Архив   Авторы  

Нет вестей от Бога
Искусство и культураСпецпроект

Фильм "Ангелы и демоны" пытается завоевать аудиторию без участия высших сил




 

Второе пришествие Роберта Лэнгдона на киноэкраны можно считать свершившимся. На этой неделе в мировом прокате стартует блокбастер "Ангелы и демоны" режиссера Рона Говарда по одноименному супербестселлеру Дэна Брауна. На сей раз специалисту по средневековому символизму придется раскрыть заговор членов тайного сообщества иллюминатов. По версии сценаристов картины еретики отправили на тот свет папу римского и взяли в заложники четырех вероятных кандидатов на Святой престол. Уничтожая несчастных старцев одного за другим, иллюминаты открывают свои истинные намерения: главная их цель - собор Святого Петра в центре Ватикана, где собрались на конклав кардиналы со всего мира. Поклоняясь лишь одной религии - науке, они собираются взорвать центр католицизма с помощью антивещества, добытого из Большого адронного коллайдера в ЦЕРНе. Разоблачить подлые козни Лэнгдону помогают красавица-ученая Витория Ветра, ближайший помощник убиенного папы камерарий Патрик МакКена и глава швейцарской гвардии командор Рихтер.

Новый фильм по роману Брауна получился динамичнее и увлекательнее "Кода да Винчи". Хотя бы потому, что "Ангелы и демоны" в силу простоты сюжета более киногеничны. Главные роли в картине исполнили Том Хэнкс, Аилит Зорор, Эван МакГрегор и Стеллан Скарсгард. Официальный бюджет держится в секрете: предположения на сей счет выдвигаются самые фантастические - от 75 миллионов долларов до 300 миллионов. Создатели уверены в прокатном успехе картины. А вот недоброжелатели ждут, что "Ангелы и демоны" если не провалятся, то по крайней мере соберут куда меньше, чем "Код да Винчи". Ведь нынешний проект потерял главного оппонента в лице Римской католической церкви. Вожделенного для авторов фильма вселенского скандала на сей раз не случилось.

В 2006-м киноадаптация "Кода да Винчи" стала одним из самых громких фильмов года. Но прозвучала картина отнюдь не из-за своих художественных достоинств. Их-то как раз, по единодушному мнению критиков, не было вовсе: хронометраж безбожно растянут, красоты Парижа, где по сюжету развиваются основные события, скрыты в каких-то высокохудожественных потемках, главная героиня, помощница Лэнгдона, в исполнении Одри Тоту чересчур анемична. Как ни странно, но претензии были и к Тому Хэнксу. Почему пригласили именно его? Ведь в романе автор описывает персонажа как "Харрисон Форд в твиде от Гарриса". Однако основная полемика развернулась вокруг теологической составляющей книги и фильма. Концепция писателя Брауна и экранизатора Говарда, по которой Христос был женат да к тому же имел потомков, живущих по сей день, вызывала удивление даже у людей, далеких от Церкви. Просвещенные агностики отнеслись к рекламному выносу "Книга и фильм основаны на реальных событиях" с улыбкой, как к гипотетическому заголовку желтой прессы "Маресьева сбил НЛО. Редкие кадры". Верующие, официальный Ватикан в первую очередь, были оскорблены до глубины души. Более того, концептуальное неприятие картины, по крайней мере в России, на какое-то время сплотило христиан и мусульман. С требованием запретить фильм к властям и Генпрокуратуре обратились муфтият Чечни, Центральное духовное управление мусульман России и пресс-служба Московской патриархии. На выходе же повсеместные призывы к бойкоту только подогрели интерес к ленте. И в результате "Код да Винчи" собрал в прокате 758 миллионов 293 тысячи 851 доллар.

Разумеется, это был не первый случай, когда Церковь в штыки принимала то или иное произведение. Так, в 1964 году религиозная общественность требовала запрета на "Евангелие от Матфея" Пазолини. В 1966-м - на "Монахиню" Жака Ривета по роману Дени Дидро. В 1988-м ожесточенные споры вызвало "Последнее искушение Христа" Мартина Скорсезе. На премьере "Искушения" в Венеции Дворец фестивалей даже оцепили дополнительными нарядами полиции, опасаясь народных волнений. В России по требованию РПЦ фильм дважды снимали с показа по центральному телевидению. Обвиняли в безбожии создателей "Гарри Поттера" и "Золотого компаса" по роману Филипа Пулмана. Короче говоря, Церковь еще ни в одном конфликте с искусством не подставляла второй щеки. Но стремление отвлечь внимание от этих фильмов, напротив, оборачивалось бесплатной рекламой. Запретный плод сладок.

По большому счету "Ангелы и демоны" вроде бы не дают повода для религиозных нападок. Ведь в отличие от "Кода да Винчи" новая картина никаких устоев не подрывает.

Раскалывая ребусы иллюминатов, Лэнгдон носится по умопомрачительному Вечному городу, красоты которого представлены во всем своем великолепии. К слову, сейчас главным успехом у туристов пользуется экскурсия по местам "боевой славы" Лэнгдона: Пьяцца дель Пополо (здесь находится церковь, в которой по сюжету смерть принял первый из похищенных), барельеф West Ponente на площади перед собором Святого Петра (второму кардиналу проткнули легкие), церковь Санта-Мария делла Виттория (сожгли третью жертву), фонтан Четырех рек на Пьяцца Навона (попытались утопить последнего падре).

Рон Говард, кажется, снял довольно безобидный фильм о том, что в каждом из нас добро и зло ведет непримиримую войну. Однако практически все без исключения кардиналы представлены хмурыми ретроградами, препятствующими развитию научного прогресса. Словно древние Кощеи, они чахнут над бесценными реликвиями. Не допускают в подземные хранилища-библиотеки с уникальными трудами светских ученых. В общем, есть на что обидеться. А вот Ватикан решил дистанцироваться, воздержаться от гневных высказываний в адрес картины. Никаких призывов к бойкоту, никаких попыток запрета, обвинений в ереси!

Не дождавшись реакции, создатели сами перешли в наступление и начали в открытую провоцировать Церковь. На пресс-конференции в Риме режиссер Рон Говард заявил, что группе запретили снимать на территории Ватикана, пришлось строить дорогостоящие декорации собора Святого Петра. А некоторые кадры и вовсе были сделаны операторами, переодетыми в обычных туристов. Далее Говард посетовал, что, гуляя по Ватикану, заметил хвост из швейцарских гвардейцев и побоялся расправы над собой: де, угрожающего вида молодцы намеревались побить его алебардами. Стоит заметить, что личная охрана папы задолжала Говарду пару затрещин: некоторые из гвардейцев выглядят в фильме сущими дураками и заядлыми нарушителями военной дисциплины.

Дальше - больше: под занавес режиссер поделился информацией о том, что Престол, тайно задействовав "административный ресурс", якобы препятствовал работе даже вне границ Ватикана.

На этих словах терпение Святого престола лопнуло. Но ответ Церкви оказался настолько неожиданным и мощным, что напрочь выбил у создателей почву из-под ног. На прошлой неделе в официальной католической газете L'Osservatore Romano появилась статья, в которой говорилось, что "Ангелы и демоны" - увлекательное зрелище, не представляющее опасности для Церкви. Это масштабная коммерческая операция, исполненная стереотипов". Худшей рекламы, чем снисходительная похвала и намеки на посредственность, создатели себе не могли и представить!

Тем не менее продюсеры продолжают храбриться. Том Хэнкс даже заявил о готовности раскрыть еще пару-тройку мировых религиозных заговоров. А Дэн Браун в ответ тут же предъявил "рояль в кустах": новый роман "Ключ Соломона" увидит свет в сентябре. Однако теперь будущее фильмов по сценариям писателя не так безоблачно. Потеря статуса одного из главных еретиков от масс­культа может пребольно ударить по капитализации бренда под названием "Дэн Браун".

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера