Архив   Авторы  
На церемонии вручения премии «Европа - театру» коллектив белорусского «Свободного театра» скандировал: «За нашу и вашу свободу!»

Поперек Батьки
Искусство и культураСпецпроект

На церемонии вручения премии «Европа - театру» в Салониках особо отметили белорусских борцов с авторитаризмом

 

Не устаю повторять, что премия «Европа - театру», может быть, самая престижная в своей области. Впрочем, сравнивать ее не с чем, она одна-единственная. В театральном деле и фестивали по большей части без призов обходятся, и «Оскаров» у нас нет. Следовательно, именно этот европейский знак отличия и расставляет мировые таланты по своим местам, на первый-второй рассчитывает. В каком-то смысле полезное занятие. Помогает ориентироваться.

Существует премия давно, 12 лет уж как, и почти все бесспорные гении ее получили: Питер Брук, Джорджо Стрелер, Ариана Мнушкина и т. д., и т. п. Помимо главной награды в 60 тысяч евро есть еще одна под названием «новая театральная реальность» (20 тысяч евро), она дается тем, кто сколько-нибудь серьезно заявил о себе в последнее время. Ее получали Анатолий Васильев, Эймунтас Някрошюс, Кристоф Марталер. Сами видите, ориентация до сих пор была верная. Да, наших режиссеров, талантами не обделенных, в этом списке мало. Тут вступают в силу обстоятельства, от их дара не зависящие. Решает все международное жюри, состоящее из европейских театральных критиков, директоров фестивалей и так далее, они наш театр не очень знают. Расстраиваться не стоит - в конце концов, не в премии счастье. Любопытно, однако, другое. Что нужно сделать, чтобы тебя заметили в Европе? Там театр испокон века за политизированность прежде всего ценился. Нынешняя церемония дала недвусмысленный ответ на этот вопрос.

В Салониках четыре дня чествовали очередных лауреатов, французского режиссера театра и кино Патриса Шеро (главная премия) и тех, кого сочли новой реальностью: швейцарскую группу Rimini Protokoll, польского режиссера Кшиштофа Варликовского и хореографа Сашу Вальц. Впрочем, Саша Вальц на церемонию и сама не приехала, и спектакль никакой не прислала, и это значит, что лауреатом она будет числиться, но никаких денег не получит. А вот отдельного специального упоминания (есть, оказывается, и такая формулировка) удостоился коллектив «Свободного театра» из города Минска. За них ходатайствовали весьма уважаемые люди: нобелевский лауреат Гарольд Пинтер, драматург Том Стоппард и бывший чешский президент Вацлав Гавел - это вам не шутка. Словом, белорусы и стали героями нынешней церемонии. Они привезли целых три спектакля, провели пресс-конференцию, а на закрытии растревоженные увиденным представители Rimini Protokoll предложили отдать минчанам деньги, которые должна была получить «отказница» Саша Вальц. Думаете, тут новое слово в искусстве всех взбудоражило? Как бы не так. Дело в том, что «Свободный театр» с режимом борется. Их Лукашенко не любит, ну и они его тоже. Однако борцов легко выпускают за границу. Помню, при советской власти диссидентствующий Театр на Таганке, например, не очень-то выпускали, а тут - из одной страны в другую ездят, правду-матку о Батьке доносят. Когда они только бороться успевают?

Но это ладно. А был ли театр, спросить хочется. Ни к новым реальностям, ни к искусству вообще «Свободный театр» отношения не имеет. В спектакле «Поколение Джинс» играл Николай Халезин, один из руководителей. Зажат страшно, речь невнятна, под Гришковца косит. В других спектаклях столь же отчетливо виден первоисточник. Там латыш Алвис Херманис, здесь - венгр Арпад Шиллинг. Но наивные европейские деятели, похоже, все сплошь левые, были заворожены ужасами диктатуры. Все главные европейские газеты («Монд», «Таймс», «Гардиан») написали о церемонии так: ну да, Патрис Шеро получил главную премию, и другие лауреаты тоже ничего себе, но вот белорусы - подлинные герои! Понять можно, им сообщили, что примерно 60 процентов белорусских пенсионеров кончают жизнь самоубийством, половина всех женщин подвергается насилию и т. п. Впечатляет. Правда, нет ли - кто разберет? На сцену вешают портрет чешского студента Яна Палаха, того самого, что сжег себя на Вацлавской площади в знак протеста против советской оккупации, и объявляют его своим соратником. Рассказывают, как их преследует милиция, как плохо сидеть в тюрьме. И впрямь плохо. И бороться с диктаторским режимом надо, тут спорить не о чем. Только вот никак не представить, например, Владимира Буковского или Александра Солженицына, красующихся в лучах софитов своим героизмом. А все потому, что они-то и были борцами с режимом, а «Свободный театр» весьма успешно этим режимом пользуется. Интересно, что бы они делали без своего Батьки?

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера