Архив   Авторы  
Председателем жюри Первого сетевого конкурса композиторов стал дирижер Теодор Курентзис

Собрание сочинений
Искусство и культураExclusive

Академическая музыка выходит в Интернет. Легко ли стать композитором поистине мирового масштаба?



 

В Музыкальном мире на прошлой неделе произошла революция — концерт из произведений финалистов Первого сетевого конкурса композиторов YouTube. Он ознаменовал радикальный поворот всей филармонической жизни: российская академическая музыка впервые вышла в концертный зал благодаря Интернету.

Идея поддать жару страшно далекой от народа области принадлежит, как ни странно, гигантскому хостингу Google. Просветительской миссией здесь как будто не пахнет: одна из самых крупных в интернет-пространстве компаний решила прибрать к рукам довольно замкнутое, автономное и самостоятельно думающее сообщество пользователей — русскоязычных ценителей современной академической музыки. Ее поклонников и в мире не так-то много, а говорящих по-русски тем более, так что какой прок от акции гиганту, только ему и известно. Однако у Google, видимо, есть в этой области далеко идущие планы, ибо незадолго до объявления «русского» композиторского конкурса Google решил создать собственный оркестр. Ведь если есть знаменитый Симфонический оркестр BBC со своим фестивалем и звездами за пультом, то почему бы и сетевому гиганту не создать что-то подобное? На оркестровый конкурс пришло более трех тысяч заявок, а после отсева претендентов профессионалами из лучших оркестров мира пришел черед голосования пользователей YouTube, и они выбрали 90 победителей из 30 стран мира. В русском композиторском конкурсе цифры были намного скромнее. Заявок-партитур прислали чуть больше двух сотен, финалистов оказалось тринадцать. Любопытно, что использовать электронные музыкальные инструменты им было запрещено — таким образом Google с порога открестился от обвинений в электронизации классики. Итоги конкурса, увы, ожиданий не оправдали. «Мы решили не присуждать первое место, — резюмировал председатель жюри дирижер Теодор Курентзис, — так как его должно занимать произведение, способное изменить акцент своего времени, стать флагманом целого направления, как это было с сочинениями Моцарта, Бетховена, Шостаковича. В этот раз мы не нашли такого, но всем понятно, что гениальные произведения рождаются не каждый день». Остальных удостоенных наград жюри и внимания пользователей счастливчиков можно послушать на диске или в Сети.

Для российского музыкального пространства этот конкурс сулит радужные дали. Как сказали «Итогам» в Московской консерватории, за последние пять лет они выпустили 48 специалистов с записью «композитор» в дипломе. В Санкт-Петербурге цифры сопоставимые. Куда они трудоустраиваются — советниками по культуре в банки или все-таки по специальности, на которую затрачивались годы, нервы, деньги и громадные силы, — вопрос не к выпускникам, а ко всей системе занятости в области культуры. Не только стареющий обыватель плачет об отсутствии «новых моцартов». С одной стороны, телеканалы, театры, коммерческие структуры жалуются на отсутствие композиторов. С другой — молодые композиторы не могут сообщить миру о своем существовании, ведь возможности выйти к аудитории так мало, что будто бы нет вообще. Время от времени на базе Московской консерватории проводится конкурс молодых композиторов имени Юргенсона, да отдельные герои вроде Московского ансамбля современной музыки или Академии старинной музыки несколько раз в сезон включают в афишу опусы никому не известных авторов. Но широкая публика об этих крайне важных для новичков «выходах в свет» даже не догадывается. И вместо события с резонансом получаются бури в стакане воды.

У композиторского конкурса в новом формате кроме очевидного плюса — широкой бесплатной доступности — есть еще одно бесспорное достоинство. Поскольку проходил он под патронатом Google, менеджмент проекта отработан по полной. Все пошло в дело. Положим, соседство в финале избранников жюри и любимцев зрителей случается и на обычном офлайновом конкурсе. Но вот рачительность в обращении с финалистами, ей-богу, достойна копирования. Опусы победителей конкурса исполнил в Зале им. Чайковского Российский национальный оркестр под управлением Теодора Курентзиса, а знаменитый звукозаписывающий лейбл выпустит соответствующий диск. Посещаемость ресурса YouTube не просто выросла, а приросла хорошо мотивированной целевой аудиторией, часть которой приобщилась к Сети специально ради конкурса. Ну и, между прочим, композиторы получили доступ к широкой аудитории, а с другой стороны, и обычные «несетевые» меломаны нежданно удостоились подарка. Так, один из участников конкурса Петр Поспелов признался «Итогам»: «Увы, специально для конкурса я ничего написать не успел, но поскольку сейчас в работе опера «Селима и Гассан», выбрал из нее три готовых фрагмента. Получившийся симфонический триптих — скорее преамбула к будущей опере, чем цельное сочинение, так что меня очень порадовало, что даже у него уже больше 15 тысяч слушателей».

Вот тут и зарыто главное счастье творца. Первый в истории онлайн-конкурс позволил российским композиторам представить свои опусы многомиллионной аудитории Интернета и получить признание самим фактом прослушивания. Цифры особенно потрясают после посещения «живых» концертов где-нибудь в Рахманиновском зале консерватории или Камерном зале Московской филармонии. Аудиторию «живых» концертов составляют друзья-коллеги-родственники, немного прессы и еще меньше «посторонних» вроде культурных старушек или правильных жен с отбывающими культурный срок мужьями. В Сети — активная целевая аудитория, которая не снилась молодым композиторам в самых прекрасных снах: «Зимние колокола» Полины Назайкинской — 23 428 просмотров, «Селима и Гассан» Петра Поспелова — 15 388 просмотров, «Посвящение» Дмитрия Капырина — 10 646 просмотров (и это еще не предел, аудитория постоянно прирастает новыми слушателями). Хотя последние два автора не вышли в победители, вряд ли им так уж сильно нужен «для гордости» публичный финал, если на их виртуальном концерте уже побывали десять — пятнадцать тысяч слушателей со средним возрастом 44 года, готовыx ночи напролет обсуждать их музыку.

Интересно, что опасения в слишком демократической (читай — непрофессиональной) ориентации конкурса были отметены с самого начала. Во-первых, марка патронирующей компании все-таки предполагает серьезность намерений. Во-вторых, жюри во главе с Курентзисом можно обвинять в чем угодно — от симпатий к знакомым авторам до вкусовых извращений, — но только не в отсутствии профессионализма. И, наконец, можно только удивляться редкому для YouTube количеству участников обсуждения, которых по уровню музыкальных знаний можно отнести как минимум к крепким ремесленникам. Например, блогер с чудным ником slesar поведал миру: «Классическая музыка должна быть понятна современникам, чтобы дать инструменты познания мира, чтобы люди могли не только испытывать сложные чувства, но и назвать их». А уровень уважения к месту проведения конкурса вообще перевернулся с ног на голову, ибо вместо привычного восприятия Сети как общедоступной народной площадки в обсуждениях встречались призывы «учиться писать хорошую музыку или валить с Интернета». «Никак не ожидал, что у этого конкурса будет такая массовая аудитория, — говорит Петр Поспелов, — счет пошел уже на десятки тысяч! Для композитора большой подарок знать, что твое сочинение не остается на бумаге, а исполняется оркестром, к тому же на большую аудиторию». Несмотря на то что среди широкой публики было немало негативных высказываний, резонанс есть. Так или иначе, конкурсанты и слушатели сходятся в одном: стоит извлечь из конкурса уроки и повторять его раз в два-три года, чтобы он стал не разовой акцией, а постоянным проектом. Только в этом случае он даст значимые результаты и изменит музыкальный ландшафт.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера