Архив   Авторы  

Лирики шутят
Искусство и культураСпецпроект

Издатели знаменитой книжной серии "ЖЗЛ" намерены защитить свой товарный знак

 

В СССР была журнальная рубрика "Физики шутят". В период первоначального накопления шутить принялись лирики. И с неослабевающим задором делают это до сих пор. Сочинитель Лев Гурский выпустил книгу "Роман Арбитман: биография второго президента России". Гурский, напомним, литературный псевдоним саратовца Романа Арбитмана, под которым он выпускает детективные истории. В книге же речь идет о саратовском учителе Романе Арбитмане, якобы сменившем на посту главы государства Бориса Ельцина, а по окончании президентского срока улетевшего с космической экспедицией в созвездие Кассиопеи. Но он обязательно вернется. В 2088 году.

Общественность взволнована. Но не содержанием псевдобайопика, а разгоревшимся вокруг него скандалом. Дело в том, что Лев Гурский решил придать обложке сходство с книгами знаменитой серии "ЖЗЛ". Получился эдакий потемкинский томик. То есть солидная и презентабельная наружность, скрывающая явную пародию на жанр документально выверенного жизнеописания. Неудивительно, что произведение Гурского, когда вышло в свет, засветилось на книжных ярмарках и даже вошло в шорт-лист новой премии "НОС", нашлось немало читателей, воспринявших его как очередную продукцию из серии "ЖЗЛ".

В итоге серьезные претензии автору и волгоградскому издательству "Прин­Терра" выдвинуло издательство "Молодая гвардия", обладающее правами на оформление серии логотип, шрифты и прочие знаки принадлежности. Претензии выразились в судебном иске на сумму в миллион рублей. По мнению директора "Молодой гвардии" Андрея Витальевича Петрова, здесь имеет место очевидное воровство. "Жэзээловский переплет сразу привлекает внимание. Нас спрашивают: почему вы открыли филиал в Волгограде и решили издать биографию астронавта Арбитмана? Серийное оформление есть не что иное, как защищенная законом интеллектуальная собственность. Написание фамилии это же ручная работа. Это сейчас в компьютере есть длинный список шрифтов. А жэзээловские буквы были сделаны вручную в 60-е годы. Когда люди на чужом горбу влезают на книжные полки к своим читателям, это вызывает возмущение. Издавай книгу в собственном оформлении и тори тропинку к читательским сердцам. Если "ПринТерра" выиграет суд, чего бы нам очень не хотелось, возникнет плохой прецедент. Тогда кто угодно сможет выпускать в любом фирменном оформлении биографию своей жены, любовницы или соседа по лестничной площадке".

У писателя иное мнение. "Одни утверждают, что издательство выколачивает деньги, говорит Роман Арбитман. Другие что это политический заказ, потому что кому-то наверху не нравятся последние вещи Гурского. Но я думаю, это просто идиотизм вкупе с безнаказанностью. Логотип воспроизведен неточно. В адвокатском отзыве указана дюжина различий. То, что запатентовано "Молодой гвардией", и то, что представлено издательством "ПринТерра", вещи достаточно непохожие, чтобы не поднимать вопроса о контрафакте. Издатели тем самым бросают тень на уважаемую серию "ЖЗЛ".

Если все же иск "Молодой гвардии" будет удовлетворен и биографию действительно признают контрафактным продуктом, основную материальную ответственность понесет издатель. Разумеется, тут есть свои прецеденты. Когда речь заходит об обложках, можно вспомнить, как дочь актера Жарова просила суд уничтожить весь тираж книги Владимира Сорокина "Голубое сало": на обложке было помещено изображение ее отца, скопированное с кадра из кинофильма. Но куда больше настоящую историю напоминают сразу несколько судебных дел, в которых так или иначе участвовало издательство "Эксмо". И нашумевшая в свое время сага о книжной серии "Таня Гроттер", которая пародировала в том числе и визуально английского "Гарри Поттера". И судебная тяжба с издательством "Нева" вокруг книги рецептов от Бездария Донцова и сборника от Лампы Романовны. Впрочем, справедливости ради надо признать, что в тех случаях решалась судьба десятков тысяч экземпляров и солидной выручки. Тогда как сочинение Льва Гурского выпущено тиражом всего в 800 экземпляров.

Ну что ж, судебным экспертам остается лишь сравнивать обложки и делать выводы. На одной чаше Фемиды  защита интеллектуальной собственности. На другой свобода творчества и право искусства на отмену всяческих ­границ.

Парадоксально, но факт: свобода и собственность в России все чаще входят в противоречие. Хотя, казалось бы, должно быть ровно наоборот. В чем тут дело? Возможно, в данном случае все дело в безрадостной культурной ситуации, благодаря которой провокация превращается в основной художественный прием. Иначе ведь по-настоящему просто не заметят. В итоге кто громче крикнет, о том и говорят. Поэтому за историей Арбитмана и "Молодой гвардии" видны зияющие высоты культурной политики, рождающей эти побочные эффекты. В нынешней ситуации они, к сожалению, неизбежны.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера