Архив   Авторы  
Их сын Джеймс в представлении "До свидания, зонтик"

Минздрав рекомендует
Искусство и культураСпецпроект

Новый цирк семейства Тьере Чаплин волшебным образом возвращает замотанных жизнью людей в безоблачное детство



 

Ничего подобного в нашей стране нет. У нас все отдельно, как мухи с котлетами. Есть цирк с фокусами, жонглерами, эквилибристами, дрессированными медведями и тиграми, и есть театр, где можно посмеяться ну или поплакать над судьбой маленького человека. А во Франции придумали термин "новый цирк", и обозначает он фантастическую смесь того и другого. Там нет стандартного набора номеров, но нет и единого действия, обязательного в драме. Нет сколько-нибудь внятного сюжета, но есть абсолютно неуловимый и поэтический смысл, который, как чудесное послевкусие, придет к вам не сразу, потом, когда распробуете продукт, получив свою порцию удовольствия. Зачинателями этого направления во Франции считают Жан-Батиста Тьере и Викторию Чаплин. Дитя утопии конца 60-х, Тьере был суфлером в театре Жана Луи Барро, актером кабаре и воодушевлялся левыми идеями. Однажды он обнаружил в газете интервью восемнадцатилетней дочери Чарли Чаплина Виктории, в котором она говорила, что мечтает стать клоуном. Он ей написал, она ответила, они встретились, потом поженились и стали вместе работать. В 1971 году первый же их спектакль "Цирк, бонжур" знаменитый Жан Вилар пригласил на Авиньонский фестиваль. Однако пророков в своем отечестве нет нигде, и фестивальный успех был скоро забыт. Обнаружилось, что актерам негде играть. А значит, они были просто обречены на длительное бродяжничество. Погрузив свой скарб в маленький домик на колесах, Тьере и Чаплин (вместе с народившимися детьми) объездили едва ли не весь мир, побывав на множестве фестивалей. За неполные 40 лет сделано всего три спектакля, привезенный в Москву "Невидимый цирк" - последний. Мало, наверное, но Жан-Батист Тьере вообще хотел всю жизнь играть только один спектакль, постепенно доводя его до совершенства. В сущности, ему это удалось.

Родители

Жан-Батист Тьере и Виктория Чаплин не дают пресс-конференций и категорически отказываются от интервью. Наверное, так они оберегают себя и свое искусство от вторжения чуждого им, агрессивного и технологичного мира. Еще говорят, Виктория Чаплин не любит, когда ее спрашивают об отце. Понять можно, а только удержаться и не вспомнить на этом "Невидимом цирке" о Чарли Чаплине, маленьком гениальном человечке с котелком и тросточкой, никак нельзя. Во-первых, дочь на него невероятно похожа, но это не главное. А главное никак не получится определить словами, оно просто парит над сценой во время спектакля, нежно окутывает зал и растворяется в счастливых, блаженных улыбках зрителей. Кто видел хоть один чаплинский фильм, поймет, о чем речь. В "Невидимом цирке" то же жизнелюбие, та же хрупкость и та же горечь.

Жан-Батист Тьере, великан с седой гривой кудрявых волос и широко распахнутыми глазами (в них наивность и лукавство странным образом уживаются), показывает простенькие фокусы. Взмахнет прутиком, выскакивает букет цветов. Ставит свечку, зажигает и тут же откусывает, жуя с аппетитом, а через мгновение у него в животе зажигается красный огонек. Такие номера он проделывает с невероятной скоростью, некоторые длятся секунду, не больше. Выходит, например, во всем гобеленовом - костюм, чемодан и даже очки с гобеленовыми стеклами, или, как зебра, весь раскрашен в черно-белую полоску, даже лицо. А ты сидишь, разинув рот, и смеешься, как дурак, ну или как ребенок, что практически одно и то же, если подумать хорошенько. Прелесть его работы не в ловкости рук, она очевидна, а в поразительном юморе, с которым все это делается.

Виктория Чаплин (только не надо подсчитывать, сколько ей лет, все равно не поверите) ходит по канату, кокетливо зацепившись за него ножкой, висит вниз головой, залезает в крохотный ящик и каким-то совершенно невероятным образом складывается в нем. Именно она, эта маленькая печально-бледная клоунесса вносит в этот легчайший и жизнерадостный спектакль странно-грустную ноту. Многочисленные костюмы, которые Виктория переодевает с невиданной скоростью, в ее руках преображались в диковинных чудовищ, рожденных безумной фантазией художника и тренированным телом циркачки. Выходит в старинном платье с кринолином и пудреном парике, а отстегнув от него прядь и сняв жилетку, на наших глазах превращается в лошадь. Или появляется в костюме, состоящем из самой разнообразной посуды. На голове - поднос с фужером, с ушей свешиваются ложки, на теле - миски, кастрюльки, рюмки, на коленях - плошки. И все это работает, как перкуссионная установка, рождая поистине хрустальный, нежный звук.

Что касается обещанного смысла, то он прост, как все, что они делают. И так же значителен. По сути, каждый их спектакль демонстрирует убежденное и стойкое противостояние злу, насилию и унылым стандартам. То есть каждый вечер публика, заполнившая зал, впитывает идущее от них добро, любовь, талант и труд. Согласимся, идеальный набор для жизни во все времена. Их открыто простодушное, демонстративно старомодное представление дарит людям свет и радость. И то и другое, как выясняется, отличное лекарство, так что впору писать на их афише: "Минздрав рекомендует". И подделок тут быть не может, слишком большой риск. Цирк все-таки, хоть и новый.

Дети

Дети семейства Тьере-Чаплин, Джеймс и Аурелия, тоже играют в Москве свои спектакли. Совсем маленькими они участвовали в спектаклях родителей, а когда выросли, стали выступать самостоятельно. Впрочем, без участия мамы ни у кого дело не обошлось. Для сына Виктория придумала костюмы, для дочери сочинила и поставила спектакль. Джеймс Тьере показывает "До свидания, зонтик" (Компания Майского жука), Аурелия Тьере играет "Ораторию Аурелии" (компания "Маленькие часы"). Выяснилось, что природа на детях ничуть не отдохнула, они оба разнообразно талантливы и очень артистичны. Он невероятно похож на мать и деда, она - копия отца, и чей ген тут сильнее, не стоит и высчитывать. Ясно, что они продолжают родовую, фамильную традицию. В их спектаклях та же нежная прелесть и так же ощутимы любовь и немного печальное сочувствие к людям.

Джеймс Тьере выбирается из кучи канатов, висящих на сцене, и кажется, он может быть на сцене всем сразу - мимом, танцовщиком, акробатом и клоуном. У него дивные партнеры, номера следуют один за другим, и среди них несколько просто чудесных, вот только сцепка между ними недостаточно крепка. И это значит, что режиссерской профессией, в отличие от других умений, Джеймс еще не вполне овладел. Но нет сомнений, освоит и это.

Аурелия Тьере появляется на сцене из комода. Точнее, из одного ящика высовывается рука, из другого - нога, в центре возникает голова. Пока ты соображаешь, как все это устроено, эта странная девушка вылезает наружу. Выясняется, что она любит путешествовать, и с ней всю дорогу происходят какие-то то смешные, то страшные истории. За белой тюлевой занавеской некое чудище, лязгающее зубами, откусывает ей полноги, а она, вооружившись спицами, под изумленные вскрики публики "довязывает" себе недостающую часть. А в самом финале из Аурелии вынимают (не спрашивайте как, не знаю) кусок плоти, и через дырку в ее животе ездит по кругу заводной поезд со светящимися огоньками.

"Чудо!" - на ломаном русском языке произносил хитрющий Жан-Батист Тьере, быстрым движением рук превращая небольшой круг в квадрат. Спектакли его семейного клана самое настоящее чудо и есть. Потому хотя бы, что они волшебным образом возвращают озабоченных жизнью и кризисом людей в их счастливое безоблачное детство.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера