Архив   Авторы  

Братья и сестра
Искусство и культураСпецпроект

Режиссер Юрий Мороз: "Чем хороша классика - она дает необычайный простор для интерпретаций. Моя версия "Братьев Карамазовых" - своеобразная тропинка для тех, кому интересен Достоевский"



 

Режиссер Юрий Мороз, автор телевизионных детективов "Каменская", "Апостол" и скандальной полнометражной картины "Точка", обратился к классике. Сейчас на Первом канале идет его новый многосерийный фильм "Братья Карамазовы" по роману Федора Достоевского. Впрочем, и популярную современную литературу Мороз не забыл: в новом сезоне эфир обещает взорвать 8-серийная экранизация произведения Бориса Акунина "Пелагия и белый бульдог" о монахине-следовательнице. "Итоги" попросили Юрия Мороза поделиться секретом такого трудолюбия.

- Вы, Юрий Павлович, очень рачительный: из "Братьев Карамазовых" не только некоторых актеров, но и декорации в "Пелагию" перетащили. Например, чучело медведя и там, и там появляется. Чтоб добро не пропадало?

- У нас такая шутка была. Если Саша Голубев сразу после Алексея Карамазова справится с акунинским главным убийцей, Тихоном Спасенным, то и мишка два фильма подряд как-нибудь сдюжит. Но чучело на "Пелагии" погибло: его пулями в решето превратили. А Саша, слава богу, жив-здоров.

- Понятное дело - кино.

- Вообще решение пригласить Сашу на роль Спасенного довольно неожиданное. Ведь это совершенно отличный от Карамазова типаж - скользкий, вертлявый. Но Голубев идеей загорелся. Настоящему профессионалу в нашем кино нечасто выпадает шанс прыгнуть из огня да в полымя. Кстати, поначалу я в роли Алеши Карамазова видел совсем не его, а Антона Шагина (звезда "Стиляг" Валерия Тодоровского. - "Итоги"). Вообще кастинг на Достоевском проходил очень непросто.

- Еще бы, ведь один из необходимых типажей - роковая женщина.

- Это уже вопрос субъективного восприятия. Дамы в "Братьях Карамазовых" описаны не красавицами, как в "Идиоте", а, что называется, с изюминкой. Когда я Павлу Семеновичу Лунгину, например, сказал, что Вика Исакова играет в "Карамазовых" Катерину Ивановну, он очень удивился: "Как Катерину? Да она же такая красавица - вылитая Грушенька". А для меня Аграфена Александровна - Лена Лядова. Она на пробах всех присутствующих мужчин не красотой поразила, а точным попаданием в роль: каким-то своим, как выражался Достоевский, "изгибчиком".

- В свое время Грушеньку мечтала сыграть Мэрилин Монро...

- Почему бы и нет? Но кино получилось бы совсем иным. Американским... Классика тем и хороша, что дает необычайный простор для интерпретаций. Лично для меня одной из главных стала сюжетная линия со Смердяковым. Он персонаж очень страшный и вместе с тем любопытный. Единственный, кто осмелился воспринять слова Ивана Карамазова о том, что "все позволено", не как чистую теорию, а как руководство к действию. Убил собственного отца и поднял бунт против Бога.

- А почему же тогда Смердякову отдано так мало экранного времени?

- Да как же мало? Где мало? Столько, сколько необходимо по сюжету. К сожалению, это стереотип, закладываемый еще в школе. Впрочем, лишь пять процентов зрителей помнят "Братьев Карамазовых" по школьной программе. А для 95 процентов экранизация "Братьев Карамазовых" - вообще первое прочтение романа. Я должен делать для такого зрителя скидку. Любимый в этом смысле пример - разговор Ивана с чертом. Я разбросал по этой сцене пять подсказок. Иначе как бы зритель догадался, что вот этот вертлявый человечишка и есть самый настоящий черт?

- А с работами предшественников вы ознакомились?

- Да, было широко известное прочтение Ивана Пырьева... Я видел и симпатичный, с казацким колоритом вариант американца Ричарда Брукса, но он давал весьма отдаленное представление о первоисточнике. Моя версия "Братьев Карамазовых" - первая академическая экранизация с сохранением всех основных линий романа. Своеобразная тропинка для тех, кому интересен Достоевский.

- Знаю, что изначально картина планировалась в 12 сериях...

- Так и снималась. Однако на экраны сейчас вышел восьмисерийный вариант: исчезла линия с семейством Снегиревых, мальчиками, через которых во многом раскрывается характер Алеши. Последующие показы планируются в полном формате. Хорошо, что на DVD выйдет полная версия.

- Вам не тесно в телевизионных рамках, не пора обратно на большой экран?

- Для меня нет разницы. Никаких скидок на телеформат. Начиная с "Каменской" я снимаю телевизионные художественные фильмы. Другое дело, что есть истории, которые можно рассказать только в таком формате. Сделаны "Карамазовы", "Пелагия". Каждый из этих фильмов можно перевести в 35 миллиметров и демонстрировать в кинотеатре. С художественной точки зрения разницы никакой. Вот только снимать для телика значительно сложнее. 12 серий - это шесть полнометражных фильмов. Теперь давайте посчитаем. На производство большого кино в среднем уходит 40 дней. Значит, 6 фильмов - это 240 дней. На "Карамазовых" у меня было 120. При этом речь идет, на секундочку, о Достоевском, у которого практически все герои с большим количеством текста, а на репетиции времени нет. Артисты от сложности материала с ума потихоньку сходили. Денег, несмотря на нормальный вроде бы бюджет, порядка 400 тысяч на серию, все равно не хватает: мы же не в Англии, где экранизация собственной классики - дело чести. У нас подобная работа делается за счет собственных нервов. А вот денег за нее платят меньше, чем за полный метр. За эти три года я, потратив в два раза меньше усилий, выпустил бы две картины и получил бы в два раза больший гонорар.

- Вы как будто жалуетесь?

- Отнюдь. Я делал то, что хотелось. А за свободу выбора тоже надо платить. Ведь можно снять "Карамазовых" и "Пелагию", а можно "Шняга-2, 3, 4". В полном метре чаще именно такие проекты и предлагают. Наиболее интересные, как ни странно, появляются именно на ТВ.

- А каково было браться за Акунина? После соприкосновения с Достоевским?

- В Акунине тоже есть что играть. Только более отстраненно, ведь играет и сам Акунин - с Достоевским, с Чеховым, Островским. А я в свою очередь попытался в "Пелагии" поиграть с известными экранизациями.

- Про Бориса Акунина говорят, что он активно вмешивается в творческий процесс: сценарии переписывает, актеров лоббирует. Как у вас с ним роман сложился?

- Мне про Сергея Колтакова, который в "Карамазовых" Федора Павловича сыграл, тоже говорили: не бери его - невозможный человек, скандалист. А он когда на первую встречу пришел - уже знал текст роли. Такое вот отношение к профессии. То же самое с Акуниным: он - профессионал и дурно написанный сценарий будет править. Условия были просты: Акунин утверждает исполнителя на роль Митрофания - я сначала предложил Владимира Ильина, но тот по религиозным соображениям отказался. И после совместного обсуждения на роль был утвержден Александр Феклистов. Также Акунин предложил попробовать на роль Пелагии Полину Кутепову - она замечательно записала аудиокнигу "Пелагия и белый бульдог". Еще в договоре автора было указано, что он утверждает бульдога.

- ?..

- Я тоже вначале удивился, а потом понял, что это страховка от дурака. Симпатичное животное, совершенно не приспособленное для съемок. Хрюкает бесконечно в кадре - когда пишешь живой звук, это смертельный номер. По сюжету собака должна была много лежать, а она бродит постоянно. При этом усыпить его на время нельзя - сдохнет: сердце слабое. Вот тут и возникает соблазн поменять бульдога на овчарку, например. А Полину Кутепову... на Ксению Собчак, она, мол, популярнее. Акунин вправе воспрепятствовать.

- Вы и дальше будете снимать жанровое кино? Некоторые уверены, что это удел ремесленников...

- Скажем так. Не будет ремесленников - не будет художников. Это взаимосвязанные вещи. Тем более, что бы ты ни снимал, всюду важна мастеровитость. Одни и те же приемы свойственны обоим направлениям. Да, есть в кинематографе свои Левши, которые снимают по-своему... Но много ли вы вспомните таких Кулибиных?

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера