Архив   Авторы  
В «Новом Манеже» можно увидеть раритеты из семейного архива Люмьеров

Французские самоцветы
Искусство и культураСпецпроект

Одним из ярких событий VII Международного месяца фотографии стала выставка «Братья Люмьер: ранний цвет»

 

Кажется, что про братьев Люмьер мы знаем достаточно. Изобретение кинематографа, первый сеанс в кафе на бульваре Капуцинов, «Прибытие поезда», повергшее зрителей в ужас… Менее известно, что Огюст и Луи Люмьеры еще и придумали технологию цветной фотографии. Неудивительно, что выставка «Братья Люмьер: ранний цвет (автохромы)», которая проводится при поддержке компании MasterCard, стала одним из самых ярких событий VII Международного месяца фотографии.

На заре фотографии цвет был почти такой же заветной мечтой, как движение. И то и другое приближало появляющуюся на пластинке картинку к реальности. Разница заключалась лишь в том, что движущееся изображение было совершенной экзотикой - не случайно первые кинооператоры, которых Люмьеры обучили управляться с их изобретением, и не думали двигать камеру. Зачем? Сам факт движения пешеходов, кабриолетов, поезда в кадре выглядел чудесным. Отсутствие же цвета, напротив, ощущалось как недостаток: поиск его начинался в борьбе за равные права с живописью.

Большинство фотографов не искали сложных путей: брали обычную черно-белую фотографию и слегка подкрашивали акварелью или даже маслом. Некоторые нанимали для этого дела художников. Иван Крамской, например, в юности такой ретушью подрабатывал. Нельзя сказать, чтобы все «крашенки» впечатляли тонкостью работы, но зато процесс можно было поставить на поток. Кстати, это народное средство использовали на всю катушку наши полиграфисты и идеологи. Портрет Иосифа Сталина, снятый Иваном Шагиным в 1951 году и раскрашенный художником Семеновым, можно считать образцом политического гламура.

Более изобретательные мастера, чтобы получить цветное изображение, делали аж три съемки с тремя разными фильтрами. Во время этой процедуры тот, кого снимали, вынужден был быть недвижным, аки скала. Потом оранжевое, синее и зеленое изображения сводили в одно. Тут уж, ясное дело, за мгновением не угнаться. Братья Люмьер, как настоящие практичные французы, мечтали не только достичь цветом живописного эффекта, но и… поставить его на заводской конвейер. Как ни странно, им это удалось. Их автохромы - шедевр экономии сил и времени по тем временам. Три фильтра Люмьеры уместили на одной пластинке. А чтобы она не становилась толстенной и тяжелой, как бабушкина лупа, в качестве основы использовали крахмал. Три разноцветных слоя крахмала поверх стекла, плюс лак, да еще фотоэмульсия - такова была идея. В начале ХХ века люмьеровские автохромы завоевали мир. Позитив получался в одном экземпляре. Чтобы увидеть его, нужно было посмотреть на свет. Следующие лет тридцать достойных конкурентов у автохромов не появлялось.

В «Новом Манеже» можно видеть эти раритеты из семейного архива Люмьеров - в лайтбоксах высвечиваются живые картины из прошлого. Большая семья летним днем под раскидистым деревом в саду. Две девушки с велосипедом, остановившиеся поболтать. Натюрморт с фруктами - простодушный привет малым голландцам и большим фламандцам. Дама под красным зонтиком, сидящая на травке вместе с дочкой. Сегодня пленительное обаяние этих работ нельзя приписать техническому эффекту. Вряд ли оно связано и с тем трогательным упорством, с каким изобретатели стремятся быть на высоте живописных достижений своего времени. Хотя, между прочим, иногда они их даже опережают. Скажем, портрет резчика кукол в Лионе, сделанный в окружении марионеток, предвосхищает работы сюрреалистов. Но в основном это хроника приватной жизни. Их мир вроде бы очень близок нашему. Но он как будто простодушнее. Он полон любви к семье. Он не ожидает подвоха от прогресса. Он не ведает о грядущих катастрофах. Люмьеры снимали свою жизнь. Не ведая, что после проявления на снимках окажется потерянный рай.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера