Архив   Авторы  
Несмотря на кризис, Christie‘s не меняет своей политики. Аукционный дом по-прежнему проводит 600 торгов в год. Оборот в 2008 году составил 5 миллиардов долларов

До седьмого лота
Искусство и культураСпецпроект

"Цены на Пикассо никогда не были связаны с ценами на газ, нефть или электричество", - уверен президент Европейского отделения Сhristie's Йохан Пулкканен



 

В конце апреля в Нью-Йорке русские торги проводят два крупнейших аукционных дома. Аукцион Sotheby's принес больше 13 миллионов долларов. На открывшихся спустя два дня торгах Christie's из 390 лотов 137 составляют картины русских художников. Среди представленного - ранние картины Давида Бурлюка, портрет Николая Рериха кисти его сына Святослава, предметы декоративно-прикладного искусства работы Фаберже. Общая выручка должна составить не менее 10 миллионов долларов. Президент Европейского отделения дома Сhristie's Йохан Пулкканен рассказал "Итогам" об арт-рынке в эпоху глобальных перемен.

- Вы больше 10 лет ведете аукционы Christie's. Как изменился покупательский спрос в последнее время?

- Арт-рынок находится в бурлящем состоянии. Но все же выглядит здоровее, чем многие говорят, и как показывают только что прошедшие торги, работы, которые обладают музейным качеством, надежным провенансом, все равно пользуются огромным спросом. Установлены новые мировые рекорды на Матисса, Мондриана, Де Кирико. Мы видели невероятные цены на мебель в стиле ар-деко, серебряные столовые наборы, произведения декоративного искусства. Искусство всегда рассматривалось как очень сильный актив в период экономических потрясений. Аналогичные процессы наблюдались во времена Великой депрессии в Америке. В октябре 1929 года, когда рухнул рынок акций, удар почувствовал весь мир. Но даже год спустя, в 1930-м, цены на произведения искусства оставались очень высокими.

- По-вашему, арт-рынку никакие кризисы не страшны?

- Реальность арт-рынка слегка иная. Он никогда не был простым отражением экономической ситуации. Цены на Пикассо никогда не были связаны с ценами на газ, нефть или электричество. И не будут. Да, капитал, который люди могут вложить в покупку произведений искусства, зависит от финансовой ситуации. Но ценность произведения искусства не определяется биржевым спадом. А кроме того, продажи зависят от финансового положения нескольких сотен человек в мире. Это не масс-маркет.

- Есть ли рецепты выживания любителей искусств? Или единственный способ - взять свое достояние и оттащить его на аукцион?

- Сейчас гораздо больше людей, которые хотят купить работы, чем желающих продать. В тех случаях, когда на рынке появляются высококачественные и редкие работы, спрос значительно повышается.

- Сейчас в ходу утешение, что нет худа без добра и кризис очистит рыночный механизм от "наростов"...

- На последних торгах мы заметили, что на рынок возвращаются истинные коллекционеры, которые до этого были отодвинуты в сторону покупателями, нацеленными на краткосрочную прибыль. Но таких людей все равно было не так уж много. В целом сегодня рынок искусства гораздо более защищен, чем даже двадцать лет назад. Тогда трудности переживала Страна восходящего солнца, японцы прекратили покупать, и рынок враз опустел. Сегодня на мировых аукционах действуют покупатели из России, Украины, с Ближнего Востока, из Азии, Китая. В мире минимум в четыре раза больше покупателей, которые платят за произведения более миллиона фунтов, чем было в то время. Пять лет назад в торгах Christie's участвовали 40 процентов американцев и 60 процентов европейцев. Новые 10 процентов покупателей из Европы - русские. Рынок искусства стал глобальным, поэтому экономический удар смягчен.

- Тем не менее майский Московский салон изящных искусств отменен.

- Не знаю точно причин. Но я, например, общался с Ларри Гагосяном, крупнейшим галеристом. Он планирует очередную выставку в Москве осенью. Может быть, есть проблемы на локальном рынке искусства, которые не влияют на ситуацию на международном арт-рынке. По крайней мере мы не собираемся изменять сроки проведения торгов в этом году и не меняем политику. У нас по-прежнему проходит 600 торгов в год. Оборот в 2008 году составил 5 миллиардов долларов.

- И аукционные страсти в последнее время не поутихли?

- Они естественны. Вести аукцион - все равно что прыгать с парашютом. У меня всего 60 секунд, чтобы продать произведение, может быть, за 20 миллионов фунтов стерлингов. Тут разворачиваются потрясающие драмы. Года два назад я вел аукцион русского искусства в Лондоне. Там напряжение достигло такого пика, что покупатели сами (!) начали выкрикивать цены на произведение. Продавалась картина Сомова. Один коллекционер поднялся: "Я покупаю эту работу". Потом встал другой: "Ты мой друг, но работу куплю я". Я спросил: "Джентльмены, с какой суммы хотим начать?" Начали с миллиона. Они сами называли суммы друг другу. Работа была продана за рекордные 2 миллиона фунтов.

- А почему торги не проводятся в Москве?

- Основной тормоз - это жесткое законодательство и высокие налоги. Но в будущем мы, конечно, будем об этом думать. Christie's потребовалось долгое время, чтобы прийти во Францию, а уже через семь лет после начала торгов в Париже мы провели самый успешный аукцион за последние несколько лет - коллекции Ива Сен-Лорана.

- И последний вопрос…

- Разумеется, про фальшивки. Почему-то в России все меня про них спрашивают.

- Вообще-то я собиралась спросить о другом. Но уж расскажите.

- Атрибуция работ, которые нам приносят, это главная задача нашей ежедневной работы. Я бы сказал, ее научно-исследовательская часть. Иногда почти детективная. Мы привлекаем всемирно признанных экспертов для независимой оценки произведений искусства. У нас довольно хорошие отношения с музейными кураторами, а также мы даем пятилетнюю гарантию на нашу экспертизу. Так что мы подходим к делу с широко открытыми глазами.

- Я хотела спросить о перспективах российского современного искусства.

- По-моему, симптомы обнадеживающие. Вспомним навскидку. ­Интерес к выставке Кабаковых в "Гараже". ­Тогда в Россию приехали крупнейшие галеристы и коллекционеры со всего мира. И смотрели они не только выставку Кабаковых. На Венецианской биеннале один из самых посещаемых павильонов - это российский. Он всегда удивляет, бросает вызов. Какая выставка была самой популярной в Лондоне? Родченко. Все газеты в Англии писали о ней. Меня за обедом просили: "Расскажите нам о русском конструктивизме…" Наконец, на мой взгляд, знаковое событие - нынешняя выставка коллекции Франсуа Пино. Она очень витальна. Многие молодые художники смогут увидеть, что люди создают в других частях мира, и сделать следующий шаг. В России 1905-1915 годов показывались работы европейского авангарда. Пикассо, Брак, Матисс тут были известны. И русское искусство ответило на вызов Европы. Сегодня сходная ситуация. Окно в мир распахнуто. Все зависит от того, как в ближайшие 20 лет будет развиваться русское искусство. Но ясно, что традиция создания значительных произведений в этой стране сильна.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера