Архив   Авторы  
Композиция "Плывущий топор" может украсить одну из московских набережных.

Зовущий к топору
Искусство и культураСпецпроект

Скульптурная композиция "Плывущий топор" работы действительного члена Российской академии художеств Дмитрия Тугаринова может стать ответом Первопрестольной питерскому "Чижику-Пыжику"







 

Парадным входом в мастерскую академика Тугаринова считается окно, к которому приделано сооружение, напоминающее корабельный трап. Как и было договорено, у порога, то есть у подоконника, корреспондентов "Итогов" встречал сам маэстро, в сравнении с которым пират всех времен и народов Джон Сильвер показался бы выпускником Кембриджа. Хотя по случаю Дмитрий Тугаринов все-таки слегка принарядился и даже несколько раз обернул свою бороду, заплетенную в косицу, вокруг цепочки нательного креста.

А за спиной его маячили многочисленные черепа парнокопытных, ржавая военная амуниция вперемежку с предметами быта не одного поколения советских людей, уникальная коллекция сапог, в которых наши предки защищали Порт-Артур и несколько раз доходили до Берлина, а также мундир прославленного генерал-полковника, обнаруженный на местной помойке.

По причине тотальной захламленности "Плывущий топор" отыскался не сразу. И прежде чем дать пояснения насчет своего творческого замысла, Дмитрий Тугаринов аккуратно сдул рабочую пыль с артефакта.

- А почему вы считаете, что символом Москвы должен быть именно плавающий топор?

- Ну как же! Во-первых, старая Москва была деревянная, то есть топорной работы. Во-вторых, плавающий топор, как и подкованная блоха, - это символ неординарности русской технической мысли, обеспечившей прорыв в космос. И, наконец, это фольклорный элемент: "По реке плывет топор..."

Где будет установлен памятник, решать Юрию Лужкову, объявившему конкурс на достойный ответ Северной Пальмире. Но в любом случае проект Дмитрия Тугаринова не только оригинальный, но и функциональный. Бронзовая волна намертво крепится к парапету, а сам топор - деталь съемная, которую можно легко отделить от композиции и торжественно вручить почетному гостю столицы.

В прикиде

Был случай, когда Дмитрия Тугаринова, который летом и зимой - если, конечно, температура окружающего пространства не опускается ниже минус 20 - ходит в сандалиях на босу ногу, не хотели пускать на собственную выставку. Только представьте себе картинку! Престижная арт-галерея, шампанское, дамы и господа в нарядах от-кутюр, и вдруг появляется экзотическая фигура... Секьюрити сделала стойку, но тут прозвучал голос хозяина галереи: "Дамы и господа! Прошу любить и жаловать - академик Тугаринов!"

Профессиональный мажордом, безусловно, нашел бы другие слова: "Дмитрий Тугаринов - потомок половецкого хана Тугархана из рода Шарукан (Змей), который был любовником жены Владимира Красное Солнышко, тестем великого князя Святополка, а также участником мифологической битвы с Алешей Поповичем и прототипом сказочного Змея Горыныча!" И это не просто слова. Многочисленные родственники Дмитрия Тугаринова в Бельгии и Франции обладают полным комплектом документов, подтверждающих старинное происхождение тугаринского рода, к которым, пока Тугаринов не показал им замшелые камни в Донском монастыре, относились, как к чему-то фольклорному, почти несерьезному. Но после экскурсии отношение зарубежных родственников решительно переменилось, а один из кузенов даже бросил службу в Generale de Banque и почему-то стал вырезать по дереву.

Впрочем, одной родовитости для членства в Российской академии художеств было недостаточно. Помог случай.

Храмовый совет готов был признать работу Академии художеств, отвечающую за оформление строящегося храма Христа Спасителя, неудачной. И тогда вспомнили о зарывшемся в своей мастерской Тугаринове, которому было поручено вылепить фигуры святых Константина и Елены. Показали полуготовые работы отцам церкви, и те тут же переменили свое мнение, а президент Академии художеств Зураб Церетели в синхронном порядке надел на Тугаринова академическую мантию. Правда, с одним условием: если новоиспеченный академик будет соблюдать дресс-код. По крайней мере, во время заседаний президиума Российской академии художеств.

- У тебя, что же, нет ни одного костюма, ни одного галстука?

- Почему же, наверное, что-то есть, но вообще-то я предпочитаю галстук-бабочку...

Действительно, когда Тугаринов не в придуманном для себя имидже, выглядит он вполне импозантно. Однажды к нему пришел типичный браток, чтобы заказать свое скульптурное изваяние. Порешили, что это будет парадный портрет. И тогда Тугаринов предложил ему выбрать что-нибудь из кучи, в которой он обычно хранит свой гардероб. Персонаж взял первый попавшийся пиджак, изучил этикетку и c этого момента звал Тугаринова уже не Димой, а исключительно по имени и отчеству - Дмитрий Никитич.

Но нам посчастливилось увидеть Тугаринова во всей его повседневной красе. В свое время маэстро увлекался изготовлением пушек, которое не прошло бесследно. Непроизвольный выстрел - и Тугаринов лишился трех пальцев, которые, подлечившись, заменил насадками в виде когтей, инкрустированных стразами. Потом при монтаже ему на ногу упал многопудовый монумент. Пришлось обзавестись протезом. И, дожидаясь корреспондентов "Итогов", Дмитрий Никитич изрядно над ним поработал - вырезал по безликому пластику анатомически точную копию стопы. Просто так. Скуки ради. Но в идеале, по его словам, это должно быть что-то наподобие куриной лапы. Или орлиной - какая лучше подойдет для поддержания имиджа потомка Тугархана.

- Понимаете, - рассуждал Тугаринов, - скульптура - такой же сложный вид искусства, как музыка. Чтобы ее понимать, надо обладать развитым интеллектом. К сожалению, устройство зрительного нерва таково, что сначала воспринимается цвет, потом линия и контур, но далеко не все способны читать форму. Поэтому скульптура сейчас продается хуже, чем графика или живопись. Но только не работы Тугаринова. Например, поклонники актера Виктора Авилова ("Господин оформитель") несколько лет собирали средства, чтобы на могиле их кумира появился памятник работы именно Дмитрия Тугаринова, а тот, который стоял прежде, был демонтирован.

Скульптор печального образа

Так прозвали Тугаринова коллеги якобы в силу его телесных утрат. Сам же маэстро считает, что дело вовсе не в нем, а в тональной предопределенности русского искусства, которое печально и уныло по своей природе. Другое дело - Зураб Церетели, из которого так и плещут краски! Порой очень неожиданные, но это, по мнению Тугаринова, совсем даже неплохо. В подтверждение он рассказал популярный в художественной среде анекдот. У Церетели, который купил новый автомобиль, поинтересовались, какого он цвета, и получили ответ: "Ты когда-нибудь закат видел? Вот точно такого же цвета, только зеленый!"

Между прочим, к своему начальнику по творческой линии, поносить которого стало доброй традицией в широких кругах творческой интеллигенции, Дмитрий Тугаринов относится с большим уважением.

- Потом все поймут, что церетелевские гиганты - это самый лучший размер для города небоскребов, в который медленно, но уверенно превращается современная Москва. Обычные фигуры просто потерялись бы. И то, что делает Зураб, это честно. Он просто иначе не видит.

Самому Тугаринову его творческая честность тоже обходится весьма дорого. Однажды швейцарцы, увидев российского маэстро за работой, предложили ему вылепить скульптуру генералиссимуса Суворова на перевале Сен-Готард. Учитывая то обстоятельство, что ставить памятники военным в Швейцарии в принципе запрещено, а тем более работы иностранных скульпторов, это было фантастическое предложение, от которого не отказываются. Причем заказчики пожелали увидеть не макет, а смотровую модель в натуральную величину на том месте, где и должен был стоять памятник - то есть на высоте в две с лишним тысячи метров.

Ни глины, ни пластилина под рукой не было. Пришлось под покровом ночи временно одолжить у дорожных рабочих мешок битума и смешать его с высокогорным песком. Потом в дело пошла замазка, которой местные садоводы заделывают срезы на деревьях. Но как бы там ни было, ровно через два месяца на вершине стоял памятник непобедимому русскому полководцу и его проводнику Антонио Гамбе из подсобного материала. Причем портрет Суворова был анатомически выверен - вылеплен с посмертной маски. Перевозили сооружение в литейку при помощи армейского вертолета. При помощи вертолета и устанавливали. Работа была выполнена настолько точно, что копыта суворовского коня точь-в-точь попали в отпечатавшиеся на вершине копыта от модели. Освящал памятник покойный митрополит Питирим в присутствии главы государства.

Российского посла на торжествах не было. Как потом выяснилось, нашим ревнителям старины образ генералиссимуса Суворова в исполнении Тугаринова показался гротесковым и недостаточно героическим.

- Видимо, они хотели, чтобы я навесил Александру Васильевичу на грудь медаль размером с будильник и чтобы ликом он напоминал победителя социалистического соревнования, - сокрушался Дмитрий Никитич.

Справедливости ради, надо отметить, что от работ скульптора Тугаринова социалистическим реализмом даже не пахнет. И вместе с тем его персонажи всегда узнаваемые. Например, в пьяненьком царе, душевно обнимающем столб, многие узнают конкретного государственного деятеля прошлых лет, хотя скульптурная композиция называется нейтрально: "У царя был двор, на дворе был кол..."

Бронза стерпит

- Я всегда хотел быть серьезным художником, а меня почему-то постоянно тянет на разные несерьезности, - разоткровенничался под кофе и красное вино доцент кафедры скульптуры и композиции Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова академик Дмитрий Тугаринов. - От чистого сердца намеревался проиллюстрировать сказку Шарля Перро "Кот в сапогах", а руки вместо ботфортов сами почему-то вылепили кирзовые сапоги и плутоватого помоечного котищу при них...

На такой же шутовской волне появилась на свет и одноногая родина-мать ("Пусть она уродина!"), одной рукой прижимающая к себе убогое дитя, в другой держащая голову мужа-негодяя. А еще "Березка", которая на выставке в ЦДХ в 2007 году была выставлена вместе с харизматичной "Березкой" Анны Голубкиной. Только тугариновская - это не само совершенство, а грузная дама из сосны и стоит она вверх ногами, символизируя совсем другие времена. Возможно, именно наши...

Более точного ответа нет и быть не может, поскольку природа движущей силы творческого процесса не изучена. Тугаринов, например, считает, что в случае с "Березкой" был ему "импульс свыше". В другой же раз все определяет случай.

...Однажды в мастерскую к Тугаринову зашел коллега сомнительной трезвости, назвавшийся нумизматом, сыном известного советского поэта Степана Щипачева, а также исполнителем главной роли в фильме "Тимур и его команда" - в подтверждение чему была показана вырезка из журнала "Огонек". Денег на углубление знакомства не было. Только коллекционные динарии пришельца. Но уговорить работницу прилавка продать бутылку водки получилось лишь после того, как Тугаринов сказал, что именно за такие деньги в свое время продали Христа. В общем, посидели, поговорили, попели "Взвейтесь кострами, синие ночи!", и в результате появился скульптурный портрет - "Ливий Щипачев - последний пионер". А если бы не было странного гостя? А если бы продавщица ничего не знала о тридцати сребрениках?..

В другой раз объявились по наводке боевики от Джохара Дудаева и заказали памятник "русско-чеченской дружбе" в виде скрещенных кинжала и дубины. Тугаринов их быстро убедил, что скрещивать с кинжалом надо не дубину, а меч, поскольку воевали чеченцы не с русскими, а с Российской империей. Причем каждая зарубка должна была стать памяткой о конкретном боевом столкновении.

События, как известно, окончились взятием Грозного, и заказчики, что вполне естественно, исчезли бесследно. Но тема не пропала. Так в коллекции скульптора возникли две работы - "Лицо кавказской национальности" (джигит с кинжалом в зубах) и "Лезгинка" - джигит, стоящий на кинжалах, в перекрестии которых выразился весь могучий русский язык. При этом специалисты утверждают, что в последних своих работах - в пластике образов, конечно, - Тугаринов практически не уступает Брейгелю.

А ведь в далекой юности студент престижного художественного вуза Дмитрий Тугаринов активно помогал матери, тоже скульптору, ваять бесконечных Ильичей. В не очень обеспеченной семье Ленина назвали кормильцем, что в общем-то соответствовало действительности. Еще были бесконечные пионеры с горном и девушки с веслом и другими спортивными снарядами, укрепляющими грудь и плечи. Роман с властью кончился тем, что однажды Тугаринов вылепил типовой проект надгробия депутата Государственной думы. И уже остановиться не мог.

Его конный портрет маршала Жукова, по общему мнению, намного выразительнее того, который сейчас стоит на Красной площади, но он занял только второе место в конкурсе - за не совсем привычную трактовку образа. Верховой портрет Петра Великого с гвоздем в руке вместо сабли - все-таки царь-строитель - даже не рассматривался как вариант...

В общем, художественная власть скульптора Тугаринова несколько опасается. И не только власть. Товарищи по цеху тоже. Группа художников выиграла конкурс на оформление сказочной горы в Марьине по мотивам произведений Андерсена. Тугаринов, у которого уже был готов портрет сказочника, предполагал поработать на полную творческую мощность, однако ему предложили ограничиться фигурой одноногого оловянного солдатика. И он, играючи, выполнил задание буквально за несколько часов - в виде изображения простреленной мишени, которая в наставлении по стрелковой подготовке называется бегущей фигурой. Материал соответствующий - листовое олово, с некоторыми примесями для устойчивости.

- Дмитрий Никитич, неужели вам не хочется сделать серьезный памятник?

- Хочется. Только не чиновнику, а простому человеку. И нашему времени.

Время в буквальном смысле толпится у него в мастерской - памятник авоське, монумент автомобильной резине в виде гражданина, увешанного покрышками, памятник фанере в образе тщедушного интеллигента, пролетающего над Парижем, прошлогоднему снегу, который сгребает бронзовой лопатой замученный гастарбайтер женского пола и т. д. Главным символом времени в его исполнении стал двуглавый золотой петушок, сильно напоминающий державный атрибут. Вылепил его Тугаринов еще при советской власти в качестве иллюстрации к пушкинской сказке. Но тогда работу сочли прозрачным намеком на царизм, а сейчас считают, будто она весьма фривольно толкует державность. Словом, опять не угодил...

Один известный скульптор, у которого нет проблем с официальными заказами, сказал нам по секрету, что Дмитрий Тугаринов на сегодняшний день - самый талантливый русский скульптор, что его пластика - все равно что проза Гоголя, отлитая в бронзе. Единственное, что, по его мнению, не хватает скульптору Тугаринову для полного счастья, - так это "некоторого руководства".

Но разве можно руководить Гоголем, пусть даже условным - от скульптуры?

...Вино было выпито, сыр почти доеден, и академик Дмитрий Тугаринов, рабочий день которого за полночь только начинался, решительно предложил нам покинуть его мастерскую тем же маршрутом - через окно, на котором стояли одноногая балерина, грациозно опирающаяся на костыль, и проект памятника водоплавающему топору.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера