Архив   Авторы  

Привет Тимуру!..
Искусство и культураСпецпроект

В Эрмитаже открыта выставка Тимура Новикова  художника, попытавшегося связать параллельные миры высокого искусства и мятежного авангарда







 

Тимур Новиков всегда хотел быть художником. Единственной альтернативой, возникшей лет этак в тринадцать, была профессия летчика. Правда, и тогда Тимур склонялся к тому, чтобы считать себя летающим художником. Может быть, от той детской мечты - крохотные силуэты самолетиков над горизонтом многих его полотен. А теперь появился и самолет, названный его именем. В день 50-летия Новикова аэробус - на веселом зеленом фюзеляже красный полукруг солнца - взял курс на Петербург, где открывались сразу две выставки художника - в Эрмитаже и в Мраморном дворце Русского музея.

Без Тимура Новикова невозможно представить историю искусства конца 1980-х - начала 2000-х. И дело не только в его работах и знаменитой теории ­неоакадемизма, но в энергии влияния. Основатель школы неоакадемизма и Новой Академии изящных искусств вышел из питерской коммуналки и привилегированного Индийского интерната, из кружка юных искусствоведов при Русском музее и знаменитого хипповского сквота на Пушкинской, 10. Новиков был одним из лидеров питерского андеграунда. К числу его начинаний относятся рейв-вечеринки, оформление Gagarin-party на ВДНХ, "пиратское телевидение", то бишь отечественный видеоарт, участие в журнале "Художественная воля"... И разумеется - выставки. Новые художники объединялись тогда с новыми музыкантами и кинематографистами-"параллельщиками". Виктор Цой рисовал картины, а художники Тимур Новиков и Иван Сотников придумали легендарный "утюгон" с его плывущим звуком и разные другие инструменты, сделанные, например, из капельницы. "Новые художники" выставлялись во время рок-фестивалей и выступлений группы "Кино". "АССОЙ" же в те годы называлась галерея, бывшая еще и квартирой, где жили Новиков и Сергей Бугаев (Африка). Режиссер Сергей Соловьев, когда его привезли в эту квартирную галерею, восхитился: "Все это надо взять и перевезти в Крым для фильма, который я собираюсь снимать". В итоге Новиков вместе с художником Сергеем Шутовым принимал участие в художественном оформлении кинокартины "АССА".

Именно в галерее "АССА" в 1986-м была устроена выставка подарков Энди Уорхола. Это был ответный жест художника после получения произведений из России, которые привезла ему Джоанна Стингрей. В ящике от Уорхола были банки знаменитого томатного супа "Кэмпбелл" с автографами, плакаты, шелкографии с портретами Мэрилин Монро и книга "Философия Энди Уорхола"… А в 88-м состоялась первая персональная выставка Тимура Новикова и Сергея Бугаева (Африки) в филиале галереи Тейт в Ливерпуле. Позже персональные выставки Новикова были в Музее современного искусства Вены, в Стеделийк-музее, Кунстхалле Дюссельдорфа, Берлине, Мировом финансовом центре в Нью-Йорке, Русском музее…

Говорят, что "новые художники" из Питера на ура были приняты европейскими и американскими галеристами и музейщиками, потому что их творчество укоренено в традициях западной рок-культуры и поп-арта. Опять же экстремальность опыта и безбашенность "новых" хорошо вписывались не только в западный стиль поведения богемы, но и отвечали ожиданиям "дикой вольности" с Востока. Парадокс в том, что русские вовсе не чувствовали себя "новыми дикарями". Тем более русские, приехавшие из "города Петра, Ильича и Чайковского".

Тимур Новиков очень четко понимал, на какие традиции он хочет опереться. Среди любимых его героев не только Нарцисс и Энди Уорхол, но и Владимир Маяковский - бунтарь, футурист и "первая советская поп-звезда". Но, как ни странно, интересовал и другой Маяковский - периода "Окон РОСТа". От плакатов голодных военных лет Новиков перенял идею трафаретов. И - идеологию обращения к массе. Правда, вместо "шершавого языка" плаката Новиков предпочитает материал хоть и не менее демократичный, но более близкий к уюту дома и праздничности декорации: он использует ткани, сшивая их по горизонтали, нанося с помощью трафарета рисунки домов-кораблей-самолетов. А также ракет и дирижаблей. Серия его минималистичных "Горизонтов" впечатляет как планетарным масштабом, так и почти детской простотой исполнения. Простотой, отсылавшей к примитивам лубка и вывески, столь любимым Михаилом Ларионовым. "Всечество" Ларионова и теория монтажа Льва Кулешова - два других основания русского авангарда, о которых охотно говорил Новиков периода "новых художников".

Но главное, что унаследовал Тимур Новиков у авангарда, - это представление, что художник - не просто человек, умеющий рисовать, делать скульптуры или что-то другое, столь же полезное. Человек, меняющий мир. Этот планетарный замах, умение смотреть на настоящее из будущего и незаурядный организаторский дар, пожалуй, и объясняют то влияние, которое оказывал Новиков. Он был масштабной фигурой. Магнитом, создававшим силовые линии художественного поля.

При таком подходе ему рано или поздно должна была потребоваться новая утопия. Естественно, она не могла быть идеологической. Но оставалась возможность утопии эстетической. Так, на "горизонтах" Тимура Новикова появились новые герои - Аполлон, Оскар Уайльд, Людвиг Баварский, амуры и Венера… "Мы решили приватизировать классику по остаточной стоимости - как мало кому нужную в Европе", - скажет он в своей лекции. Неоакадемизм в начале 1990‑х был жестом вызывающе радикальным. Лайковой перчаткой, брошенной как вызов, с одной стороны, грубому акционизму Москвы, с другой - западной коммерциализации, склонной превращать искусство в аттракцион.

Культивирование утонченного дендизма в условиях всеобщего восторга от общества потребления было жестом, как ни странно, прежде всего антибуржуазным, аристократическим. И как Оскар Уайльд мог восхититься одеждой американских рудокопов, так Тимур Новиков использовал для своих работ тиражную продукцию вроде фотографий или репродукций. Вставляя их в обрамление кружев или вышивки бисером на фоне парчовых, шелковых или бархатных тканей, он, кажется, убивал двух зайцев разом. Превращал фотографию или открытку в знак, символ идеала. С другой стороны, тиражированная вещь становилась уникальной.

Антибуржуазная отсылка к аристократичности, впрочем, не помешала постепенному включению его работ в оборот арт-рынка. По крайней мере в прошлом году на обложке одного из аукционных каталогов Sotheby's появилась работа Новикова "Белые ночи". Заслуга Тимура в том, что он попытался стать связующим звеном между параллельными мирами высокого искусства и мятежного авангарда. Между миром пересмешников-постмодернистов и "новых" серьезных. В некрополе мастеров искусств в память о Новикове установлена бронзовая доска - около скамейки, где он принимал визитеров, когда, уже ослепший, лечился в больнице неподалеку. Под латинским Ad memorium - имя и даты жизни: 1958-2002. Ниже два ангела в античных одеяниях и с легкими топориками протягивают друг другу руки. Жест приветствия и встречи. Кого они символизируют? Примирение друзей? Востока и Запада? Византии и Рима? Современности и классики? Кто б ни были они, их рукопожатие здесь уместно.

Петербургская сторона

Гений места

Ольга Тобрелутс, художник:

- Почему Тимур гений? Да, он энергичный, талантливый, много сделал для искусства. Но главное - Тимур создал теорию знаковой перспективы, которая позволила искусству идти вперед. Не так уж много перспектив, с которыми работают художники. Существует перспектива эпохи Возрождения, обратная перспектива иконы, наконец, перцептная или семантическая перспектива - то, как вы видите, а не то, как есть на самом деле. Тимур же доказал, что существует знаковая перспектива. То есть достаточно разделить лист на две части по горизонтали и поставить маленький значок, чтобы современный человек воспринял двухмерное пространство как трехмерное. Например, вы закрашиваете верхнюю часть синим, нижнюю - белым и поставите на ней маленький значок человечка. Современный человек сразу "прочтет" на полотне мороз, пространство, ветер, который дует в лицо. Именно поэтому для художников он - гений.

Сергей Шутов, художник:

- Новиков был человеком крайне разносторонним. Не только художником, но и музыкантом, новатором, изобретателем новых музыкальных инструментов, издателем, актером, одним из первопроходцев видеоарта. Вообще он умел делать практически все, потому и смог организовать художественное движение в масштабах страны. Он начинал с экспрессионистских пейзажей, пришел к экспрессионистским портретам. Потом его длительное время увлекали минималистские поиски периода Клуба друзей Маяковского, футуризм, русский авангард. Позже был постепенный переход к новоакадемическим работам. Думаю, если бы он был жив, продолжал бы поиски. При этом он был очень мягким, комфортным, дружелюбным человеком. Но крайне жестким и требовательным к себе художником. Никогда не работал на конъюнктуру, никому не ставил подножек. Прямой, открытый человек - каким и должен быть художник такого уровня.

Екатерина Андреева, составитель книги "Тимур. Врать только правду!":

- Меня всегда поражало, насколько адекватно Тимур реагировал на все происходящее. Так, что оно получало правильный масштаб оценки - не сиюминутной, а исторической. Гений Тимура был именно в том, что он мог говорить универсальным языком и стремился давать идеальный образ мира. Практически это такая позиция юродивого в современной культуре. Потому что никто не считает эти задачи важными. А он один понимал, что без них - никак.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера