Архив   Авторы  
Перформанс китайских художников братьев Гао на церемонии вручения премии Кандинского

Все художники делают "это"
Искусство и культураСпецпроект

Премия Кандинского решила бороться за свободу искусства от политики



 

"Позор! Позор! Позор!" - скандировала одна часть зала. "Браво!" - кричали с противоположной. Известный арт-критик аплодировала стоя. Другие искусствоведы демонстративно двигались к выходу, не дожидаясь торжественного построения победителей на сцене. Атмосфера интеллектуального действа, украшенного двумя перформансами звезд первой величины - Марины Абрамович и китайских художников братьев Гао, - а также комическим кукольным фильмом от братьев-англичан Чэпманов, по накалу страстей неуловимо стала напоминать обстановку после футбольного матча.

Так было встречено объявление, что лучшим проектом года названа серия "Родина-дочь" Алексея Беляева-Гинтовта, главного стилиста Евразийского союза молодежи, известного своими ультраправыми почвенническими взглядами. Получая премию из рук философа Бориса Гройса, он произнес спич в духе своей организации. О том, что современное искусство наследует сталинскому стилю, а тот - великому искусству Российской империи, которое в свою очередь продолжает дело Византийской империи. Далее шли слоганы: "У нас великое прошлое, а значит, великое будущее. От нас по-прежнему чего-то ждут. Наш авангард окажется самым авангардным в мире. Россия вечная!" За всех судей сразу отдувался Александр Боровский. Он сообщил, что победитель выбран простым большинством голосов (по некоторым сведениям, перевес был в один голос). И объяснил, что, несмотря на то, что накал страстей связан с политикой, жюри старалось делать свой выбор "вне этого". Иначе говоря, подчеркнул, что судейские функции не подразумевают цензуры по идеологическим соображениям.

Логика жюри очевидна. Оно предложило рассматривать различия между проектами призеров как различия стилистические.

С одной стороны - "большой стиль" Беляева-Гинтовта, с сусальным золотом, красной или черной типографской краской, замешанной вручную, и ручной же печатью трафаретов на огромные (три на четыре с половиной метра) холсты, напоминающие фотографии или плакаты. "Большой стиль" претендует на тотальность и не предполагает дистанции от идеологии. С другой стороны - группа "ПГ" с лучшим медиапроектом года "Установка мобильной агитации", пародирующим жизнерадостный инфантилизм масскульта. Сами художники "ПГ" расшифровывают то как "пожарный гидрант", то как "преступная группировка". Их установка на игру не предполагает зазора между реальностью и комиксом или мангой. Условная компьютерная картинка интерьера с видом на Спасскую башню монтируется с мизансценой, где к руке повешенного прикован чемоданчик с красной кнопкой. А с третьей - отличная работа Дианы Мачулиной (лучший молодой художник), которая маслом на холсте (тоже, кстати, не маленьком - 163х400 см) воспроизвела черно-белую фотографию торжественного заседания ЦК КПСС во Дворце съездов, напечатанную 9 мая 1985 года в "Труде". Фотография хранит следы сгиба страницы и рутинной газетной редактуры тех лет. Трибуна с генсеком сдвинута к центру снимка, но ретушеры в спешке не до конца скрыли следы фотомонтажа. В результате на столе перед Терешковой остался лежать дубликат лысины выступавшего. В отличие от других призеров Мачулина не стирает дистанцию, а как раз выявляет ее. Визуальную "оговорку", проскользнувшую в стертой безличной фотографии передовицы, художница использует для демонстрации дистанции между реальностью и ее идеологической "картинкой".

Увы, в России стилистические расхождения почему-то часто оказывались больше чем стилистическими. Андрею Синявскому такие расхождения с властью стоили семи лет лагерей. Но есть и второе соображение. Равноправие всех стилей - черта постмодерна, предполагающего, что все точки зрения имеют право быть, потому что нет абсолютной истины. Однако как быть, если появляется точка зрения, претендующая на абсолютность последней инстанции? Вы, конечно, можете считать ее относительной, но от ее носителей нелогично было бы ждать такой же снисходительности по отношению к себе. Нетрудно заметить, что все громкие суды над искусством и арт-скандалы последнего года (включая арест в Париже на ярмарке FIAC галеристов XL) связаны с тем, что зрители отказываются принять условность, относительность правил игры искусства. Но они не просто не хотят видеть зазора между реальностью и искусством, потому что наивны, глупы или необразованны. Они подходят к высказыванию художника с позиций держателей абсолютной истины.

Наконец, сами художники вовсе не хотят дистанцироваться от политики. Показательная пикировка произошла на церемонии между Борисом Гройсом и Дианой Мачулиной. Гройса пригласили выступить на вручении с мини-лекцией на тему "Художник и власть", и он упомянул, что входит в моду политизация искусств. Мачулина в ответ заметила: "Художники берутся за политику не потому, что это тренд, а потому, что иначе политика возьмется за нас и всех остальных". Скандал в финале подчеркнул, что без "этого" - красноречивой фигуры умолчания в доме повешенного - сегодня обойтись сложно.

Сказанное не означает, что между художественной стратегией и идеологией нужно ставить знак равенства. Понятно, что серия Pax Russica, в которую Беляев-Гинтовт включил мавзолей Тамерлана, дворец дожей в Венеции, пекинский храм и римский Колизей, - род поэтического мечтания. Фигура Аполлона вместо памятника Ленина на макете Дворца Советов должна перевести политическую утопию в эстетическое русло. Образ империи тут - метафора силы и власти. Иначе говоря, перед нами все та же тоска по героическому началу, воспетая еще Ницше. Другое дело, все помнят, что произошло, когда героями и сверхчеловеками решили почувствовать себя недоучившийся семинарист, несостоявшийся художник, а за ними масса обычных мясников. Сколько ни говори "Аполлон", властная тоталитарная эстетика от этого демократичнее не будет.

Интересно, что ту же жажду героического начала фактически можно обнаружить у всех победителей дня. Правда, у Мачулиной место героя занимает не власть, а художник, ей оппонирующий. Похоже, все-таки прав Борис Гройс, который заметил в своей лекции, что политизация искусства - реакция на всевластие рынка. Смешную историю рассказал на церемонии Александр Шабуров - о художнике, которого подвозит до дома на навороченном джипе крутой дядька. Деньги тому явно не нужны. Художник теряется в догадках, зачем же он его везет. Пока тот, высаживая его, не объясняет: "Капитализм заколебал". Капитализм дядьку заколебал не нищетой, конечно, а скукой, бессмысленностью потребления. Дядька делает широкие жесты. А художники тянутся к героическому и вечно прекрасному, будь то Парфенон или балет "Лебединое озеро".

Вот и жюри вслед за художниками увлеклось пафосной прямотой эстетического высказывания. Настолько, что решило не заметить художника, который фактически все три стратегии, предъявленные победителями (игровую, героическую, имперскую), продемонстрировал в том числе примером собственной жизни. Он смог сохранить самостояние (залог величия, по Пушкину). Изучил империю и героическое - можно сказать, разобрал механизм до основания и показал, как музыка в этом органчике играет. Я, конечно, о Борисе Орлове и его проекте "Парад астральных тел", вошедшем в номинацию "Лучший проект года", но не получившем ничего. А может, и к лучшему. Если капитализм заколебал, то настоящие герои - это не те, которые получают премии в 40 тысяч долларов, а совсем напротив. Те, которые не получают. Я поздравляю Бориса Орлова.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера