корпуса «умных» часов Apple будет использовано гибкое стекло Willow Glass компании Corning — его легко свернуть в трубочку, словно листок бумаги. Часы Apple iWatch будут синхронизироваться по протоколу Bluetooth с другими решениями «яблочной» компании и особенно тесно взаимодействовать с линейками смартфонов iPhone и плееров iPod. Гаджет получит 1,5-дюймовый экран для вывода уведомлений, напоминаний, информации о звонках, новых электронных письмах, сообщениях и записей с календаря. Поселится на нем также интеллектуальный голосовой помощник Siri. Будет ли это еще один компаньон айфону, связанный с ним кровными узами? Не факт.

Стоит вспомнить мнение бывшего исполнительного директора Apple Жана-Луи Гассе, полагающего, что «умные» часы могут стать именно тем девайсом, который способен совершить еще одну революцию, но при условии, что они не превратятся в продвинутый аксессуар для iPhone или iPad. «Многие потенциально востребованные и революционные гаджеты еще только в процессе разработки, — уверен Андрей Орехов. — В сегмент носимых гаджетов движутся одновременно с двух сторон как крупные игроки рынка потребительской электроники, так и специализирующиеся исключительно на мини-девайсах небольшие компании. Но явного лидера по продажам пока нет». Точно ли судьба нового лидера уготована Apple?

Если вспомнить историю, то плеер iPod пришел на уже сложившийся рынок плееров, iPhone — на рынок смартфонов, а айпэду предшествовал целый ряд проектов, включая нравившийся многим Newton MessageРad. Была еще концепция Dynabook Алана Кэя. Весь этот опыт, как положительный, так и отрицательный, безусловно, учитывался. Что же было по-настоящему революционного? «Инновационная на тот момент инфраструктура, включающая поддержку мобильной техники облачными сервисами, мини-приложениями и качественным контентом, — отмечает Валерий Андреев. — А опиралась эта инфраструктура на новые отношения с правообладателями на цифровой контент и на новые способы работы с прикладным ПО». С этой точки зрения нынешнее управление айфоном с наручных часов — совсем не революционный шаг, всего лишь еще один вариант hands-free. «Похоже, что Apple ведет работу над очередным концептуальным проектом, — считает Андрей Свириденко, председатель правления SPIRIT. — Если эта компания взялась за направление носимой электроники, то явно не для того, чтобы занять уже освоенную нишу, что поставило бы Apple в линейку рядовых производителей смартфонов».

Не зря же глава компании Тим Кук носит на руке браслет Nike FuelBend, который через мобильное приложение соединяется с iPhone и передает ему информацию о физическом состоянии своего владельца? Как то чеховское ружье на стене, часы на запястье главы Apple должны «выстрелить». Порох в пороховницах еще остался?

Мнения

Что подтолкнет популярность нательных гаджетов?

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»

Полагаю, в ближайшее время основными драйверами роста для прикладных решений будут оставаться развитие беспроводных широкополосных сетей и увеличение аудитории мобильного Интернета. А также развитие облачных сервисов, в том числе снижающих требования к аппаратной части устройств, расширение инфраструктуры NFC и, что очень важно, внедрение технологий «дополненной реальности» и распространение сервисов навигации и геопозиционирования. При этом полагаю, что базовым условием действительно взрывного роста рынка таких устройств помимо миниатюризации и дальнейшего расширения опций должно выступать широкое распространение функциональных биометрических решений, полезное использование достижений биоэлектроники в целом.

Владислав Шершульский, руководитель программ технологического сотрудничества Microsoft в России

На мой взгляд, наиболее интересные возможности для развития сегмента носимой электроники дают следующие технологии: гибкие дисплеи e-ink высокого разрешения, например для «умных» часов, и super Wi-Fi (white spaces) — система быстрой связи на расстояния до 100 километров.

Алексей Бессарабский, руководитель отдела маркетинга «Манго Телеком»

В идеале такое устройство, при наличии поблизости смартфона или планшетника, должно выполнять роль удобного пульта управления, но в то же время иметь возможность работать самостоятельно в ситуациях, когда смартфон неудобно брать с собой из-за его размеров. То есть спрос в целом сформировался, не хватает пока хорошего предложения, которое могло бы взорвать рынок. Дело в объективных сложностях разработки таких устройств: это и проблема зарядки, и адекватный дисплей, и сложность проектирования интерфейса, и необходимость использования продвинутых речевых технологий. Также важно, чтобы устройство обладало достаточно широким функционалом (часы, звонки, плеер, сообщения почты, социальных сетей, SMS, геопозиционирование, приложения для занятий спортом и т. д.). И конечно, новое устройство будет иметь больший спрос при интеграции с облачными сервисами.

Андрей Свириденко, председатель правления SPIRIT

Функционал нового устройства Apple, вероятно, будет плотно сопряжен с возможностями LTE-сетей (вспомните, какой маркетинговый акцент сделала Apple на 3G в iPhone, что для потребителей означало «полноценно работающий Интернет») и поддержкой функционала мониторинга «мобильного здоровья» человека. Для Apple сейчас хорошее время озадачиться новым форматом устройств, предназначенных преимущественно для видео и голосовых коммуникаций, которые будут осуществляться через IP-протокол в сетях LTE. Это означает HD-качество мобильного голоса и видео.

Перспективы

Шаг вперед, два шага назад

Сегмент носимой электроники, безусловно, уже стал частью реального рынка, если рассматривать все типы носимой электроники! И его уже разделили между собой несколько крупных игроков, ведущих настоящие войны на технологическом, маркетинговом и юридическом фронтах. Более того, этот новый рынок уже активно отбирает пользователей у привычных всем мобильных устройств, например ноутбуков. Однако мне думается, что темп этого процесса начинает снижаться и со временем волна несколько откатится назад. Выясняется, что у новых устройств довольно много неудобств, ограничений. Поэтому лично я ожидаю изменений на рынке привычных устройств для отыгрывания своих позиций. Для этого есть все предпосылки, но будет ли желание вендоров?..

Вопрос: для чего создавать новый гаджет? Чего такого не хватает пользователю, чтобы общаться с еще большей интенсивностью? Ясно, что замышляемые часы будут весьма миниатюрными и позволят реализовать идею переговорного устройства из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» (Андрей Миронов на дне Невы — помните?). Такое применение для гаджета — с дальнейшей миниатюризацией телефона — мне лично понятно. Однако каким образом эсэмэсить одним пальцем, непонятно! Единственный выход — речевые технологии, но они еще не достигли нужного уровня. Да и человек, говорящий с часами, будет странно выглядеть, и это серьезное препятствие. Потребуются совершенно иные пользовательские интерфейсы: пиктограммы неприменимы, гаджет слишком мал. Тогда как осуществлять навигацию по меню? Функциональные кнопки? Тоже много не разместишь на корпусе, его ведь большим не сделать. Словом, мне бы не хотелось, чтобы новый продукт, так долго ожидаемый, представлял собой маленький телефончик со скринсейвером в виде циферблата. Вот бы был провал так провал!

Кроме того, надо учитывать, что удачные гаджеты Apple не были совершенно революционными именно как мобильные устройства. Компания сумела создать отточенное решение, объединившее гаджеты, пользовательский интерфейс, эргономику, контент, инфраструктуру, бизнес-модель в единое гармоничное целое. Именно это, а не только сами гаджеты, и обеспечило ту предыдущую революцию. Мне кажется, что еще не прошло достаточно времени для формирования нового демарша, тем более от того же самого вендора! Ждем–с…


Валерий Андреев

за­мес­ти­тель ди­рек­то­ра по на­уке и раз­ви­тию ком­па­нии ИВК

Кунсткамера

Ушки на макушке

На шоу потребительской электроники CES 2013 компания NeuroSky показала надеваемый гаджет Necomimi, снабженный кошачьими ушками. Специальные датчики, прикрепляемые к голове, реагируют на возбуждение определенных участков коры головного мозга. Когда вы сосредоточены, ушки наклоняются вперед, когда расслаблены — назад. Если же наслаждаетесь едой, приятной компанией или погодой, ушки двигаются взад-вперед. На сайте компании необычный гаджет предлагается по цене 69,99 доллара, а еще за 19,99 доллара для него можно приобрести запасные ушки.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера