Архив   Авторы  
Все загадки "Остаться в живых" должны быть разгаданы в мае, когда закончится трансляция шестого, последнего сезона эпопеи

Живее всех живых
Искусство и культураСпецпроект

Герои сериала "Остаться в живых" переиграли самого Барака Обаму. Как им это удалось?



 

"Лостиз", как называют себя фанаты сериала, празднуют победу. Еще бы, ведь им удалось заставить самого президента США уважить их и поменять дату ежегодного послания "О положении дел в стране". Первоначально спич намечался на 2 февраля, но сотни тысяч поклонников сериала извергли в онлайне коллективный вопль протеста - именно на эту дату была назначена трансляция первого эпизода "Остаться в живых". Стихийно сформировалось несколько протестных онлайновых групп, самые крупные на социальных сетях Facebook и Twitter. "Меня больше интересует положение на острове, чем положение в стране" - такой "пост" вывесил один из разъяренных пользователей.

Этот вопль услышали в Белом доме и решили не портить отношения с миллионами "диванных картофелин" (couch potatoes). Так в Америке называют заядлых телезрителей. Пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс объявил, многозначительно улыбаясь, что президент Обама не намерен обижать любителей сериала "Остаться в живых" и перенес выступление на другой день. Тут же по всему Интернету распространился слоган дня: "Диванные картофелины правят страной".

Заявленный как последний, шестой сезон "Остаться в живых" (он же - Lost, он же, в кустарном переводе на язык русского Интернета, "Пропавшие") стартовал на Первом канале практически одновременно с американской премьерой. Что называется, с пылу с жару. Это первый на сегодня случай в истории отечественного телевидения, когда герои иностранного телепродукта почти сразу (с опозданием в пять дней) заговорили по-русски. И отнюдь не единственный, что выделяет проект из общего сериального мейнстрима. Попытаемся разобраться в феномене "Остаться в живых".

Первое, что приходит на ум, - это самый рейтинговый телесериал. Премьерная серия шестого сезона собрала у экранов 12 миллионов 100 тысяч зрителей в США. Шутка ли? Аудитория размером с население штата Иллинойс. "Поверьте на слово, - сказали "Итогам" в Дирекции общественных связей Первого канала, - "Остаться в живых" - самый популярный сериал в мире". Однако сухие цифры не столь однозначны. Величайшее достижение "Остаться в живых" осталось за пилотом второго сезона в 2005 году - его посмотрело 23 миллиона 500 тысяч американцев. И этот "рекорд" позволил сериалу выбиться лишь на третье место в мировом топе, уступив "Месту преступления" и "Отчаянным домохозяйкам".

Сегодня рейтинги "Остаться в живых" позволяют сериалу держаться на плаву, но аудитория постепенно редеет. В этом нет ничего удивительного. Ведь сначала авторы планировали не более трех блоков. После нескольких продлений контракта с каналом сценарий пришлось искусственно растягивать. В итоге чересчур закрученная интрига "Остаться в живых" может свести с ума кого угодно. Мыслящий дым, полярные медведи (это на тропическом-то острове), пророки-невидимки, путешествия в пространстве и времени, намеки на вмешательства языческих богов. Так называемое вертикальное программирование, принятое на американском телевидении (серия - мини-фильм демонстрируется раз в неделю), тоже не способствует "усвоению материала" - за неделю перипетии выветриваются из головы, нарушая целостную картинку.

Что, если не рейтинги, выделяет "Остаться в живых"? Может, все дело в бюджетном размахе, заставляющем вспомнить о Голливуде? Еще бы - ни на самолеты, ни на спецэффекты денег не жалеют. Да и снимают картину не на фоне студийного экрана, а на настоящем гавайском острове Оаху. Там сегодня, кстати, самый ходкий сувенирный товар - куклы сериальных персонажей, их продают по 25 долларов за штуку. Мэтью Фокс, исполнитель одной из главных ролей доброго, но нервного доктора Джека Шепарда, вошел в сонм самых высокооплачиваемых сериальных актеров США - он получает более 200 тысяч долларов за серию. Производство каждой серии обходится в среднем в 10 миллионов долларов. В сезоне их от 14 до 25. Путем нехитрых вычислений получаем, что один сезон Lost стоит как топовый киношный блокбастер: от 140 до 250 миллионов долларов. Затраты, конечно, сумасшедшие, до недавнего времени считавшиеся на ТВ немыслимыми. "Остаться в живых" действительно совершил бюджетную революцию. Однако сегодня ему приходится довольствоваться только званием первопроходца: стартовавший буквально через два месяца после Lost куда более "скромный" медицинский триллер "Доктор Хаус" обходится уже в 12 миллионов долларов за серию.

Еще один миф об "Остаться в живых" - это самый ходовой экспортный телепродукт. Картина была продана более чем в 180 стран мира. Не считая собственные телевизионные рынки, коих в Америке более двухсот. Герои "Остаться в живых" говорят и по-французски, и по-нижегородски. Однако все тот же сумрачный гений Хаус просватан уже на 250 территорий по всему миру. А его ближайшие соперники - "Место преступления. Лас-Вегас" и "Место преступления. Майами". Зрителей, как и во все времена, в первую очередь волнуют собственное здоровье и безопасность, а не далекие от реальности проблемы.

Что в итоге? Не самый рейтинговый, не самый дорогой, не самый продаваемый телепродукт. Безусловно, "в плюс" сериалу идут и мощный актерский состав, и изрядная доля совсем ненаучной фантастики, и мистическая подоплека, и прочие кинематографические удовольствия высшего пошиба. "Мне кажется, феномен "Остаться в живых" - в его героях, - сказала "Итогам" прозаик Ольга Славникова. - Незнакомые друг с другом взрослые люди, попавшие на остров, стали одной командой. Что общего может быть у врача, мошенника, сирийского палача, ботана-недотепы? А здесь они вынуждены ходить по джунглям с ружьями наперевес. Дружба - это главная ценность сериала". Но одного этого явно недостаточно, чтобы вокруг ломалось столько копий.

Рискнем предположить, все дело в том, что мифологию сериала создавали искусственно. Авторы не только разработали сюжетную канву, но и изобрели новую форму раскрутки, так называемый вирусный маркетинг. Уже во время демонстрации первого сезона в Сети начали появляться загадочные сайты, на которых посетителям предлагалось поверить в реальность рассказываемой истории. Своя страничка нашлась у вымышленной авиакомпании Oceanic, у неких полуподпольных научных фондов, якобы занимавшихся изысканиями в океане, заработал сайт мистического островного концерна Dharma Initiative. Доверчивые зрители заказывали кружки и пиво с фирменными логотипами. Наблюдали за войной несуществующих хакеров, взламывающих сайты главных сериальных злодеев. И сочувствовали "специалисту по IT" из "компании Oceanic", пытавшемуся отыскать возлюбленную, летевшую рейсом 815 из Сиднея в Лос-Анджелес. На сайте до сих пор висит запись из его дневника, датированная 23 февраля неустановленного года: "Опять не спал. Что-то не складывается. Репортеры перестали звонить. Рейс 815 для них прочитанная книга. Они думают, что нашли все ответы. Я же не уверен ни в чем". Конечно, пользователи понимали, что являются участниками некоей сетевой игры. Но разворачивалась она по правилам подлинной жизни. В результате сегодня на какой торрент-сайт ни зайди - в топе скачивания он окажется обязательно. И кому какое дело, что первое место в Глобальной паутине вот уже несколько сезонов подряд уверенно занимают "люди-Х" из американского же сериала "Герои"? Ведь итогом остроумно разработанной раскрутки стало то, что название "Остаться в живых" вот уже несколько лет звучит чуть ли не из каждого утюга. Особенно заметно это сегодня, когда создатели объявили о завершении шестилетней эпопеи.

Неудивительно, что именно в такое "горячее" время Первый канал наконец решился на практически одновременную с Америкой трансляцию. Идея принадлежит лично Константину Эрнсту, который уже давно делает ставку на высококачественные западные телепроекты. "Условия работы по озвучанию картины приближены к боевым, - рассказали "Итогам" на Первом канале. - Мы получаем серию в четверг вечером, команда переводчиков и актеров вынуждена работать по ночам, чтобы успеть к воскресному эфиру. Демонстрировать его в другом формате, после окончания американской трансляции в мае, непродуктивно". Еще бы! Ведь поклонников сериала вряд ли можно заставить ждать. Если они не дождутся любимого сериала на экране телевизора, они тут же посмотрят его в Сети.

Нью-Йорк

В предыдущих сериях

Через тернии - в звезды

У эпопеи под названием Lost ("Остаться в живых") был не самый бойкий старт. Первый вариант сценария, написанный малоизвестным продюсером Энтони Спиннером, один из начальников канала ABC Ллойд Браун приобрел еще в 1997 году всего за 30 тысяч долларов. Однако 121-страничный концепт так и не пошел в производство. Уж слишком бредовой показалась идея коллегам Брауна: ни дать ни взять многозначительный ремейк комического хита "Остров Гиллигана" - комедии из 60-х про приключения обитателей загадочного клочка суши. Но Браун не успокоился и продолжал разрабатывать идею. История переписывалась несколькими авторами. К 2004 году, когда на борту Lost оказалась уже целая команда сценаристов (Джеффри Либер, Джей Джей Абрамс и Дэймон Линделоф), Ллойда Брауна, тихой сапой санкционировавшего запуск 12-миллионного пилота, ставшего на тот момент самой дорогостоящей серией в истории телевидения, с треском выгнали с канала за расточительность. Коллеги решили, что инициатива начальника, карьера которого и без того висела на волоске, была прощальным "Идите все на...". Но включать заднюю передачу было поздно - Lost вышел на экраны. ABC приготовился залатывать большую финансовую дыру, но в итоге... еле-еле успевал подсчитывать прибыли. На сегодняшний день в копилке авторов Lost масса престижных кинонаград, включая "Эмми" и "Золотой глобус".

По количеству зрителей дебют шестого сезона "Остаться в живых" уступил криминальной драме телеканала СBS "Морская полиция: спецотдел" (NCIS), показанной в тот же вечер и собравшей более 19 миллионов зрителей. Но в возрастном сегменте от 18 до 49 лет "Остаться в живых" побил и "Морскую полицию", и другой сериал СBS, судебную драму "Хорошая жена", показанный в тот же вечер. Этот сегмент считается для сегодняшнего ТВ самым рейтинговым и, естественно, больше других интересует рекламодателей. Как заявил развлекательному каналу E! Мэтью Фокс, играющий доктора Джека Шепарда, заключительный сезон "должен быть очень умиротворяющим, красивым и содержащим катарсис". Исполнительный продюсер сериала Дэймон Линделоф заверил фанатов, что для них заготовлена туча разных загадок и завлекаловок, которые будут держать в напряжении вплоть до финального эпизода.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера