Архив   Авторы  
1998 год. С сыновьями Никитой Михалковым и Андреем Кончаловским

Великан
Искусство и культураСпецпроект

Ушел из жизни Сергей Михалков



 

На 97-м году скончался Сергей Владимирович Михалков. Человек, соединивший в своей судьбе два противоположных, казалось бы, жизненных пути. С одной стороны, популярный детский поэт, придумавший знаменитого "Дядю Степу". Суммарный тираж его книг составил около 300 миллионов экземпляров. С другой - человек, написавший сразу два варианта советского, а затем и российский гимн. Обласканный властями всех мастей и всегда при должности. А еще - патриарх целой творческой династии. Таким его и будут помнить.

Андрей Дементьев, поэт:

- Когда-то я написал строчку: "Смерть всегда преждевременна". Количество прожитых лет значения не имеет. Уход великого современника, прекрасного писателя и моего доброго друга Сергея Михалкова относится к числу таких внезапных и болезненных потерь. В последний мы раз встречались на 95-летии Сергея Владимировича, потом общались по телефону. Он не жаловался, находя повод, чтобы пошутить над обстоятельствами и собой. И в старости он был молод душой. Горжусь, что по просьбе Сергея Владимировича написал предисловие к двум его книгам. Михалков - целая эпоха, наша жизнь от и до. "От" началось в 30-е годы прошлого века, когда страна узнала замечательного дет­ского писателя, продолжилось в годы войны репортажами с фронтов и текстом Гимна Советского Союза. Потом были басни, киножурнал "Фитиль", работа в Союзе писателей, перестройка. "До" - это наше сегодня и завтра. Михалкову многие завидовали, считая баловнем судьбы и любимцем властей. Но он служил не режиму, а Родине, как бы она в тот момент ни называлась - СССР или демократическая Россия. Обычно Михалков не отвечал критикам, лишь однажды бросил оппоненту: "Я написал гимн, как сумел. Но вот сейчас он зазвучит, ты встанешь и будешь петь вместе со всеми". Да, он мог быть резким. Помню, на пленуме Союза писателей критиковал известного поэта, который выкрикнул с места, что, мол, прежде за такие слова вызывали на дуэль. Михалков отреагировал мгновенно: "Я дворянин и с кем попало не стреляюсь". Сергей Владимирович был сложной натурой, но, безусловно, светлым, позитивным человеком. Он любил жизнь. И она платила ему тем же. Поэтому так долго и не отпускала. Смерть всегда преждевременна…

Ирина Роднина, трехкратная олимпийская чемпионка:

- Много лет назад с еще маленьким сыном мы были на детском спектакле и увидели в зале Сергея Михалкова. Гигант­ского роста, статный, несмотря на возраст, с широкой улыбкой и немного угловатыми движениями… Человек-легенда. И теперь, когда я вспоминаю о Михалкове, вижу его именно таким. Многие видят в нем только автора нашего гимна. Но для меня он прежде всего добрый друг из детства. Потому что надо вначале почувствовать и полюбить страну. А эти чувства как раз приходят с его книжками. Когда вспоминаю свою победу на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде, как я тогда не удержалась - заплакала на пьедестале, понимаю, что гимн был как финальный аккорд. Все сошлось в одной точке: мои переживания, радость от того, что стала первой, величие музыки. И слова гимна, которые многие произносили про себя, пока поднимался флаг нашей страны. Такие моменты навсегда остаются с нами…

Александр Проханов, писатель:

- Было время, когда мы часто встречались: Михалков тогда был бодр, статен, ироничен, любил заглянуть в "Пестрый зал" ресторана Дома литераторов. Мог подсесть к группе молодых писателей, заглянуть в меню и пошутить насчет несоответствия заработков и запросов. Я называл его камергером - потому что он настоящий советский патриций, артистичный и лощеный, украшенный бриллиантовыми звездами и шелковыми перевязями. И он ничуть не обижался. Михалков был живой частью имперской советской символики. Его эмблематичные слова сталинского победного гимна стали таким же ярким символом страны, как звезды на Кремлевских башнях. Он был баловень и счастливчик - не задетый властной секирой, прошедший сквозь ужас войны, античеловеческие опыты и брежневский неосталинизм. И перепорхнул в постсоветскую, не ельцинскую даже, а путинскую Россию - вместе со словами своего гимна, из которых выброшены несколько сентенций. Получилось, что советский символизм он перенес в эпоху, лишенную цели и смысла. Есть надежда, что из его символизма в этой поэме в честь государства вырастут будущая российская мощь и державность.

Алексей Бородин, худрук Российского академического молодежного театра:

- Когда-то давным-давно я прочел в журнале "Юность" сказку Сергея Михалкова "Сон с продолжением". Она мне страшно понравилась, и, конечно же, захотелось ее поставить. Позвонил ему, говорю: "Сергей Владимирович, не напишите ли по этой сказке пьесу?" Он отреагировал очень доброжелательно, написал мгновенно, а потом был очень доволен тем, что получилось. Наш театр, как вы помните, раньше назывался Центральным детским и с Михалковым связан был тесно. Спектакль по его пьесе "Сомбреро" вообще был главным хитом, своеобразной визитной карточкой театра, я хорошо помню, как отмечали тысячный спектакль. С ума сойти, сколько детей посмотрело этот и другие его спектакли. Да и детским поэтом Михалков был замечательным. Его стихи легко впитывались и мгновенно запоминались. "Кто на лавочке сидел, / Кто на улицу глядел, / Толя пел, / Борис молчал, / Николай ногой качал" - на мой взгляд, гениальные строчки, есть в них какая-то магия. Ритм просто шикарный, страшно заразительный. А об остальном что говорить? Михалков жил вместе со своей страной. Не знаю, имею ли я право так говорить, но мне кажется, что он к жизни тоже относился как к игре, и это помогало ему легко и весело переживать все коллизии и перемены. К тому же он был невероятно отзывчив. Я отлично помню, как Михалков на день задержал поездку за границу, потому что надо было выхлопотать в Моссовете квартиру одному артисту. Огромному количеству людей он помог в жизни, и, надеюсь, они не забыли об этом. Потому что гимны в конце концов забываются, а такие вещи - нет, не должны.

Наталья Бондарчук, актриса, режиссер:

- В каком-то смысле Сергей Михалков был для меня талисманом. С его басней "Как старик корову продавал" я поступала во ВГИК - и поступила. Михалков был другом нашей семьи, его очень любили папа с мамой. Сама я познакомилась с ним, когда он защищал наш т­еатр "Бемби". Может, только благодаря Сергею Владимировичу и его опеке театр существует и по сей день. Конечно, Михалков был не только замечательным поэтом и добрым человеком - для нашей страны он фигура знаковая. Меня нисколько не смущает, что он автор трех гимнов: в этом есть связь времен, а в нашей жизни разрушителей больше, чем созидателей. Он был человеком объединяющим, я это очень ценю.

Лев Лещенко, певец:

- Сергей Владимирович озвучил нашу эпоху - всю, целиком. Не только потому, что написал слова гимна, который я, кстати говоря, в четыре года распевал, стоя на сундуке в воинской части в окружении зрителей. Меня, как и каждого ребенка той поры, сопровождал по жизни дядя Степа. Сопровождал всегда, даже уже взрослого. Я ведь болельщик "Динамо", а для этой команды дядя Степа был талисманом. Для меня Михалков олицетворял образ русского интеллигента - порядочного, корректного, мудрого. Мы не так часто встречались, но мне было очень любопытно с ним общаться. Я его немного провоцировал, спрашивал: "Сергей Владимирович, вы отлично выглядите, что вам помогает - волшебная диета, спорт?" Он уверял, что никогда даже зарядки не делал. Его держал мощный русский дух.

Владимир Федоров, член Совета Федерации от Карелии, экс-глава ГИБДД:

- Я не то чтобы хорошо знал Сергея Владимировича, но мы встречались. Последний раз поводом стало согласование памятника дяде Степе, который установило управление ГИБДД Московской области у своего здания два года назад. Он был очень контактным человеком, простым, без накипи звездности. Помню, например, как Сергей Владимирович хотел, чтобы его дядя Степа был изображен в окружении детей. Мы объяснили ему, что места для детей в этой скульптурной группе маловато. И сошлись на том, чтобы у дяди Степы был в руках светофор. Правда, по его мнению, вышло не очень. Но он все-таки прислушался к чужому мнению.

Стихи про легендарного постового, конечно, детские. Но они сыграли большую роль - они воспитывали уважительное отношение не только к правилам дорожного движения, но и к окружающим людям. Дядя Степа ведь прежде всего не равнодушный человек. К тому же страна, мне кажется, должна быть благодарна, что пела его гимн. Я знаю, многие критиковали текст Михалкова, но мне все эти литературные разборки не интересны: слова государственного гимна вызывали уважение. "Память о нем будет навсегда в наших сердцах" - фраза расхожая, но в данном случае это не просто слова.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера