Архив   Авторы  
Франко Дзеффирелли не чужд светской жизни. На параде в честь Дня Колумба в Нью-Йорке в 2002 году

Флорентиец
Искусство и культураСпецпроект

На фестивале в итальянской "Арена ди Верона" можно было вновь убедиться, что Франко Дзеффирелли по-прежнему - мастер Большого Стиля






 

Мистер Дзеффирелли? Это генеральный директор театра "Олд Вик". Вы бы согласились стать режиссером новой постановки Шекспира? И приехать в Лондон?

1960 год. Франко уже знаменит, но еще не привык к статусу маэстро. Он удивлен. Озадачен. Или делает вид. И, приняв сказанное за шутку, отвечает:

- Да, конечно, но при одном условии: пусть королева Елизавета лично позвонит мне, тогда я соглашусь.

Через несколько дней приходит официальное монаршее приглашение. Но, в конце концов, кому пристало раздавать автографы, артисту или обитателю Букингемского дворца?

Родом из Флоренции

Франко Дзеффирелли - создатель больших костюмированных оперных постановок и столь же амбициозных по исполнению фильмов. За что любим миллионами? За то, что говорит просто о серьезном. Дает народу хрестоматийные сюжеты в доступной форме, но без сюсюканья и с заметными авторскими акцентами. Классика-лайт в хорошем смысле слова. Однако путь великого итальянца знает немало зигзагов и развилок. Вот, например: итальянца ли? На это звание сам Дзеффирелли скривился бы в усмешке. Никакой он не итальянец, он флорентиец, это не одно и то же. И дело вовсе не в снобизме наподобие того, что свойственен северным итальянцам, называющим своих южных соседей "тиролес" - крестьянами, мужиками. Просто Флоренция - это отдельная страна, где власть принадлежит художникам и поэтам. Как минимум с XV века, когда дом Медичи осыпал благодеяниями тогдашнюю итальянскую богему. И Дзеффирелли суждено было родиться именно здесь, в городе Микеланджело, Петрарки и Лоренцо Великолепного.

Будущий создатель феерических экранизаций и грандиозных оперных постановок был плодом незаконной любви. Мать Франко хотела дать ребенку фамилию Zeffiretti (Дзеффиретти). Дело в том, что именно это слово звучит в начале третьего акта оперы Моцарта "Идоменей". Но итальянские чиновники, подобно своим российским коллегам, ленивы и беспечны. Регистратор в муниципалитете Флоренции ошибся, и получилось то, что получилось. Однако художественная сила материнских намерений внушает восхищение. К несчастью, уже в 6 лет Франко мать потерял. Отец - торговец текстилем - не смог взять мальчика к себе: у него была другая семья и вечные заботы. Но в судьбе маленького Франко принимал, как ему казалось, посильное участие. Своей помощнице, ­Мэри О'Нил, он сказал: "Этот мальчик - замечательный ребенок, и я хочу воспитать из него безупречного джентльмена". Тетя Мэри взялась за дело всерьез. К тому же на комоде в ее маленькой комнатке стояли статуэтка Уильяма Шекспира и портрет Элен Терри в роли леди Макбет. Все эти семена со временем дали неожиданные всходы. Но в тот момент Франко еще не думал ни о каких постановках. Он был всего лишь школьником. В Европе кипели страсти, политические, и не только. В вопросах нравственности - в том числе в Италии, несмотря на ее остаточную патриархальность, - все тоже обстояло не лучшим образом. Это коснулось и Франко. Сам Дзеффирелли поведал об этом в своей "Автобиографии" в возрасте 83 лет, когда уже нечего скрывать от публики. Выяснилось, что будущий режиссер стал жертвой домогательств католического священника в школе. К чести Франко надо сказать, что столь печальный опыт не отвратил его от церкви и религии. Более того, Дзеффирелли стал весьма ревностным католиком, снял впоследствии по заказу Ватикана феерический четырехсерийный фильм "Иисус из Назарета", ставший классикой библейских экранизаций. Позднее он сурово критиковал автора книги "Последнее искушение Христа", по которой режиссер Скорсезе снял свою пародийную картину с тем же названием. И, наконец, сделался почти официальным имиджмейкером папы Бенедикта XIV.

Любопытный штрих: во время войны Франко отказался служить в армии Муссолини и ушел в горы к партизанам, хотя всю жизнь ненавидел коммунистов. Для тех, кто обвиняет режиссера в связях с Берлускони и ультраправыми, это повод задуматься и не делать из Дзеффирелли новое пугало толерантности наподобие Гюнтера Грасса.

Песня невинности, она же опыта

Пушки замолчали, опять настало время любви и муз. Мог ли Дзеффирелли остаться в стороне? Искренняя набожность сочеталась в характере будущего маэстро со всеми соблазнами богемной жизни. В 1946-м он становится театральным художником и актером в Театро делла Пергола, где знакомится с Лукино Висконти. Работает художником и ассистентом на его картинах. Висконти и Дзеффирелли связывала самая нежная дружба. Этот союз позволил Франко овладеть секретами мастерства: понять, что такое магия кадра и каким образом создается атмосфера, втягивающая зрителя в глубины образа. Никакими формальными экспериментами добиться этого нельзя. Только опыт и абсолютный внутренний слух гарантируют успех. Между тем характер отношений двух режиссеров впоследствии стал притчей во языцех. Но как бы там ни было, а женского общества красавец Дзеффирелли отнюдь не избегал. Притом какого. Его связывала близкая дружба с Коко Шанель и Марией Каллас. Последняя своей любовью публики обязана не только непревзойденному голосу, но и стараниям Дзеффирелли. А именно - постановкам "Травиаты" и "Тоски" в "Ковент-Гарден". Сегодня Дзеффирелли весьма ревностно относится к памяти подруги. После долгих раздумий он снял фильм ""Каллас навсегда", очень выдержанный и бережный. Когда за миллион фунтов стерлингов были проданы драгоценности певицы, выставленные на аукцион скорее всего родственниками ее пианистки, Дзеффирелли назвал продажу отвратительной.

Или вот история с Джиной Лоллобриджидой, о которой Франко впоследствии отказывался слышать. С ней связан один из тех случаев в жизни классика режиссуры, когда ему довелось побывать на краю пропасти. 17 января 1969 года Джина предложила Дзеффирелли съездить на футбольный матч в ее собственной машине. Скользкая дорога, руль вырывается из рук, машина врезается в ограждение. Дзеффирелли буквально вышвырнуло через капот. Мозг не пострадал, но то, что стало с лицом, не поддается описанию. Его правую половину хирургам пришлось собирать по кусочкам, словно пазл.

Пока над Франко трудились доктора, решалась судьба его фильма "Ромео и Джульетта". Фильм был номинирован на несколько "Оскаров". "Но поскольку я не мог участвовать в шумихе, предшествующей присуждению премий, - говорит режиссер, - мы выиграли только две награды: за лучшие костюмы и лучшую съемку. Это было поражением. Тем не менее представители компании Paramount были в восторге от престижа и денег, которые сделала киностудия". Да, если говорить о коммерческой составляющей проекта, то она не так уж сильно пострадала из-за нехватки "Оскаров". На создание "Ромео и Джульетты" Дзеффирелли вышеупомянутая Paramount Pictures выделила 1,5 миллиона долларов, которые за год принесли 48 миллионов дохода. Результат впечатляющий. А любовь ветреной критики - она ведь зависит от соображений момента. Взять хотя бы музыку Нино Рота, написанную к фильму. Сегодня это стопроцентная классика. Но на "Оскара" в том злосчастном 69-м саундтрек попросту не прошел. Вот и взыскуй после этого высоких наград.

Окрыленная успехом фильма киностудия предоставила Франко "превосходный" пятилетний контракт. Тот, недолго думая, предлагает зрителю подумать о душе и снимает "Брат Солнце, сестра Луна" - фильм о святом Франциске Ассизском. Разумеется, спрос на это кино оказался много ниже, особенно в США: хоть ты и великий, а умничать сверх меры все равно не смей. Дзеффирелли поехал с ним в СССР - та же история, но не по коммерческим, а по идеологическим причинам. Режиссера антисословной драмы "Ромео и Джульетта" встречали как героя и несгибаемого революционера. "Брат Солнце" вызвал пожимание плечами: мол, что вы нам тут о боженьке сочиняете? Просторный номер в гостинице "Советская", груды банок икры из распределителя - и полное равнодушие. Пришлось взять пленки под мышку и уехать. Лишь в 2004-м Дзеффирелли стал обладателем совместной награды президента России и премьер-министра Италии, получив ее от Путина и Берлускони. Ну хоть так...

Демиург сцены

"Оскар" в небе, бюджет в руках или признание потомков - каждый решает по-своему. Дзеффирелли, любимый пасынок судьбы, хотел всего и сразу. Столько испытаний, успехов и падений она мало кому преподнесла. Еще тогда, до всякой экранизации, счастливым и триумфальным театральным сюжетом стала для него все та же история влюбленных из маленького города Вероны. Дзеффиреллиевская версия "Ромео и Джульетты" взорвала театральный мир. Режиссер, чаще всего исповедовавший костюмированную дотошность и верность тексту, выступил как аутентист, сделав все в итальянском стиле. От духа шекспировского "Глобуса" осталось совсем немного. На следующий день пресса обрушилась на режиссера. Но Дзеффирелли не испугался. Он понимал: англичане разочарованы тем, что в его постановке слишком много итальянского. Но, подчеркивал режиссер, это чисто итальянская история и сами герои - мои соотечественники. Ругали Дзеффирелли и за легкомысленность. Почему это Джульетта втаскивает возлюбленного в комнату, ухватив за волосы? А эти безумные поцелуи? Маэстро отмахивался.

Список провалов маэстро впечатляет не меньше, чем список успехов. "Отелло" в Стратфорде, "Дама с камелиями" на Бродвее. Но главная неудача - "Антоний и Клеопатра", открывавшая в 1966 году новое здание "Мет" в Линкольн­-центре. Дзеффирелли хотел изваять из тени, света и звуков опус магнум на манер "Аиды". Но авторский замысел Самюэля Барбера был куда камернее. Вот и нашла коса на камень. В дело вновь вмешивается судьба. Новая вращающаяся сцена "Метрополитен-опера" во время репетиций проломилась, похоронив декорации и труды. Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах.

Мастерство Дзеффирелли - феномен труднообъяснимый. Голливуд его отторгает: уж больно режиссер сложен для глотателей блокбастеров, любовных комедий и прочего попкорна. Но и для интеллектуалов маэстро не кумир. Он вечный объект недовольства "прогрессивной" критики. Чересчур сильные чувства, говорят они, не хватает рефлексии и эпатажа. Все слишком буквально, многовато людей на сцене. Слишком много нот, Амадей. Слишком много слов, Амадей. Слишком много Амадея, Амадей. Будь Дзеффирелли русским, у нас бы его признали ретроградом и пририсовали совиные крыла для убедительности. Да что там, и пририсовывают. Вот спектакль Жолдака "Кармен. Исход". Актриса спрашивает режиссера: "Ты что, предлагаешь мне издеваться над Дзеффирелли? Он же классик, гений". Жолдак отвечает: "Выпусти ему кишки! Он старик! Я другое поколение". Содержательно, а главное - доходчиво. И, разумеется, ново.

Старик тем временем занимается своими делами. Вот его постановка "Кармен", показанная в этом сезоне на сцене амфитеатра "Арена ди Верона". Главный сюрприз - в трактовке центрального образа. Дзеффирелли не такой уж педант, он отходит от прописей, когда необходимо.

"Кармен" долго считалась оперой почти неприличной. Зато героиня очень нравилась Ницше, тот считал этот образ воплощением свободы и "африканского" начала. Дзеффирелли тоже хочет оправдать Кармен. Но, будучи благоверным католиком, вынужден искать для этого иные средства. И он смело ломает сюжет. Кармен у Дзеффирелли - жертва обстоятельств. Она родилась в хорошей семье, ее украли цыгане, и она вынуждена жить с мазуриками, затягивая в водоворот несчастного Хосе. Совсем другая история получается. И на постановку 1978 года того же Дзеффирелли не очень похоже. Вряд ли это рабская зависимость от композиторского замысла, не так ли?

Как это подано - другое дело. На сцене возведен целый город. Солдаты, работницы сигаретной фабрики... Невольно вспоминаешь Бондарчука и постановки "Войны и мира". У нас бы критика заговорила о тоталитарном нео­классицизме и бессмысленном натурализме, о том, что время таких постановок прошло. Но это у нас. В Италии же Большой Стиль холят и лелеют. Дзеффирелли не смущает, что время прошло. Где он, там и время. Вся программа следующего сезона составлена из его постановок: "Турандот", "Аида", "Мадам Баттерфляй", "Кармен", "Трубадур".

Он флорентиец. Не пытайтесь его учить.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера