Архив   Авторы  

Кошелек или жизнь
Hi-techИнтернет

Детство у Рунета закончилось. Наступила пора зарабатывать деньги

 

Объединенная конференция "РИФ+КИБ 2010" на прошлой неделе собрала в Подмосковье цвет российской интернет-индустрии: от монстров вроде "Яндекса" и Mail.ru до амбициозных одиночек, пытающихся привлечь внимание к своим проектам. Все они были солидарны в том, что Рунет переживает период бурного роста. Во-первых, буквально в прошлом году в российские регионы начал проникать недорогой широкополосный Интернет: по данным компании "Яндекс", его стоимость в среднем составила 660 рублей в месяц. Это сразу же привело к росту числа пользователей Сети (по данным "Яндекса", в конце 2009 года аудитория Рунета выросла на 8,5 миллиона человек и составила уже 42,5 миллиона пользователей) и сделало возможным их доступ к "тяжелому" контенту, то есть видео и музыке, а это именно та информация, которую пытаются в первую очередь монетизировать разработчики различных интернет-сервисов.

Надо сказать, что волшебное слово "монетизация" звучало на форуме куда чаще всех остальных вместе взятых. В Рунете пытаются заработать все и на всем. Правда, далеко не всегда это получается. "Если мы говорим об авторах проектов, то в этой среде сегодня по-прежнему наиболее ходовая для реализации модель - интернет-ларек с витриной без каких-либо условий для выполнения заказа", - говорит генеральный директор компании SoftKey Феликс Мучник. Но он отмечает и огромный потенциал онлайнового рынка Рунета: "Емкость рынка значительно выше, чем плотность бизнес-проектов, представленных сегодня в Рунете".

Но даже при невысокой плотности рынок онлайновой торговли показывает достаточно неплохие результаты, особенно с учетом мирового финансового кризиса. Так, по данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, в 2009 году его объем составил около 240 миллионов рублей. Причем наиболее заметно росли такие сегменты, как покупка цифрового контента (то есть музыки, видео и книг) - на 133 процента, и компьютеров с комплектующими - на 81 процент. Такие показатели приводит аналитическое агентство RUметрика. На рост потребления цифрового контента оказывает влияние и все большее распространение мобильных устройств, способных его воспроизводить: коммуникаторы, смартфоны, электронные книги и т. п. Рунет становится все более мобильным. Уже сейчас хорошим тоном стало создавать отдельную версию сайта для работы на мобильных устройствах, а социальные сети предлагают свои приложения смартфонов и коммуникаторов. Сами социальные сети тоже становятся более разнообразными. По мнению экспертов, происходит определенное взросление Рунета. Те, кто стал интеренет-пользователем в возрасте 10-15 лет, сейчас перешли в другую возрастную категорию, у них меняются вкусы и круг общения. Пользователи "тусовочных" проектов вроде "ВКонтакте" переходят в другие, более взрослые проекты. Все более популярными становятся и проекты, использующие технологии "коллективного интеллекта". Это сервисы вопросов и ответов, рекомендательные сайты или проекты, дающие возможность совместной работы над какой-либо задачей. Правда, пока в Рунете они оказываются по большей части развлечением.

Социальные сети, кстати, являются одним из наиболее сильных двигателей развития Рунета. На них обращают все большее внимание рекламодатели, с их помощью пытаются продвигать свои товары и услуги маркетологи, и именно социальные сети показывают впечатляющие темпы роста. Можно сказать, что именно они стали той точкой, в которой сошлись интересы бизнеса и народных масс, ведь люди хотят быть не только потребителями, им нужны развлечения, а также общение. Именно социальные сети дают им все это, причем, как говорится, в одном флаконе. Интересное мнение о воздействии социального веба на реальную жизнь высказывает член оргкомитета Всемирного конгресса русскоязычных психотерапевтов Марк Сандомирский: "Усиливается влияние Интернета на реальную жизнь, точнее, его интеграция в повседневную реальность. Это не только возможность приобретения через Интернет товаров и услуг, получения справочной информации, в том числе от официальных инстанций, но еще и возможность использования Сети для защиты прав потребителя, для привлечения внимания к актуальным социальным проблемам. Постепенно Интернет становится и в нашей стране проводником гражданского общества". Если вспомнить недавние истории с видеообращениями сотрудников милиции, размещенными на YouTube, или инициативу "синих ведерок", когда автовладельцы закрепляли на крышах своих машин детские ведерки, имитируя мигалки, и выкладывали ролики в Сети, то трудно не согласиться со словами Сандомирского. Интернет действительно становится удобным инструментом, который значительно повышает комфорт существования. В первую очередь это касается проектов так называемой расширенной реальности - они позволяют получать информацию о реальных объектах с помощью мобильных устройств, например, отзывы посетителей о кафе, его актуальное меню, расписание кинотеатра на день или неделю и множество другой полезной здесь и сейчас информации.

Это направление делает в России только первые шаги, но потенциал подобных проектов огромен, хотя есть факторы, сдерживающие рост. Например, отсутствие удобных финансовых инструментов и внятного государственного регулирования "электронных денег" эксперты считают фактором, тормозящим рост интернет-экономики и, как следствие, Рунета в целом. Дайте людям возможность с удобством платить, и они будут значительно чаще пользоваться возможностями онлайновых платежей - в этом сходятся все участники рынка. Они отмечают, что не так давно в эту сферу пришли серьезные игроки, значит, есть надежда, что спорные вопросы будут решены. "Серьезная тенденция - дальнейший выход на рынок крупных операторов услуг, в первую очередь в сфере услуг ЖКХ, в потенциале - оплаты госуслуг", - говорит генеральный директор компании ChronoРay Павел Врублевский.

Роль государства в развитии Рунета отмечают многие эксперты. Определяющей считает ее, например, главный редактор журнала "Доменные имена" Александр Венедюхин, говоря, что "государство тут задает все основные тенденции". Это относится и к сфере безопасности, и к правовому регулированию действий как пользователей, так и поставщиков услуг. А Феликс Мучник считает: от того, как именно будет влиять государство на Рунет, в целом зависит развитие онлайнового бизнеса. "Если в Россию придет нормальный венчурный капитал и государство будет помогать развитию, мы действительно станем свидетелями развития Рунета. Нужна эффективная финансовая система и менеджеры", - говорит он.

Проблем развития у нашего Рунета хватает. Но, судя по всему, это проблемы роста, а поводов для глобального пессимизма не наблюдается.

Мифы и реальность

Прозрачный аноним

В народных массах бытуют два мифа: о тотальной анонимности Интернета и тотальном беспределе, творящемся в Сети из-за этой самой анонимности. "Пользователь анонимен только на самом верхнем уровне, когда он регистрируется в Сети под ником, но на следующих уровнях провайдер знает о нем все, - говорит Денис Лобанов, управляющий директор "АКАДО-Столица". - Это такая же анонимность, как в медицине: лечащий врач знает все подробности". Тот, кто не верит его словам, может легко найти в Интернете ресурс, на котором в течение секунды узнает всю правду о себе: IP-адрес компьютера, МАС-адрес модема или сетевой карты точки доступа Wi-Fi, версию ОС, браузера, характеристики экрана, местоположение пользователя (страна, оператор, конкретный регион) и много другой информации, достаточной для того, чтобы определить конкретного участника любого интернет-сеанса. "Более того, в системном журнале оператора явно указывается соответствие IP-адреса и имени пользователя, - поясняет Антон Разумов, консультант по безопасности Check Point Software Technologies. - Такая информация используется, в частности, при разборе спорных случаев биллинга". Странно, если бы это было не так, ведь по Интернету общаются две технические системы, и для полного "взаимопонимания" им необходимо детальное знание технических особенностей друг друга. Интересно, что вы даже можете узнать, есть ли у вашего компьютера открытые в данный момент порты, то есть возможность какой-то программе встроить свои команды в системное нутро вашего ПК (таким способом, кстати, частенько на компьютеры пользователей пробираются вирусы). Собственно, предотвращать подобные попытки и есть задача антивирусных программ. Сегодня они держат оборону не только на рубежах вверенных им компьютеров, но постоянно мониторят сайты Интернета, помечая часть из них как явно вражеские, другие - как подозрительные. Получается интересная ситуация: антивирусные компании знают все о темной стороне Интернета, а провайдеры - о людях и компаниях, которые под разными личинами действуют в Интернете. Проблема в том, что эти две сферы деятельности никак между собой не связаны, причем мошенники действуют со скоростью Интернета, а противодействие им идет в форме традиционной судебной бюрократии: жалоба - возбуждение судебного производства - расследование. На поверхности - простое решение: обязать провайдеров фильтровать интернет-трафик. Но на деле все не так просто. Во-первых, есть понятие фильтрации по политическим или моральным соображениям, которые нельзя полностью автоматизировать. Во-вторых, в тех случаях, когда за одним внешним IP-адресом скрываются сотни пользователей, установить взаимно однозначное соответствие между этим адресом и именем конкретного пользователя очень непросто, поясняет Антон Разумов, ведь для этого необходимо перехватывать и хранить все передаваемые пакеты данных, адреса, порты, содержимое. При нынешних скоростях это огромные объемы информации. Но даже если это сделать, само по себе увеличение детализации в отчетах вряд ли приведет к значительному сокращению злонамеренной активности, замечает Олег Шабуров, старший системный инженер Symantec в России и СНГ: "Бесспорно, это позволит собрать больше информации о тех машинах, которых превратили в зомби. Но они всего лишь пешки в большой игре злоумышленников". Кто должен стать силой, способной объединить "оперативную интернет-обстановку" с IT-безопасностью пользова-телей? Ответа пока нет. Понятно одно - отдельного "закона об Интернете" не будет, так как с ним как с технической системой коммуникаций все понятно. Доработка требуется в оргчасти: инициация расследования, распределение полномочий и ответственности.


Елена Покатаева
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера