Архив   Авторы  
В последнее время мэтр увлекся компьютерными технологиями. "Рождественская история" - третий фильм Земекиса, снятый методом "цифрового захвата"

Захватчик
Искусство и культураСпецпроект

Режиссер Роберт Земекис: "Голливуд всегда стремился делать то, что от него хотят зрители"



 

У Боба Земекиса - двойственная репутация в Голливуде. С одной стороны, преданный ученик Спилберга, сторонник добротного традиционного кино. Такого, как "Роман с камнем" или "Назад в будущее". С другой - неутомимый экспериментатор, стремящийся совместить анимацию с игровой фактурой, а в последние годы уверовавший в будущую победу трехмерного формата (3D). В "Беовульфе" и "Полярном экспрессе" взял на вооружение новую технологическую придумку - "цифровой захват" (performance capture). Актеров облепляют датчиками, снимают с разных ракурсов, а потом информацию загоняют в компьютер и сочиняют кино. В выходящую на экраны в том числе и в России "Рождественскую историю" - вечнозеленую сказку про скрягу Скруджа - 58-летний режиссер "захватил" таких звезд, как Джим Керри, Боб Хоскинс, Колин Ферт, Гэри Олдмен и Робин Райт Пенн. Корреспондент "Итогов" встретился с Робертом Земекисом после того, как через специальные очки (не розовые) отсмотрел в лос-анджелесском ретрокинотеатре El Capitan эту страшноватую экранизацию Диккенса.

- Пластиковые очки, как и все зрители, я выбросил в специальный мусорный контейнер при выходе из зала. Может, и традиционное кино туда же отправится, когда окончательно свершится электронно-дигитальная революция?

- Всегда находятся жалеющие о новациях, цепляющиеся за редуты традиций. Не забывайте, что в середине 20-х годов прошлого века многие киноэксперты доказывали с пеной у рта, что, поскольку никого голоса актеров не интересуют, немое кино будет жить вечно. Так же скептически отреагировали в 30-е на пришествие цвета. Почти всегда новое встречают в штыки. Это в человеческой природе. И потом человек - ленивое животное. Да-да, и вы, журналисты. Я даю интервью примерно тридцать лет. И ни разу ни один репортер не поинтересовался, как я записываю звук - аналоговым способом или цифровым?

- А какая разница для зрителя?

- Вот-вот, вы тоже на это смотрите с потребительской колокольни.

- Обычно "Дисней" делает кино лучезарное и мягкое. Как вы уговорили эту студию финансировать столь мрачный проект, почти ужастик?

- Тут вы не совсем правы. "Диснея" волнует в первую очередь планка качества. Здесь она, надеюсь, выдержана. Что касается ужасов, то вспомните "Диснейленд". Там вас сильно пугают заколдованным особняком и пиратами Карибов.

- Почему Диккенс? Почему сейчас? "Рождественскую историю" экранизировали раз тридцать, не меньше...

- Я фанат Диккенса. Он лучший писатель, творивший на английском. И что интересно - его вещи легко конвертируются для экрана. За много лет до изобретения кинематографа он писал, сам того не осознавая, практически готовые сценарии. И вообще мечтал об актерской карьере, обожал сцену.

Правда, его бы привело в ярость, что фильм снят в Америке. Диккенс сильно не жаловал Америку.

- Не кажется ли вам, что в истории раскаяния закоренелого скупердяя много старомодного морализаторства?

- Моральные ценности не меняются на протяжении веков. Они вечны, покуда жив человек. И во времена Христа, и во времена Диккенса, и сегодня добро сражается со злом в душе каждого человека, и результат этой борьбы предсказать невозможно. Да, Скруджа пришлось сильно припугнуть, прежде чем он оттаял душой. Урок он получил хороший.

- Джим Керри у вас играет семь ролей, включая главную. Чье это было решение?

- Мы принимали решения совместно с продюсерами. Джима Керри, и только его одного, я с самого начала видел в образе Скруджа. Электронные эффекты дали возможность делать его моложе, так что героя в разные периоды жизни тоже сыграл он. А также призраков Рождества Прошлого, Настоящего и Будущего, которые ему являются. У нас все актеры играют по две и больше ролей. Так веселее.

- "Цифровой захват" вы используете уже в третий раз. Похоже, открываются двери для новых версий классики - от "Унесенных ветром" до "Касабланки"?

- Продолжу ваш соблазнительный список: от "Моби Дика" до "Мятежа на "Баунти". Да, открываются. Не вижу в этом ничего дурного. Каждое поколение требует своего стиля, своего видения. Сегодня можно любой сюжет преподнести гораздо эффектнее, ведь для компьютерных технологий нет преград. Любая, абсолютно любая фантазия может быть визуализирована. А старые версии, уверен, тоже будут востребованы - телевидением и DVD-рынком.

- У многих людей ошибочное ощущение, что "цифровой захват" - это вариант анимации, только персонажи больше похожи на реальных актеров.

- Совершенно другая технология! Мы снимаем актеров, только потом визуальная информация о них заводится в компьютер и обрабатывается. Фактически исчезают любые преграды. Теперь режиссер не отговорится от критики - мол, нельзя было снять, не было технических возможностей. Ведь отныне такие возможности есть всегда. Вот думаю про своего "Форреста Гампа": я бы переделал монтажи с историческими фигурами - сейчас бы они выглядели идеально, без швов и заплат. Представьте, можно играючи сделать любую сцену: например, Форрест заходит в уборную Белого дома и видит стоящего у писсуара Кеннеди. Класс!

- Колин Ферт назвал актера в этом новом формате "виртуальной куклой". В роли кукловода вам быть приятнее, чем кричать после каждого дубля "Снято!"?

- Кричать действительно не нужно, ведь дублей нет, вернее, идет один сплошной дубль. Съемка продолжается непрерывно с разных ракурсов, и ошибки не страшны. Ведь это, по сути, подмалевок, эскиз, а создание киноизображения происходит в компьютере. Меня в работе актера теперь интересует лишь убедительность характера, мимики, жестов, пластики. А не то, что он сморкнулся в кадре или загородил другого актера перед камерой. Фактически теперь съемочный процесс напоминает репетицию в театре, когда актеры приходят в майках и шлепках на босу ногу и расслабленно читают диалоги, заглядывая в текст. Обычно как бывает: в дубле все так восхитительно сложилось, все оказались в ударе, актеры сыграли дружно и гениально. Но рано радоваться. Оператор говорит: увы, ребята, все получилось не в фокусе. Гениальность момента коту под хвост, и ты хочешь сделать себе харакири. Новая технология освобождает от этого страха.

- И все-таки - неужели не жалко расставаться с традиционным съемочным процессом? Ведь столько замечательных фильмов снято старым дедовским способом, в том числе и ваши: "Роман с камнем", тот же "Форрест Гамп", трилогия "Назад в будущее"...

- Ну, пока никто не расстается. "Захват" стоит очень дорого. Если я найду какой-нибудь симпатичный малобюджетный проект, я, конечно же, буду его снимать обычным путем, без всяких "захватов" и 3D. Кино всегда было смесью искусства и технологии. Я немножко себе напоминаю братьев Пате в самом начале XX века, одного из братьев, который сказал другому братцу: у меня есть идея - давай сначала камеру развернем в одном направлении, а потом в другом. То есть они с нуля изобретали язык киносъемки. Так и нам сегодня придется искать способы наиболее эффективного использования "цифрового захвата".

- Вы такой оптимист, даже странно. Посмотрите на верхнюю десятку прокатного списка. Сплошные фильмы-фэнтези и страшилки со спецэффектами. Новые технологии вытеснили серьезные психологические драмы со звездами первого эшелона, которые на протяжении нескольких десятилетий являлись фирменным товаром Голливуда.

- А режиссеры здесь при чем? Ответственность за смену жанровых предпочтений полностью несет аудитория. Это вовсе не заговор франкенштейнов от технологии, как вам кажется. Голливуд всегда стремился делать то, что от него хотят зрители.

- Что же, теперь будем все дружно привыкать к пластиковым очкам для 3D?

- Будут очки или нет, главное не в них. Трюффо заметил, что хорошее кино всегда смесь правды и вымысла. Фильмы призваны увлекать и развлекать, независимо от технологии. Если вы посмотрите на список лучших фильмов всех эпох, то в него вошли фильмы, снимавшиеся в атмосфере высокого творческого подъема. Но, допустим, вы правы, и пути назад нет. Что же, придется смириться: кино, каким мы его знали сто лет, приказало долго жить.

Лос-Анджелес

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера