Архив   Авторы  
За восемь лет премия "Дебют" открыла новое поколение писателей

Общество мертвых поэтов
Искусство и культураСпецпроект

В эпоху Интернета и поголовной графомании установление какого-то единого литературного порядка просто необходимо. Премия "Дебют" пытается с этим справиться



 

На следующей неделе станут известны имена победителей премии "Дебют" - до недавнего времени единственного масштабного конкурса начинающих писателей. За восемь лет жизни он успел не только представить в жюри многих заслуженных литераторов современной России, но и, охватив все жанровые номинации, практически в каждой выдвинул ставшего популярным автора. Уже среди первых лауреатов были поэт Кирилл Решетников (Шиш Брянский), продолжатель Баркова, Клюева и Кузмина с интересной и сложной скоморошьей лирикой, и драматург Василий Сигарев, чей "Пластилин" задал тон нашей теперешней драме. Несмотря на это, "Дебют" лишь во вторую очередь рудник молодых талантов, а в первую - инструмент систематизации того хаоса, который сейчас в молодой литературе творится: в эпоху интернет-сообществ и поголовной графомании установление какого-то единого порядка и суда просто необходимо.

Ни стоглавый, ни даже окончательный укороченный список "Дебюта" по понятным причинам не являются рекомендацией к прочтению: писатели не родятся в год пачками, а дебют сам по себе вещь неполноценная. Разумеется, были Мандельштам и Рембо, которые в восемнадцать писали гениально (Рембо - тот вообще к девятнадцати бросил); но эти примеры настолько одиноки, что почти везде ходят парой. Кто-нибудь еще вспомнит удивительно одаренного Чаттертона, покончившего с собой в 18 от бедности, но до этого успевшего стать одним из столпов вскоре наступившего романтизма. Еще гений английского романтизма Китс, еще Пушкин, Баратынский и Лермонтов и много обещавший, но погубленный простудой в 22 года, Веневитинов. Но вот, пожалуй, и всё. Как правило, поэт до 25 лет (возрастной ценз премии) - меньше, чем поэт, прозаики обычно складываются и того позже.

Притом предсказательной силы ни за одним подобным конкурсом тоже нет, как бы ни хотели организаторы утверждать обратное, - просто потому, что оценочные прогнозы в литературе - это бабушка надвое, вилами на воде, и так далее. Гумилев, Ходасевич и Георгий Иванов начинали с очень плохих подражательных стихов и в случае похожего конкурса наверняка были бы оттеснены более агрессивными экспериментаторами. С другой стороны, среди премиантов "Дебюта" есть пример Анны Русс, начинавшей хорошими стихами для детей и продолжившей, увы, плохими стихами для взрослых. Однако у таких премий совершенно другая заслуга: они выводят из тени Интернета все то разрозненное сочинительство, которое давно существует вне мерил и критериев, и ставит любителей в профессиональный литературный контекст. Выполняя роль одновременно проводника и сита. И в конечном итоге пытается привнести молодую кровь в литературный процесс, давно постаревший и постепенно превратившийся в спортивную ходьбу на месте.

Один молодой поэт в советские годы пожаловался Мандельштаму, что его не печатают, - после чего бежал без оглядки под вопли рассвирепевшего Мандельштама: "А Андрея Шенье печатали?! А Иисуса Христа печатали?!" Сакраментальный вопрос в наше время обрел дополнительный смысл. Шенье именно что печатали: книга была единственной публичной формой существования текста, и всякая рукопись стремилась ею стать. Интернет и электронные тексты привели к девальвации слова: слишком просто достичь аудитории, и никакой промежуточный ценз уже не нужен. Потерялась грань между текстом "для внутреннего пользования" и "для других", а значит, и разница в требованиях. Прежняя ориентация на книгу ставила пишущего в один ряд с теми, кто был на его книжной полке, что налагало определенную ответственность. Поэтому писать даже в стол - одно, писать для литературных сайтов или блогов - совсем другое. Словами Маяковского, важно, кого - Коперника или мужа Марьи Иванны (пользователя с того же сайта) - ты считаешь своим соперником. Обещанные Уорхолом 15 минут славы для каждого, и здесь же их подвох: исчез контекст, в котором что-то могло цениться и славиться. Когда каждый самовыражается, никто не слушает. Это звездный час в пустой аудитории.

Ясно, что никакой литературный процесс в таких координатах немыслим, и здесь профессиональные литераторы находятся в том же тупике, что молодая пишущая публика, - только профессионалы этот тупик осознают. Александр Кабаков, возглавлявший экспертный совет по списку 15 лучших книг прошлого года (параллельный проект фонда "Поколение", спонсирующего "Дебют"), печально заметил, что сколько постмодернизм ни хоронят, он никуда не девается. И куда бы ему деться, когда литература довольно давно живет без манифестов и программных эстетических установок. Критики иногда пытаются наложить на происходящее сетку из школ и кружков, но все это остается внешней классификацией, никак не затрагивая самоидентификацию самих писателей.

Если литературная ситуация в Серебряном веке ставила новичка перед необходимостью самоопределения, аморфность нынешней среды прощает отсутствие размышлений по поводу своих эстетических принципов. А "без принсипов", как говорил не самый глупый человек, жить нельзя. С другой стороны, выработка принципов как таковая требует преодоления постмодернизма - потому что ничего значимого при коренной установке на вторичность и недоверии к искусству создать нельзя. Комплекс постмодернизма уже в определении себя через другую эпоху; в самой приставке - ощущение собственной неполноценности: "пост-" - всегда немного "недо-". Неудивительно, что в этом году отец-основатель "Дебюта" Дмитрий Липскеров затеял уже второй проект в надежде на молодых - "Неформат".

"Это наше будущее!" - плакат-фотография с такими словами висел когда-то в проходной одного из зданий МГУ и изображал несколько радостных выпускников, посмотрев на которых хотелось бежать в прошлое. Списки участников "Дебюта" (из которых я проверил авторов стихов и рассказов, почитав их последние подборки в Интернете) вызывают похожие эмоции, и, наверное, это нормально: литературный фон всегда удручающ. Если посмотреть на цитаты в "Письмах о русской поэзии" Гумилева или в рецензиях Брюсова и Ходасевича, лучше не будет. Будет одно существенное отличие: даже (и особенно) вторичная продукция тех лет очевидно распределялась по главенствующим направлениям и влияниям. Поэты и прозаики сейчас очень разношерстны, но не благодаря оригинальности, а за счет разных объектов подражания из любых литературных периодов (скажем, Бродский, обэриуты, Есенин в поэзии, Достоевский, Горький, Хармс в прозе). Председатель жюри Тимур Кибиров удовлетворенно отметил разнообразие присланных этим летом на "Дебют" рекордных 50 тысяч работ и невозможность выделить среди них определенный мейн­стрим. Однако эта анархия весьма печальна, потому что яснее всего свидетельствует, что в современной литературе не происходит ничего владеющего умами и стилеобразующего. Аналогично, поскольку нет произведений последних лет, которые считались бы классикой (хотя бы "современной"), нынешняя реальность пока плохо переносится в текст. Стилистическая неосвоенность реалий вроде SMS выпирает чудовищно, и эпический зачин "Мария Андреевна вошла в интернет-кафе и огляделась по сторонам" не сулит ничего хорошего.

Одна тенденция не меняется уже несколько лет: частичный рецидив реализма в попытке уйти от постмодернизма. Молодая литература сейчас очень исповедальна и эмоциональна, и искренность, к сожалению, обгоняет вкус и форму: собственно, порожденная Сигаревым "новая драма" или популярность слэм-поэзии ярко выражают этот налет блоговой истерии. Ходасевич когда-то пожелал Георгию Иванову, автору на тот момент технически совершенных и бездушных стихов, большой жизненной трагедии. У молодых авторов, видимо, с жизненной трагедией все в порядке; остается пожелать, чтобы они занялись в своем стиле блогоборчеством.

...Собственно, "Дебют", возникший ему вдогонку "Неформат" и любая другая аналогичная премия сейчас держатся на идеализме. С одной стороны, литературный процесс в анабиозе, море развлекательного чтива на бумаге и бездна кустарщины с потугами на серьезность в Интернете; с другой - убежденность члена жюри "Дебюта", писателя и философа Александра Секацкого в продолжающемся литературоцентризме русской культуры и бодрые реплики Кибирова о выросшем формальном мастерстве претендентов. И согласиться трудно, и спорить совестно - можно упрекать старца Луку в лукавстве, но без него село и точно не стоит. Перед нами практически ритуал по оживлению литературного процесса, а в ритуальных заклинаниях желаемое всегда выдают за действительное.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера