Архив   Авторы  

Наши в городе
Искусство и культураСпецпроект

Судя по сводкам с аукционов, отечественное искусство переживает в мире настоящий бум. Но умеем ли мы представлять современный арт на международной арене?




 

До 22 ноября продлится 53-я Венецианская биеннале современного искусства. Русское присутствие на ней в этом году более чем заметно: отечественные художники оккупировали местные палаццо, участвуют в международных проектах. А национальный павильон в садах Джардини, партнерами которого выступили "НОВАТЭК", Фонд Михаила Прохорова, ЦУМ, заполнен буквально под завязку. Проект "Победа над будущим" представляет сразу семерых художников - Анатолия Журавлева, Алексея Каллиму, Ирину Корину, Андрея Молодкина, Гошу Острецова, Павла Пепперштейна, Сергея Шеховцова. Известно, что такая крупнейшая мировая выставка современного искусства, как Венецианская биеннале, предоставляет художнику шанс войти в мировой контекст. Однако далеко не все уверены, что в области искусства количество переходит в качество. Как наилучшим образом представлять арт на международной арене? Об этом "Итоги" расспросили кураторов биеннале и художников.

Андрей Ерофеев, искусствовед, куратор:

- Венецианская биеннале - это бой по гамбургскому счету и для художников, и для кураторов. Россия в постсоветское время вернулась на венецианскую арену в качестве равноценного участника, предъявляющего то самое искусство, которое международным художественным сообществом идентифицируется как актуальное. Нынешняя экспозиция российского павильона хороша уже тем, что в ней не наблюдается наступления "реакционных сил" - реинкарнаций академизма или искусства тоталитаризма. То есть мы по-прежнему оказываемся цивилизованными участниками, выступаем не хуже других. Но и не лучше. Ведь сегодня искусство воспринимается не коллективными блоками стилей, а творчеством уникальных фигур. Однако из экспозиции русского павильона не следует ответ на вопрос: кто он, главный российский художник современности? Набрано семь не слишком совместимых личностей, каждый тянет в свою сторону. Название "Победа над будущим" явно отсылает к футуристической опере "Победа над солнцем". Но авангардисты 1910-х имели в виду победу над классической эстетикой. А что значит такое название сегодня? По-моему, ничего. Зарубежные коллеги и критики в один голос заявляют, что Россия упускает сейчас редчайший шанс продвинуть свое новое искусство на международную арену. Китайцы, индусы, кубинцы, бывшие популярными последние 10 лет, немножко надоели, и русские могли сегодня занять их место. Пока мы сами между собой не договоримся, кто мы в международном концерте искусства, в чем состоит особенность нашей эстетики, продвигать нам нечего. Гении от нас, надо надеяться, не сбегут, но восхищаться и гордиться ими мы будем по-прежнему лишь на посмертных выставках.

Ольга Свиблова, директор МДФ, куратор российского павильона:

- Главная наша задача - показать, что в России существует современное искусство, не укладывающееся в однозначные стереотипы. Чтобы оно было увидено. А это не зависит от квадратных метров. Когда люди приходят в музей, они настраиваются на то, чтобы внимательно вглядеться в каждый экспонат. Однако Венецианская биеннале предполагает совсем другие скорости. Семьдесят два павильона только в садах Джардини, национальные павильоны, громадная параллельная программа. И все это должны отсмотреть международные эксперты. Естественно, они двигаются галопом по Европам. Выставленные работы призваны привлечь внимание, запомниться, оттого они должны нести мощный энергетический заряд. Хорошую работу увидят, ей не обязательно давать десять тысяч квадратных метров. Я вообще с 1993 года не вспомню русского павильона на Венецианской биеннале, где был бы представлен один художник. Кроме того, биеннале - уникальный шанс для художников, инструмент для продвижения их на международной арене. Ведь когда мы говорим сегодня о современном русском искусстве, то прежде всего должны думать о том, чтобы его могли увидеть. Когда я представляю художников, отлично понимаю, что, скажем, Александр Пономарев больше известен франкоязычной публике, АЕС+Ф гарантирован успех в Америке, Андрей Бартенев заинтересует англоговорящих. И так далее. Но если говорить всерьез, доля наших художников в Новом Свете меньше пикселя. Посмотрите Art Basel - там присутствуют одна-две русские галереи. И в трех-четырех западных есть работы наших художников. В Art Basel Maiami Beach участвует одна российская галерея. На FIAC во Франции - две галереи. Это при том, что на этих арт-ярмарках представлены сотни галерей и тысячи авторов. Однако наше искусство, и я в этом уверена, имеет все основания полноценно присутствовать в международном контексте.

Ольга Лопухова, куратор, исполнительный директор биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?":

- Мне кажется, что представлять русское искусство на Западе надо спокойно, без лишнего ажиотажа. Не перегораживая аллеи, не выстраивая трибуны, не устраивая аудиотрансляцию на все сады Джардини. И не накрывая не очень-то нужные искусству хлебосольные столы. Не надо забывать, что главный в Венеции - художник, и потому прежде всего необходимо дать ему возможность сделать максимально яркое, полноценное высказывание. Тем более что существует негласное правило: выставиться в национальном павиль­оне можно лишь однажды. Этот замечательный шанс, к сожалению, у большинства наших художников был реализован не вполне полноценно. В этом году в российском павиль­оне представлено много хороших художников, но они задыхаются в выгороженных клетушках, как в советской коммунальной квартире. Работам не хватает воздуха, масштаба. Особенно это наглядно по сравнению со многими другими национальными павильонами, в большинстве из которых представлен один художник. Или с тем, как спокойно, стильно, без лишнего пафоса показаны в "Арсенале" Игорь Макаревич и Елена Елагина. Также очень эффектно выглядела в Гранд-канале подводная лодка Александра Пономарева. Сейчас идет много разговоров о том, почему наши художники стали активно выставляться в Венеции вне русского павильона, мол, неправильно, потому что проекты - коммерческие или спонсорские. Но, на мой взгляд, это просто замечательно. Главное, чтобы и в дальнейшем наше присутствие в Венеции не ограничивалось только нацио­нальным павильоном.

Андрей Бартенев, художник:

- На прошлой биеннале была представлена моя скульптура "Connection Lost/Поле одиноких сердец". Она была довольно дорогостоящей и трудоемкой с технологической точки зрения. Не каждая галерея готова с ходу броситься и начать экспонировать, а тем более тиражировать подобные проекты. Однако после Венеции меня сразу пригласила знаменитая лондонская галерея в Сохо, и был оглушительный успех. В общем, смотры венецианского масштаба все-таки являются неким критерием, по-крайней мере в представлениях галеристов. Степень известности отечественных художников на Западе зависит от правильного менеджмента и ­пиара. Впрочем, тут важны художественные амбиции и личные стремления художника к популярности.

Семен Файбисович, художник:

- Лично мне попадание в Венецию не грозит, судя по всему. С другой стороны, меня это мало волнует, моя проблема - делать что делаю как можно лучше. Тем более есть еще такой критерий состоятельности автора, как цены на его работы, устанавливаемые аукционами путем конкуренции покупателей. Критерий "рыночный" - и потому более объективный, чем решения любого куратора. Так вот, судя по результатам международных аукционов 2007-2008 годов, мне, что уж там, грех жаловаться на недооцененность. Как, впрочем, и русскому искусству в целом. Этот "второй русский бум" показал миру, что есть много очень хороших русских художников. Мне даже кажется, их больше, чем в иных странах, чье искусство традиционно считается конкурентоспособным. А еще кажется в этой связи, что основательному утверждению нашего современного искусства на международной арене мешает комплекс неполноценности. Раньше это был резервационный комплекс, теперь - провинциальный. Конечно, каждый себя в отдельности ценит высоко, а вот общая самооценка занижена как художниками, так и отечественной критикой. И это негативно сказывается на оценке извне.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера