Архив   Авторы  
На XIII Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале картина «Бабка Ежка и другие» Валерия Угарова была признана лучшим полнометражным фильмом

Нарисуют - будут жить
Искусство и культураСпецпроект

Отечественную мультиндустрию может возродить полнометражная анимация




 

Полнометражная мультипликация в моде. Крупнейшие фестивали мира включают анимационные фильмы в официальную программу. Так, на юбилейном 60-м Каннском форуме спецприз жюри получила рисованная картина «Персеполис». Однако в СССР и в России «большая анимация» никогда не играла такой роли, как на Западе, - королевой отечественной мультиндустрии была короткометражка. С наступлением рыночных времен наши продюсеры с удивлением обнаружили, что полнометражная анимация может делать очень хорошую кассу, занимая нишу семейного кино. И требуется для этого самая малость: чтобы фильм был, словно гоголевская дама, приятный во всех отношениях.

И вот на российские экраны вышло крупнокалиберное анимационное кино: в прокат поступило сразу четыре мультфильма отечественного «пошива» - «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Бабка Ежка и другие», «Элька», «Ролли и эльф». На подходе еще восемь, среди которых две экранизации «Старика Хоттабыча», по одной - «Человека-амфибии» и булычевской «...Алисы», плюс «Гофманиада» по рисункам Михаила Шемякина. На анимацию обратили внимание крупнейшие прокатные компании («КАРО», «Наше кино»), в рисованное кино потянулись режиссеры-игровики: Данелия практически завершил работу над мультверсией «Кин-дза-дзы», Митта приступает к съемкам «Руслана и Людмилы». Об анимационном кино мечтает Александр Рогожкин.

Чем привлекает анимация режиссеров, понятно. Здесь ведь не требуется ограничивать фантазию. Можно не зазывать капризных и дорогостоящих артистов. Хотим Чарли Чаплина? Нарисуем. А кинозвезды первой величины охотно рисованного персонажа озвучат.

У долгоиграющего мульткино богатая история. Подлинный прорыв на фронте «длинного» мульткино осуществил Уолт Дисней.

Но еще до Диснея в разных странах зрителя пытались заинтересовать рисованными сюжетами. В СССР в 1925 году группа отважных мультипликаторов-экспериментаторов своим фильмом «Китай в огне» открыто поддержала китайскую революцию, протестуя против иностранного вмешательства в дела братской страны. При тогдашней скорости проекции показ фильма продолжался чуть менее часа. Надо сказать, что полнометражные фильмы были и в истории советской мультипликации. Рождались они и в сумбурные 90-е годы. Но кризис погрузил отечественную анимацию в глубокий летаргический сон. Зритель уже стал забывать о ее существовании. Фильмы вроде бы делались, но о прокате мечтать не приходилось. Максимум, на что могли рассчитывать авторы «Новых бременских», мультверсии «Королей и капусты» О’ Генри, осетинской сказки «Волшебная флейта», христианской эпопеи «Чудотворец», - это видеопрокат.

В начале 2000-х в прокате изредка появлялись анимационные картины: «Щелкунчик», «Незнайка», «Князь Владимир». Но они так и остались штучными работами среднего качества. Лед тронулся с выходом (еще вполне скромным) на экраны сказки Гауфа «Карлик Нос», продюсером которой стал Сергей Сельянов. Ну а дальше - понятно: попав в нежные, но крепкие объятия анимации, из них не вырвешься. Пришлось создавать в Питере студию «Мельница», обучать новых художников. И снимать фильм за фильмом с регулярностью и темпом, поразительными для нашей страны, восхищающими иностранных экспертов. Так была создана трилогия «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

Полнометражное кино стало фундаментом, на котором возводится заново отечественная мультиндустрия. Ведь каждый проект требует внушительного числа профессионалов. Подчас над конкретным фильмом приходится надстраивать студию, обучать молодых аниматоров. Так было со «Смешариками», из которых выросла студия «Петербург» (амбициозный сериал на двести серий стал одним из самых популярных у российских зрителей, сейчас режиссер Денис Чернов снимает полный метр «Смешариков»). Но профессионалов все равно катастрофически не хватает, из фильма в фильм переходят одни и те же мультипликаторы, художники, прорисовщики, фоновщики.

Беда отечественных полнометражных фильмов - их качество. Режиссеры мечтают о создании фильмов уровня «Шрека», «Рататуя» - остроумных, эмоциональных, лихих историй. А на экране появляются вялые, инфантильные, сомнительные по вкусу, лишенные ярких персонажей фильмы. Такие, как «Элька». Или пафосные полотна, как «Князь Владимир». Ощущение, что короткий мультик взяли за уши и натянули на хронометраж «большого фильма». Или не слишком интересное игровое кино «перерисовали». Хотя понятно, что анимационная картина строится совсем по другим законам. Отчего так выходит? Почему в нашей лучшей в мире анимации сегодня так ощутим дефицит профессионализма?

Возможно, причина не только в нехватке кадров - от сценаристов до аниматоров и прорисовщиков. В анимационной среде существует устойчивый стереотип восприятия полнометражной анимации как коммерческого кино - средства заработка. А значит, налицо и некоторое высокомерное отношение авторов и художников к этому «бизнесу». Хотя мне кажется, что российские мастера с их багажом одной из лучших анимационных школ мира могли бы создавать рисованные и компьютерные произведения высочайшего авторского качества, в то же время трогающие зрителя. Как «Персеполис» - история взросления девочки на фоне иранской революции. Или фантасмагорические сказки современного классика Хаяо Миядзаки, восхищающие в равной степени взрослых и детей. Кстати, сам Миядзаки признается, что главным авторитетом в анимации для него является наш Лев Атаманов и лучшим фильмом - «Снежная королева»...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера