Архив   Авторы  
Кассовые перспективы американских мейджоров, выходящих на российский рынок, пока туманны. На съемках совместного проекта Universal и Тимура Бекмамбетова "Черная молния"

Чужие
Искусство и культураСпецпроект

Голливудские мейджоры вторгаются на российский кинорынок




 

В последнее время мобильник Федора Бондарчука все чаще звонит рингтоном крупной американской кинокомпании. Казалось бы, пустячок. Но это косвенно подтверждает слухи о намечающемся сотрудничестве режиссера с Голливудом. И вот недавно Бондарчук объявил, что в октябре под его руководством начинаются съемки осовремененного прозаического варианта "Евгения Онегина" под логотипом компании Fox. Бюджет - два с половиной миллиона долларов. Эту информацию из своего лос-анджелесского офиса подтвердила "Итогам" и директор по развитию Fox Internatio­nal Productions Анна Кокурина, заявившая, что "20th Century Fox выходит на российский производственный рынок". И это далеко не единственная компания, решившая освоиться на российских кинопроизводственных просторах. Уже можно говорить, что речь идет о новом тренде, масштабной экспансии американских корпораций. Для отечественных авторов она может закончиться реализацией их главной мечты - интеграцией России в международный кинопроцесс.

Голливудчина

В чем причина подобного блицкрига? Все дело в том, что, как показывает практика, при прочих равных зрители все чаще предпочитают национальное кино, где родной язык, привычные актеры, узнаваемые реалии, places of interests. За примерами далеко ходить не надо. В прошедшие несколько лет лидером французского проката становились национальные картины про Астерикса и Обеликса. В Англии наилучший результат демонстрировали родные "Типа крутые легавые". Корейцы наиболее активно платили за фэнтези местного разлива Host. Германия руко­плескала немецким "Мокасинам Маниту". Китай буквально помешался на самом дорогом отечественном фильме в истории "Битва у Красной скалы". Другими словами, свои, зачастую и недоблокбастеры, все равно милее американских. "Фабрика грез" с такими раскладами соглашаться не готова: терять деньги и позиции не в традициях американского бизнеса. А потому мейджоры - крупнейшие голливудские корпорации - решили расширить свою производственную географию за счет захвата новых территорий.

Существует несколько способов мейджорского производства фильмов в других странах. Первый - копродукция, когда американская студия вливается в съемки на равных правах с национальным продюсером. До недавнего времени это был самый распространенный механизм, благодаря которому, скажем, корпорация Sony вывела кинематографический Китай на новый уровень. Следствием этого стал настоящий бум на китайское фэнтези "магии и меча": в 2000 году мировой прокат взорвал совместный проект Sony, Columbia и китайских компаний "Крадущийся тигр, затаившийся дракон". Подразделение Sony Pictures Columbia Pictures Film Production Asia выпустило еще минимум девять картин совместного с азиатскими компаниями производства. В это время другой мейджор - Warner Bros. - окучивал рынки Европы. Произвел несколько локальных картин совместно с немецкими компаниями. Утвердился в Испании (например, с громкой мистической лентой "Приют"). Добился серьезных результатов во Франции, где совместная картина "Долгая помолвка" Жан-Пьера Жене стала одним из самых прибыльных и знаковых фильмов 2004 года. Постепенно эстафетную палочку подхватили и остальные кинокорпорации, разрабатывая новые системы захвата локальных рынков.

Другой путь голливудской экспансии - самостоятельное производство, то, что в Америке называют stand-alone. Мейджоры сами разрабатывают проект, начиная от сценария, а затем заказывают производство небольшой национальной компании. Таким образом, все права на продукт полностью принадлежат американской студии - делай с ним что хочешь: реализовывай на внутреннем рынке, переозвучивай и катай по всей планете. Аборигены выступают лишь в качестве исполнителей и получают либо процент от объема выполненных услуг, либо фиксированную оплату. Stand‑alone - явление новейшее. Голливудцы дозрели до него совсем недавно и тут же сфокусировали объективы своих камер на один из самых лакомых кусков с быстро разви­вающейся инфраструктурой - на Болливуд: "Не делаешь кино в Индии - не делаешь денег", - откровенничает глава Fox International Prods Сэнфорд Панич. Впрочем, студии, запустившие пробные шары в тамошнем кинопроизводстве, обожглись. Так, Sony не повезло с индийской "Возлюбленной" в 2007 году. Disney в 2008-м пролетел с картиной "Уличный Ромео". Warner Bros. не отбил вложений в релиз этого года "Чандни Чоука в Китае". Но лиха беда начало.

Существует еще и схема, по которой проект разрабатывает национальная компания, но мейджор затем дает 100 процентов бюджета и забирает себе права. Местные продюсеры получают процент либо от общего дохода, либо от чистой прибыли от проката. В общем, вариантов масса, и логичными они выглядят только на бумаге. Иногда бывает и такое: по всем признакам - ну чисто американская картина, а поскреби любого мейджора, и обнаружатся самые фантастические источники финансирования. Классический пример - "Лара Крофт: Расхитительница гробниц" Paramount с бюждетом 94 миллиона долларов. По информации аналитика издания, принадлежащего корпорации The Washington Post, Paramount продал права на "Лару Крофт" крупной немецкой компании за 94 миллиона долларов. Затем, используя некие сложносочиненные схемы, выкупил обратно... но уже за 83,8 миллиона. Из вырученных 10 миллионов 200 тысяч заплатил гонорар Анджелине Джоли. Затем провернул похожие операции с английскими компаниями и добился дополнительных налоговых льгот: согласно британскому законодательству иностранный продюсер, снимающий фильм на территории туманного Альбиона и задействующий в проекте британских актеров, заслуживает всяческого материального поощрения. В результате этого экономического кульбита бюджет картины пополнился 12 миллионами, которых хватило на оплату труда сценаристов и известного режиссера Саймона Уэста. Затем, совершив продажу прав на дистрибуцию картины в шесть стран, Paramount отбил еще 65 миллионов бюджета не существующего фильма. В итоге картина обошлась мейджору всего в... 7 миллионов долларов. По словам специалиста, такие схемы используют почти все американские производители.

Короче говоря, вариантов захвата местного рынка, продиктованных законами глобализации, масса. Все они, безусловно, легитимны, но разобрать, какую тактику применят мейджоры, например, в России, пока невозможно.

Алло, мы ищем таланты

Россияне в своих зрительских предпочтениях ничуть не отличаются от жителей остального мира. "Российские фильмы собирают кассу, часто сопоставимую, а иногда и превосходящую бокс-офис голливудских фильмов. Сейчас Россия четвертая по сборам в Европе, и, как и в других европейских странах, из топ‑10 самые кассовые фильмы в ней - отечественные. Логично, что студии не хотят полностью оставлять этот сегмент рынка отечественным продюсерам", - говорит Юлия Куликова, директор по связям с общественностью компании "Централ Партнершип", прокатывающей в России фильмы Paramount. В десятке самых кассовых фильмов за всю историю отечественного проката три позиции - первую, третью и пятую - занимают наши ленты: соответственно "Ирония судьбы: Продолжение", "Адмирал" и "Самый лучший фильм" с общим результатом в 111 миллионов 200 тысяч рублей.

Первой студией, вышедшей на нашу производственную территорию, стала Sony Pictures. Она совместно с Patton Media создала в России производственную компанию Monumental Pictures. Но фильмы Monumental "В ожидании чуда" (бюджет 8 миллионов долларов), "Путевой обходчик" (3 миллиона) и "Первая любовь" (5 миллионов) были холодно встречены критикой и не отбили вложений. Относительный успех сопутствовал лишь последнему проекту "Самый лучший фильм 2": затратив на производство и рекламу порядка 10 миллионов долларов, компания собрала около 13 миллионов. Впрочем, столь скромные результаты не отпугнули других американцев.

"Из десяти крупных российских продюсеров мы работаем как минимум с восемью, - говорит директор по развитию Fox International Prods. - Но сейчас готова назвать только имя Александра Атанесяна". Атанесян, автор одиозной картины "Сволочи", выступает российским партнером Fox и продюсирует здесь локализованные версии американских хитов. В перспективных планах - ремейки триллера Тони Скотта "Гнев", на который планируют потратить около четырех миллионов долларов, и комедии Майка Николса "Деловая женщина" (3,5 миллиона). Однако конкретные сроки начала производства Fox не называет: "Россия - не Голливуд: авторы закончат сценарий, а в Москве пойдет снег".

Впрочем, другим американским игрокам, занимающимся производством в России, особенности национального климата не мешают. Недавно Disney завершил здесь съемки фэнтези "Книга мастеров", основанного на русских сказках. Картина выйдет на экраны 29 октября. По оценкам журнала "Кинобизнес сегодня", американцы вложили в проект порядка 7 миллионов долларов. Производством занималась студия Никиты Михалкова "ТРИТЭ". В дальнейшем мейджор планирует представлять на нашем рынке один-два фильма в год совместного с Россией производства. 31 декабря состоится премьера фантастического проекта "Черная молния" Александра Войтинского - совместного фильма Universal Pictures Russia и компании Тимура Бекмамбетова. На производство картины про русского студента, ставшего борцом с преступностью благодаря своей супернавороченной "Волге", было затрачено, по разным данным, около 8 миллионов долларов. В "Централ Партнершип", прокатывающей на территории России фильмы Paramount, "Итогам" рассказали, что тоже обсуждают с мейджором возможные совместные проекты.

Американцы готовы тратить на нашей территории вполне приличные, во всяком случае по российским меркам, деньги. Ведь игра на нашем производственном рынке для них - проект венчурный, экспериментальный: если что-то выстрелит - прекрасно, а нет, так потери в масштабах мирового бизнеса невелики. Их всегда можно восполнить, например, за счет проката международных хитов. Со своей стороны, российское кинопроизводство от такого сотрудничества стопроцентно выигрывает. Крупные отечественные студии вроде "Мосфильма", чьи мощности ­непременно будут задействованы в производстве, получат хороший доход.

К тому же Disney, например, называет своей главной целью не возможную прибыль, а миссионерскую деятельность: "Нам бы очень хотелось возродить жанр художественного фильма-сказки в России. Это большая ответственность, ведь новинок в этом жанре не появлялось в течение многих лет, а мы бы хотели, чтобы у нового поколения появились сказочные персонажи, которым можно сопереживать", - сказала "Итогам" глава "Уолт Дисней Компани СНГ" Марина Жигалова-Озкан. Российская сторона с ней, по всей видимости, полностью согласна. "Книга мастеров" получила в России статус национального фильма и была освобождена от уплаты НДС.

Трудиться над мейджорскими фильмами будут отечественные кинематографисты, но под пристальным взглядом старших товарищей и инвесторов из Голливуда. Скажем, профессия Анны Кокуриной из Fox называется feature development: она занимается разработкой проектов, начиная со сценариев. Отсутствие грамотных сценаристов - главная беда российского кино. Одним из продюсеров российского ремейка "Гнева" станет сценарист оригинальной ленты Брай­ан Хелгеленд. Логично предположить, что тесное сотрудничество российских авторов с американскими станет для наших продуктивным мастер-классом.

Так что, может, в перспективе наши кинематографисты на наглядных примерах освоят еще один главный жанр, от отсутствия которого страдает российская индустрия, - мейнстрим. А там, бог даст, локальные картины выйдут и на международный уровень. Каждый мейджор мечтает о том, чтобы его эксперименты на иностранных рынках стали новым "Крадущимся тигром..." или "Долгой помолвкой". Однако не приведет ли это вторжение к тому, что отечественный кинематограф, зачастую принимающий квазиголливудские формы, и вовсе потеряет свое лицо?

Инсайдер

Свои

Один из самых известных отечественных продюсеров Игорь Толстунов рассказал "Итогам" об особенностях сотрудничества с мейджорами.
 

- Популярный западный журнал, назвав вас famous Russian producer, рассказал, что вы готовите совместно с Fox некий проект - криминальный триллер из 1990-х.

- Это так. На проекте есть свои проблемы, и я, признаться, не готов говорить о нем подробно. Но наша история - один из примеров действительно совместного производства. Проект был инициирован российскими компаниями, предложен Fox, мы являемся обладателями совместных прав. Случай, кажется, уникальный. Такие мейджоры, как Universal или Disney, насколько мне известно, обсуждают подобные схемы, но им ближе другой вариант: 100-процентное владение правами при 100-процентном инвестировании. На мой взгляд, этот путь более логичен: там, где существует несколько правообладателей, проблемы возникают чаще.

- Как вы считаете, мейджоры пришли в Россию надолго?

- Думаю, эта история достаточно серьезна. Выход голливудских студий на локальные рынки - обычный способ экспансии. По крайней мере, на такие, где обеспечена окупаемость и существует потенциальная доходность. Не думаю, что отечественной киноиндустрии стоит этой экспансии опасаться. Но речь действительно идет о появлении на рынке талантов серьезного конкурента. Понятно, что мейджоры обладают большими ресурсами, нежели отечественные компании. И если они ставят перед собой задачу получить долю российского рынка, то могут себе позволить потратить изрядное количество денег.

- Но ведь это означает, что таланты будут перекупаться.

- В каком-то смысле - конечно. Всякий раз, когда на рынке появляется новая компания, она должна, как говорится, "заплатить за вход". И эта плата не всегда бывает разумной. С другой стороны, привычные нам бюджеты в несколько миллионов долларов для Голливуда несерьезны. Там говорят: "За миллион долларов мы и за ворота студии не выйдем". Думаю, мейджорам суждено сделать энное количество ошибок в связи с отсутствием должного уровня экспертизы рынка, но со временем, очевидно, эта проблема будет решена.

- Наше государство предоставляет преференции иностранным компаниям и продюсерам, работающим на российском рынке?

- Если представительство мейджора зарегистрировано как российская "дочка", оно может получить государственную субсидию или выиграть тендер. В этом есть, конечно, свой парадокс: затраты на одну картину любой голливудской студии зачастую превышают весь бюджет Минкультуры в целом. Льгот не так много - это освобождение от НДС и господдержка. Но закон есть закон...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера