Архив   Авторы  
Уже объявлено, что полувековое лицо конкурса пианист Ван Клиберн станет почетным председателем жюри...

Вскипятить "Чайник"
Искусство и культураСпецпроект

Легендарный советский бренд - Международный конкурс имени П. И. Чайковского - будет радикально обновлен. Какой окажется его цена после апгрейда?


 

Бюджет будущего Конкурса имени Чайковского еще не сверстан, но он точно превысит 6 миллионов долларов. Судя по активности, с которой в бюджетирование включились чиновники и ВИПы во главе с маэстро Валерием Гергиевым, старый советский бренд ждет капитальная перезагрузка. И в ближайшее время конкурс окажется на слуху точно так же, как другой известный советский бренд - Московский международный кинофестиваль. Если он - наша претензия на "класс А" в мировом кино, то конкурс Чайковского, или в просторечии "Чайник", наглядное доказательство, что и в области музыки мы впереди планеты всей.

И тем не менее есть ли целесообразность в возрождении некогда великого культурного бренда?

В советские годы конкурс был одним из самых любимых и лелеемых государственных мероприятий наравне с московским кинофестивалем и конкурсом артистов балета. Денег на него не считали, доходов не требовали - конкурс служил утверждению культурного статуса страны рабочих и крестьян на международной арене. Миру, соответственно, показывали переполненные залы и толпы страждущих лишнего билета, а финансовые убытки превращались в политические дивиденды. Приз его первому лауреату, знаменитому пианисту Ван Клиберну, решились дать - иностранец, чужак! - только после личного разрешения Никиты Хрущева. Однако чем только не скомпрометировал себя конкурс с полувековой историей за последние два десятка лет - тут и организаторское головотяпство, и непрозрачный бюджет, и лоббирование лауреатов (сидящая в жюри профессура Московской консерватории протаскивает учеников, а спонсоры - своих "рекламоносителей"). Доходило до смешного: рассказывают, как одна молодая вокалистка швырнула свой приз в кусты близ консерватории. За ненадобностью...

В минувшем году председателем оргкомитета по подготовке конкурса был назначен Валерий Гергиев. И уж если худрук-директор Мариинского театра и главный дирижер Лондонского симфонического оркестра Гергиев, худрук-директор нескольких авторитетных фестивалей впрягся еще и в этот воз, значит, это действительно кому-нибудь нужно. Достаточно вспомнить мертвую хватку, которой в свое время вцепился - и держится! - в Московский международный кинофестиваль Никита Михалков.

"Прежде всего в таких апгрейдах заинтересованы власти и обслуживающие ее группы, - уверен социолог Борис Дубин. - Реанимация конкурса имени Чайковского - один из эпизодов общего поворота к советскому. Это означает, что в образованном сообществе, ориентированном на обслуживание этого режима, нет никаких других ресурсов для утверждения собственной полезности и статуса. А используются они для экономического преуспевания. Иначе говоря, для западного преуспевания используется как средство укрепление "советского". В результате получается кентаврическое соединение советской риторики с западными технологиями и целями". Безусловный "западник" в вопросах менеджмента, Гергиев первым делом нанял в старшие советники Ричарда Родзинского, поднаторевшего в музыкальных событиях мирового масштаба главного специалиста фонда Вана Клиберна. Велосипедов, впрочем, никто не изобретает: основы организации конкурса заимствованы у авторитетного, но гораздо более молодого, чем конкурс Чайковского, американского конкурса пианистов Вана Клиберна. Забавно, что своей международной карьерой и просто известностью Клиберн обязан первому московскому конкурсу, одарившему его "золотом". Теперь благодаря его управленческим структурам круг замкнулся, а его самого Москва ждет в качестве почетного председателя жюри.

Чтобы отмыться от смутных девяностых и нулевых, "Чайник" проведет ребрендинг и сменит дизайн, бывший неизменным с 1958 года. Лично Гергиев приглашает в жюри самых именитых музыкантов. А новая система оценки исключит возможность натягивания результатов. Что касается денежных призов, то оргкомитет не планирует их увеличение, разве что пересчитает в евро. По сравнению с "евровидениями" всех мастей суммы не шокируют: "золото" тянет на 20 тысяч евро, "серебро" - на 15, далее пропорционально. Гран-при 10 000 суммируется к первой премии. Конечно, есть еще ворох дополнительных премий, в том числе и от спонсоров, но они тоже не поражают воображение. Дадут еще медаль, звание лауреата, а неизмеримый "килограмм почета" от московского Международного конкурса имени П. И. Чайковского отныне обещают конвертировать в организацию послеконкурсной карьеры победителей.

По старой иждивенческой привычке конкурс рассчитывает на государственный кошт. Однако, как рассказал "Итогам" координатор российской рабочей группы Евгений Черников, оргкомитет надеется на внимание крупных российских спонсоров. По словам Черникова, при всей благодарности к азиатским гигантам музыкальной индустрии (Pioneer, Yamaha, Kawai), поддерживавшим фестиваль в девяностые и нулевые, организаторы теперь надеются на отечественные компании. Вопрос тут не только в "собственной гордости" и престиже (вытаскивать из ямы заслуженный отечественный бренд и почетно, и выгодно). Оргкомитет уверен, что при таком подходе решения жюри будут меньше зависеть от внешних факторов.

Объявленные недавно даты конкурса - с 14 июня по 2 июля 2011 года - будут как будто бы еще не завтра. Однако нельзя забывать, что и ребрендинг конкурса решили сделать не вчера. А предыдущие попытки (в нулевые навести на конкурсе порядок пытался Владимир Спиваков) закончились ничем. Как показала практика, механическое увеличение бюджета никак не влияет на престиж конкурса. Последний "Чайник" освоил бюджет в 6 миллионов долларов (в два с половиной раза больший, чем предыдущий конкурс в 2002-м), но на его репутацию это никак не повлияло. Впрочем, у азиатских стран есть чему поучиться. Рынок Японии, Китая и Кореи функционирует не так, как традиционный западный: там производители инструментов и звукозаписывающие компании активно продвигают и "пасут" своих исполнителей. Музыкальный мир пугают миллионами китайских пианистов, вспоминая, что в Европе профессия считалась престижной в XIX веке, а в СССР - в 60-80-х годах. Реагировать на объективно изменившуюся ситуацию конкурсу Чайковского тоже придется.

Есть еще одна засада: полвека главной сценой конкурса Чайковского был Большой зал Московской консерватории, нуждающийся в реконструкции. Вот об этот краеугольный камень сейчас рискует споткнуться даже столь мощный оргкомитет. Зал страшно сыплется и скрипит, и в нем стоит тоскливый, несовместимый с международным престижным конкурсом запах бедности. Грандиозный ремонт еще не начали, но собираются закончить к 14 июня 2011 года. Если график все-таки сорвут, международному престижу конкурса Чайковского уже ничто не поможет. Ведь окончательно угробить бренд легко, а чтобы создать новый, понадобится как минимум пятьдесят лет.

По наследству

В списках значатся

В нашей стране есть еще несколько живых культурных брендов. Гордясь славным советским прошлым, кто-то из них зябнет в тени, а кто-то пытается пройти "перезагрузку" и вписаться в новый формат.
 

Ансамбль "Березка". Девичий хоровод Надежды Надеждиной на музыку народной песни "Во поле березонька стояла" появился весной 1948 года на летней эстраде сада "Эрмитаж". Вообще-то первыми исполнительницами танца "Березка" были молодые колхозницы Калининской области и только после них - профессиональные артисты. У ансамбля была бешеная популярность, гастроли по Советскому Союзу и за рубеж сопровождались триумфами. Даже в годы холодной войны зарубежная пресса считала, что "Березка" "пробуждает добрые чувства и веру в братство между людьми". В девяностых "Березку" выселили с репетиционной базы - Высоко-Петровского монастыря, и она скиталась по арендованным залам, пока в 2006-м после громкого выступления на саммите в Шанхае ею не заинтересовался Владимир Путин. Ныне ансамбль писаных красавиц обрел свой дом в Леонтьевском переулке и находится в ведении Управления делами президента РФ. В репертуаре есть и "Топотуха", и "Песнь труду". Уверенно идет в гору.

ГААНТ имени Моисеева. Знаменитый ансамбль народного танца родился в 1937 году. Быстро преобразовался в академический ансамбль с громадным репертуаром, включающим хореографические образцы всех народов мира. Побывал во всех частях света, претендует на первенство в прорыве железного занавеса. Доподлинно известно, что его искусству аплодировали президенты крупнейших держав, включая супружескую чету Кеннеди. Основатель и икона ансамбля Игорь Моисеев получал самые престижные мировые награды и со своим безупречным знанием языков и дипломатичностью не раз становился послом мира. После перестройки ансамбль едва не развалился - пассионарии уехали за границу, где их с удовольствием принимали на работу самые высокооплачиваемые шоу уровня Riverdance. Ныне ансамбль продолжает держаться за свой "родной дом" в центре Москвы - Зал имени Чайковского и регулярно показывает старые программы.

Московский Международный конкурс артистов балета. Год рождения 1969-й, периодичность, как и у конкурса имени Чайковского, раз в четыре года. Благодаря его конкурсной программе Москва знакомилась с новинками и сомневалась в собственной исключительности. Некогда дико престижный конкурс, собиравший молодежь лучших школ и театров Франции, Италии, Соединенных Штатов и прочего балетного мира. Скомпрометировал себя в эпоху позднего застоя, когда призовые места раздавать стало некому - только своим. Существовал и негласный ценз на представительство национальных школ советских республик. После перестройки ведущие балетные державы его откровенно игнорируют, внутрироссийский по сути конкурс разбавляют неофиты из Бразилии и прыткие азиаты.

Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого - первый в нашей стране профессиональный народный хор. Организован в 1910 году собирателем и исполнителем русских песен Митрофаном Пятницким из крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Певал даже в зале Благородного собрания. Единственный ансамбль, образованный до революции и затем одобренный новой властью - "оказать талантливым самородкам всяческую поддержку" велел растроганный Ленин. Под радиозаписи этого хора рыдали Шаляпин, Бунин и Рахманинов. Гастролировал почти в полусотне стран мира. В новую смену идеологии все еще не вписался, хотя и участвует в "Славянском базаре" и концертах "государственного значения". Умудрился выступить на открытии кинофестиваля в Канне, а в честь 90-летия хора в 2001 году заложен именной знак на Аллее звезд в Москве.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера