Архив   Авторы  

Танцы по правилам и без
Искусство и культураСпецпроект

«Раньше меня все время сравнивали: «Он танцует как Нуреев, как Мария Каллас поет, у него ноги лучше, чем у Марлен Дитрих». После этого я сказал: давайте я лучше буду первым Малаховым, чем вторым Нуреевым», - признался «Итогам» директор берлинской «Штаатсопер»


 

Всередине 80-х Владимира Малахова не взяли в Большой театр, так как у артиста родом из Кривого Рога не было столичной прописки. Поэтому он уехал из России, разом превратившись в третьего великого балетного беглеца - вслед за Нуреевым и Барышниковым. Ныне мировая звезда успешно руководит балетом берлинской «Штаатсопер» и ездит с гастролями по всему миру. А в Москве с его спектаклем по-прежнему непросто: Владимир Малахов танцует не принца и не в Большом, а ... Чайковского в гастрольной премьере петербургского Театра балета Бориса Эйфмана.

- Вас не достали бесконечные сравнения с Нуреевым и Барышниковым?

- Хорошо, когда тебя сравнивают с такими звездами. Сейчас этого меньше, но раньше меня все время сравнивали: «Он танцует как Нуреев, как Мария Каллас поет, у него ноги лучше, чем у Марлен Дитрих». Что остается от Малахова? Да ничего. После этого я сказал: давайте я лучше буду первым Малаховым, чем вторым Нуреевым.

- Вы уже шесть лет успешно руководите балетом в одном из самых известных в Европе театров - «Штаатсопер Унтер-дер-Линден». Скажите, а вам не приходило в голову, что при нынешнем «запрограммированном» безвластии в Большом вас могли бы позвать «на царствие» в Москву?

- У меня нет идеи вернуться. Мозги уже работают чуть-чуть по-другому, на западный манер. И вы же знаете, у меня с самого начала не сложились отношения с Большим театром.

- Выходит, байка о том, что Малахова не взяли в Большой театр из-за отсутствия прописки - правда?

- Правда. Это был 1986 год. Хотя с самого выпускного экзамена все были уверены, что меня непременно возьмут в Большой, меня не взяли. Приютил и дал все, что мог, Классический балет Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Сейчас я думаю, что все уже было расписано там, на небе: куда пойду, чем буду заниматься. Даже если бы мне сейчас предложили руководить Большим, думаю, я не смог бы справиться с огромным механизмом, который неизвестно еще куда пойдет. НоЕ Говорить плохо о своих коллегах и одноклассниках не могу. Мне кажется, Алексей Ратманский (когда-то они жили с Малаховым в одном интернате. - «Итоги») проделал громадную работу. А то, что случилось сейчас, когда из одного человека сделали трех, это неправильно. Почему Юрий Николаевич Григорович вернулся? У него был свой Краснодар, где он хорошо себя чувствовал. Может, что-то под этим скрывается, но даже не хочу об этом знать. Я человек нелюбопытный.

- Но зрителю обидно: как танцовщик вы появляетесь в Большом в лучшем случае один раз в несколько лет.

- Система Большого театра не думает на год-два вперед, а я сейчас формирую план на 2009-2010-й. Мне, например, предлагали станцевать «Жизель» с таким небольшим запасом времени, что я не мог согласиться. Если в «Унтер-дер-Линден» подписан контракт с японцами и балетной премьерой дирижирует Даниэль Баренбойм, музыкальный руководитель нашего оркестра, я не могу сказать ему: «Извините, меня позвали в Большой».

- Вы и на директорскую должность в Венской опере не пошли.

- Да. Но Венская опера все еще пытается меня переманить. Просто мне жалко оставлять то, что я уже сделал в Берлине. Я слишком много вложил в эту мою семью, чтоб бросить ее на произвол судьбы.

- Вы вообще мягкий директор?

- Мягкость директора - в чем-то уступаешь ты, в чем-то уступают тебе. Но есть профсоюзы, которые не позволяют, например, чтобы кордебалет работал после шести вечера. ...Вот только что получил эсэмэску: мой директорский контракт продлен еще на семь лет. Хотя у нас в Берлине большие проблемы - не финансовые, художественные. Не продлили контракт нашему интенданту в «Штаатсопер» и в «Дойче опер».

- Вам кто его продлевает?

- У вас бы это назвали городской думой. Там сидят разные партии - зеленые, желтые, красные, не знаю какие.

- Сегодня в вашем русском уже появился легкий акцент. Что было самым трудным в адаптации за границей?

- Мне же на самом деле пришлось начинать с нуля - без языка, с русским паспортом и контрактом только на два спектакля! Мало того, пока мне делали визу, на один из них я опоздал! Я ехал в никуда. Потом завертелось: контракт в Венской опере, Национальный балет Канады, Американский балетный театр, Штутгарт. Одно время было четыре труппы, нужно было носиться; потом перешел на гостевой контракт, получил приглашение в Берлин на «Щелкунчика» и «Лебединое» с Баренбоймом, с 2002 года стал директором.

- Пока танцевали в Америке, контактировали с Барышниковым?

- Контакт с ним появился только три года назад (смеется). Через одиннадцать лет! Когда я в 1991 году станцевал «Жизель» в «Метрополитен», самый известный американский критик Анн Киссельгоф написала, что со времен Эрика Бруна зритель не видел такого графа Альберта. Конечно, Барышников разозлился. А когда объявилась Диана Вишнёва, я занимался с ней в той же студии, где работает Миша. Он подошел и тихо сказал по-русски: «Ты не мог бы меня представить Диане Вишнёвой?» Нормально?! Но это естественная актерская зависть.

- Можно ли говорить о «русском засилье» на западных сценах? Смотрю составы европейских трупп - нет ни одной, где бы не было русских, украинцев, белоруссов; нас почти столько же, сколько латиноамериканцев.

- Да. Но, например, в Европе латино меньше, чем в Америке. А в Америке нет ни поляков, ни хорватов, ни французов. Не знаю, отчего это зависит.

- Вы приехали в Москву на один день станцевать Чайковского. Считаете, нормально, что Чайковский танцует? У Бежара вот и Ленин пляшет.

- Все возможно. Даже Иисуса танцуют, так почему бы не выводить на сцену людей менее известных? Чайковского я танцую и в Берлине...

- У вас большие возможности. Не возникало ли идеи привезти в Россию на гастроли главное берлинское сокровище - «Кольцо вокруг кольца» в постановке Бежара?

- Идея хорошая, но много сложностей. Сейчас получить права на гастрольные показы Бежара почти невозможно. И еще: пять часов балета подряд - готов ли к этому российский зритель? Мне самому легче пять часов танцевать, чем смотреть на сцену. А потом, в этом балете слито четыре оперы. Артисты и разговаривают, и поют, и кричат.

- Что бы вы сами хотели танцевать здесь, в России?

- Возможно, ту же «Жизель» со Светланой Лунькиной, что уже танцевал однажды. Может быть, это будет мой последний спектакль. Мои одноклассники уже почти не танцуют.

- А вы до какого времени собираетесь танцевать?

- Пока тело функционирует.

- Кстати, вы время от времени танцуете в костюме Адама...

- Голым, что ли? Для меня не проблема быть голым. Это для России ужас-ужас. В Берлине - нет, менталитет другой. Если в тебе заинтересованы лучшие фотографы мира и просят позировать голым - пожалуйста.

- Для вас это реклама или возможность открыть в себе что-то новое?

- Скорее второе. Есть целая книга фото, где я все время голый, издана в Японии, и потому все, что впереди, прикрывалось руками. Там позы классического танца - линии, ноги. Был такой огромный успех, что никто даже не обращал внимания, видно там что-то или не видно. А когда меня снимала Анн Лейбовиц, я сидел как мыслитель Родена, и друзья из России начали говорить: «Как ты мог?» Но ведь это мое тело, для меня не проблема. И для Запада не проблема. Я артист, а не только директор.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера