Архив   Авторы  
Лучшим спектаклем большой формы, как и ожидалось, стал «Жизнь и судьба» Льва Додина

Без обид
Искусство и культураСпецпроект

Жюри «Золотой маски» в области драматического театра умудрилось всем сестрам раздать по серьгам


 

Если не считать нестерпимо затянутое, с накладками и прочими несуразностями прошедшее награждение, то стоит признать, что «Золотая маска» в этом году прошла на удивление мирно и даже как-то благостно. Ровно ни с чем не хочется спорить, ни с выбором экспертов, ни с решением жюри. Согласитесь, по нынешним временам событие из ряда вон.

Эксперты-критики, уставшие все время повторять, что театр наш в кризисе и дела его из рук вон плохи, поднапрягли зрение и выбрали 15 лучших российских спектаклей (5 в большой форме и 10 - в малой). Едва ли не впервые их выбор не хотелось оспаривать. Да, в спектакле «Последние» Нижегородского ТЮЗа, мягко говоря, не слишком удачно играют актеры. Однако легко вообразить, как рассуждали эксперты. В этот театр, никогда никуда не выдвигавшийся, только что назначен режиссер Вячеслав Кокорин. Режиссер он в провинции известный, а главное - хороший. И пьесу Горького «Последние» он умно разобрал, интересно мизансценировал, с художником Ларисой Наголовой придумал любопытное оформление. Как не поощрить? Польза от номинации в данном случае очевидна. Или вот пермский театр «У Моста» привез на «Маску» спектакль «Сиротливый Запад» по пьесе Мартина Макдонаха, в прошлом сезоне побившего все рекорды по популярности в нашей стране. Но режиссер Сергей Федотов за модой уж точно не гонялся, он давно этого драматурга для себя открыл и вполне удачно ставит. В постановочном отношении спектакль его камерный, скромный, но актеры честно и правдиво играют. Почему эксперты этот симпатичный театр раньше не замечали, бог ведает, но нынешние разглядели, спасибо им. Тут и актеров можно было номинировать, но и без того, я думаю, театру одна только радость вышла.

Знаете, чем хорош выбор экспертов в этом году? В нем не было оголтелости. И агрессии не было. Мол, выбираем только актуальное, демонстративно современное и шумное, а всем остальным пора на покой. Они (эксперты, то есть) без снобизма и предубеждения по крупицам подбирали (да, граждане, такие теперь времена) хорошее искусство. А левое оно или правое - не все ли равно?

Ну и жюри не подкачало. Обычно ведь как бывает: только отзвучит финальный аккорд, как театральные критики принимаются с пеной у рта спорить, пожимать плечами, удивляться и гневаться. «Не тому дали» - слова эти чаще всего сопровождают прощальный банкет. В этот раз если и ругались, то тихо, про себя, до скандала дело не дошло. Ну не дали твоему фавориту, но ведь не стыдный выбор, как говорится, в рамках искусства. Жюри под председательством доктора искусствоведения, профессора Алексея Бартошевича проявило чудеса гибкости и каким-то образом умудрилось всех достойных заметить и наградить. Как это ни удивительно, при всех наших охах и вздохах о тоскливой жизни российского театра в некоторых номинациях в этом году конкурс был как никогда силен. С ученицами Петра Фоменко - Полиной Агуреевой («Июль» в театре «Практика»), Ириной Пеговой («Рассказ о счастливой Москве» в «Табакерке»), Полиной Кутеповой, Ксенией Кутеповой и Мадлен Джабраиловой («Самое важное» в «Мастерской Петра Фоменко») в номинации «лучшая женская роль» соревновалась прекрасная питерская актриса Марина Игнатова, отлично сыгравшая Лизу в «Живом трупе» Александринского театра. Как тут выбирать, по каким критериям? Жюри, в конце концов, предпочло Пегову, но и про актрис в «Самом важном» не забыло. На подобный затруднительный случай в запасе есть спецпризы, один из них им и дали. Кто-то, нет сомнений, сделал бы другой выбор (я, например, за Агурееву проголосовала бы, очень уж трудная и необычная задача перед ней в «Июле» ставилась), а только здесь кому ни дай, все равно не ошибешься.

Сразу несколько спектаклей малой формы абсолютно на равных могли претендовать на главную награду: «Самое важное» в «Мастерской Фоменко», «Рассказ о счастливой Москве» в «Табакерке», а тут еще из питерского Александринского театра привезли спектакль «Иваны», поразивший всех невиданным размахом и мощью. История о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, рассказанная Гоголем, превратилась у режиссера Андрея Могучего в какую-то космическую мистерию, спутавшую времена и народы. На всех уровнях сцены шла своя, совершенно абсурдная жизнь, неспешно прогуливалась лошадь, громыхали телеги, пел хор, ведьма из трубы выскакивала, над сценой летала, «Лебединое озеро» по телевизору транслировали. Анекдот здесь обернулся трагедией, а частная ссора разрослась до вселенского и всеобщего раздора.

Похоже, жюри часто приходилось восклицать наподобие гоголевской Агафьи Тихоновны из «Женитьбы»: «Право, такое затруднение - выбор!». Я бы, вздохнув от напряжения, склонилась именно к «Иванам». А жюри весьма неожиданно выбрало «Грозу» Магнитогорского драматического театра (см. «Итоги» № 16), тоже ничего страшного. Понять их можно, очень уж яркий, эмоционально сильный спектакль. Несомненно талантливый, только лучший ли это спектакль сезона - вот вопрос. Про спектакли большой формы как-то сразу всем было ясно, что премию получит «Жизнь и судьба» в питерском Малом драматическом театре, так и вышло. Я болела за «Живой труп» в Александринке, но и жюри Валерия Фокина без внимания не оставило. Он получил второй спецприз с важной и очень верной формулировкой - «за возрождение Александринского театра».

Одним словом, большой пирог, называемый «Маской», в этом году был как никогда аккуратно разрезан на кусочки и роздан по заслугам. В результате, как сказала когда-то по иному поводу актриса Ольга Волкова (ее слова цитировали на церемонии), все были потрясены «элегантностью расфасовки». Правда, отличный спектакль Алексея Левинского «Игроки» в театре «ОКОЛО» без наград остался. Жалко, но, как известно, пряников сладких на всех всегда не хватает, кто-то должен был остаться ни с чем. Так карты (ну или голоса членов жюри) выпали. Ничего страшного, сладкое в больших количествах, как известно, вредит здоровью. В конце концов, все эти премии - всего лишь большая игра. Для самолюбия, конечно, приятно, а в реальной жизни они мало на что влияют. Вот разве что Магнитогорскому театру премия чем-то да поможет. А это значит, что правильно ее им дали, даже если кто-то с этим не согласен.

РАЗЪЕЗД

Что под «Маской»?

- Мне кажется, что наше общее решение вполне достойное. Наверняка кто-то будет возражать, но мне лично не стыдно. А все же я никогда больше не соглашусь в чем-то подобном участвовать. Когда есть несколько одинаково достойных спектаклей, а ты должен из них выбрать какой-то один, это самое настоящее мучение. Если бы я один решал, наверное, список победителей был бы иным. Но мы решали коллегиально, учитывая многие обстоятельства. Например, «Жизнь и судьба» в постановке Додина: нам показалась очень важной и своевременной тема, в нем звучащая. Что касается «Грозы» Льва Эренбурга, то меня поразило, как эту вещь, хорошо мне знакомую (я сам ведь в этой пьесе играю и очень люблю наш спектакль в ТЮЗе), можно по-новому открыть. Да, этот спектакль избыточен, в нем есть лишнее, но он захватывает каким-то живым, подлинным чувством.


Игорь Ясулович

на­род­ный ар­тист Рос­сии

- Решением жюри никогда никто не бывает доволен. Я, например, болел за спектакль Евгения Каменьковича «Самое важное». Он невероятно легко, тонко и при этом очень продуманно сделан. И блестяще сыгран. Впрочем, актрисы заслуженно получили награды. Не видел, к сожалению, «Иванов» Могучего, но слышал, что это очень сильно сделано. Но получил приз совсем другой спектакль, что поделаешь. Хорошо понимаю тех, кто в этом году принимал решение, оно очень взвешенное. Никого не хотели обидеть, старались всем дать по кусочку. Тут надо понимать, что итоговое решение всегда результат компромисса.


Алексей Бородин

ху­до­жес­твен­ный ру­ко­во­ди­тель РАМТа

- Для меня «Маска» - это игра. Забавная, приятная, но игра. Поучаствовал, а потом пошел на репетицию и обо всем забыл. Но я очень рад за «Грозу» в Магнитогорской драме. Им эта премия нужнее, чем нам. Смотрел спектакль Эренбурга и поражался. Сейчас на нашем с Крымовым курсе в РАТИ студенты занимаются Островским. Мы дали им задание подготовить не обычные и традиционные отрывки из пьес, а этюды на тему. И вот я прихожу в театр и вижу как раз такие этюды. Тут прямо-таки методика готовая - бери и пользуйся, обязательно пригодится. И играли они эти этюды истово, с полной отдачей, молодцы.


Евгений Каменькович
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера