Архив   Авторы  

Прогулка с Чеховым
Искусство и культураExclusive

Лучшим театрально-художественным проектом года стала выставка к 150-летию Чехова в бывшем Музее революции



 

Юбилейный чеховский год завершается выходом альбома-каталога «Чехов», который является последним аккордом одноименного театрально-художественного проекта Театрального музея имени А. А. Бахрушина. Иначе говоря, выставку, в течение полугода заполнявшую солидное пространство Музея современной истории России (бывший Музей революции), а еще раньше — Английского клуба, предстоит упаковать в переплет настольного формата. Главные «упаковщики» — те же, кто и разворачивал пространство чеховской судьбы в музейных залах: известный театральный художник Александр Боровский, наш коллега по журналу «Итоги» фотограф Александр Иванишин и его соавтор Александр Куров.

Язык не поворачивается назвать эту выставку музейной экспозицией. Термин «перформанс» — лучше, но и он не соответствует авторскому решению темы. Наиболее подходящее определение — спектакль, пьеса в исполнении пространства, фотографий и самого Антона Павловича, голос которого материализуется в цитатах из его записных книжек. При этом надо отметить, что Александру Боровскому удалось сделать то, что еще не удавалось ни одному музейщику, дизайнеру, да и не каждому театральному художнику тоже, — превратить фотографии в трехмерные предметы, а плоскость в объем. В литературе такие «фокусы» получались разве что у Михаила Булгакова, преобразовавшего коммуналку на Большой Садовой в пространство, вместившее бал Сатаны. Но там главным строительным материалом было слово, пластика которого не ограничена, тогда как в основе изобразительного творчества всегда лежит оптическая конкретность. Тем не менее иллюзия состоялось. И настолько полная, что посетители в массовом порядке фотографируются на фоне чеховских интерьеров, не обращая внимания на то, что этот мир полностью инсценирован.

Можно бесконечно спорить о приоритете сценографии или фотографии (от экспонатов авторы сразу же отказались, в этом представлении нет ни одной мемориальной вещи, как и предметов вообще), но в данном случае этот спор смысла не имеет. В другой расстановке фотографии были бы просто снимками с чеховской натуры, но и без снимков такого качества и такого художественного решения эффект был бы совершенно другим. Стандартным.

Фотограф Александр Иванишин изящно работает с цветом. Но именно черно-белый материал, восхождение к традициям фотофилософии 60-х, не испорченной анилиновостью современной фотографии, дали возможность прочитать судьбу Чехова в подлиннике. Можно ли говорить теперь о том, что у великого Йозефа Судека наконец-то нашелся достойный последователь? Там видно будет… А пока нельзя не отметить, что Судек работал в вольном режиме, тогда как наши фотографы были ограничены темой, предметной конкретикой и творческим замыслом главного режиссера проекта Александра Боровского. За год они проехали с фотокамерой по всем чеховским местам от Таганрога до Баденвейлера, то есть от А до Я по судьбе Антона Павловича. И то, что мы сейчас видим, — это их взгляд на Чехова.

Кстати, запечатлеть вишневый сад, на образе которого держится вся экспозиция, в России не удалось. Снимок вишневого сада в цвету был сделан в Германии. У нас же садов, по всей видимости, не осталось, одни приусадебные участки. А ведь Чехов предупреждал…

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера