Архив   Авторы  
Картина Джо Джонстона "Человек-волк" - ремейк классического хоррора 1941 года

В состоянии спецэффекта
Искусство и культураСпецпроект

"Спецэффекты из гарнира становятся основным блюдом. Сформировался стандарт ожиданий зрителя, которые нельзя обмануть, потому что в этом случае продюсера обманет его карман. А это не прощается", - уверен режиссер "Человека-волка" Джо Джонстон



 

Джо Джонстон получил в юности сказочный старт, ну просто "как в кино". Джорджу Лукасу, отцу-основателю "Звездных войн", так глянулись раскадровки-сториборды пытливого Джо, что он рекомендовал его в свою альма-матер - киношколу Южнокалифорнийского университета. Полностью оплатил парню учебу да еще сохранил зарплату на своей студии. Со временем этот уловимый Джо, техасец по рождению, стал крепким голливудским профи, сочинителем крупнобюджетных фэнтези. Да еще с такими фольклорными именем и фамилией, что-то вроде Вани Иванова. Начинал как художник и визуальный дизайнер на картинах Лукаса и Спилберга и получил "Оскара" за спецэффекты "Искателей потерянного ковчега". Что бы он потом ни снимал как режиссер, будь то "Дорогая, я уменьшил детей", или "Джуманджи", или "Парк Юрского периода-3", везде выступал мастером спецэффектов. Не стал исключением и новейший ремейк "Человека-волка", который выходит в прокат на этой неделе. Корреспондент "Итогов" расспросил умельца об особенностях национальной американской охоты за спецэффектами.

- Почему "Человек-волк", а не, допустим, Дракула или монстр Франкенштейна?

- "Человек-волк" 1941 года - мой любимый ужастик студии Universal с самого детства. Тогда еще не было видиков, про DVD я не говорю, фильмы ужасов показывали по ящику, и обычно поздно ночью. Так что я смотрел тайком - родители думали, что я сплю. Раз тридцать, чтобы не соврать, "Волка" смотрел.

- Я тоже недавно пересмотрел тот фильм с Лоном Чейни-младшим. Очень по нынешним временам наивно и даже комично.

- Ну конечно, сколько эпох прошло. Мы усложнили отношения между героями. Вместе с оператором Шелли Джонсоном отсмотрели десятки хорроров, ища новые ходы. Мне очень нравится жанр мистерии, любимый фильм - "Непрошеный гость" 1944 года с Реем Милландом. Люблю мрачные триллеры, такие как "Молчание ягнят" с Энтони Хопкинсом. Готический хоррор должен быть темным. Говоря поэтически, я воспеваю тени, а не свет. Это не скучно - в темноте множество полутонов, черный цвет неоднороден, как кажется, и сегодняшняя съемочная техника и электронные ресурсы постпродакшн позволяют играть на нюансах.

- Сегодня многие увлечены разной чертовщиной и нечистью. Может, мы просто боимся самих себя и со страха разгуливается то, что Юнг назвал коллективным бессознательным?

- Трудно сказать. У каждого есть теневые стороны души, какие-то тайны, которые он прячет от чужого взора. Всегда есть разница между тем, что ты говоришь и что думаешь, что имеешь и что хочешь иметь. Я лично хотел бы обернуться волком, чтобы сполна отомстить своим врагам (смеется). Самый эффективный фильм ужасов - "Челюсти". Почему? Все жутко реально, под водой таится угроза. Она есть, но ты ее не видишь. Меня всегда интересует четкая, убедительная мотивация ужаса. А если с бухты-барахты что-то на тебя прыгает из темного угла - это дешевка.

- Как вам работалось с сэром Энтони Хопкинсом?

- Очень забавный, заряжен на юмор. Всегда выкинет коленце. Так, в одном эпизоде вдруг вынул из кармана губную гармошку и заиграл. Я его спросил: зачем?! Отгонять злых духов, сказал он, а то одни ужасы вокруг, так можно и с ума спрыгнуть. Будучи композитором, Тони по своей инициативе наиграл на фортепиано две свои темы, они вошли в фильм.

- Вы собрали блистательную съемочную команду, в которой критики в один голос выделяют художника по гриму Рика Бейкера.

- Рик - виртуоз в своем деле, он шесть раз получал "Оскаров", в том числе за "Американского оборотня в Лондоне". Он хотел, как и там, при создании монстра оперировать механизмами, протезами и каучуковыми масками. Но я предпочел показывать трансформации тела человека, превращающегося на глазах зрителя в зверя, посредством компьютерной графики. Рик был явно недоволен. Но потом он успокоился, когда увидел, что мы взяли именно его концепт грима и просто переформулировали как задачу для компьютера.

- Превращение человека в волка и обратно - это и было самым сложным?

- Нет. Главная сложность - чтобы кино стало хотя бы отчасти твоим авторским высказыванием, чтобы твой почерк чувствовался. Авторское начало далеко не всегда приветствуется студиями-мейджорами во многом из-за желания продюсеров повторить уже достигнутый другими успех. Мне категорически не хотелось делать банальный слэшер, меня интересовала подоплека характеров. Да, несчастный главный герой вопреки своему желанию превращается в оборотня. Мне важно, чтобы ощущалась физиологическая убедительность его трансформаций и его человеческая уязвимость. Не так, как в "Ван Хельсинге", где у героя, борца с нечистью, априори громадная сила, и он крушит злодеев направо и налево.

- Некоторые ваши коллеги жалуются, что экспансия спецэффектов вытесняет традиционное кино с его ставкой на диалоги, актерское мастерство.

- Спецэффекты из гарнира становятся основным блюдом. Сформировался стандарт ожиданий зрителя, которые нельзя обмануть, потому что в этом случае продюсера обманет его карман. А это не прощается. Но пока спецэффекты дороги, они все-таки недоступны любому проекту. Нам с нашим немалым бюджетом тоже приходилось заранее калькулировать их стоимость. Со Стивом Беггом, отвечавшим за спецэффекты на "Человеке-волке", мы договорились так: он мне рассчитывал три варианта спецэффектов для каждой конкретной сцены: дорогой, дешевый и тот, что посередине. А я уже выбирал.

- После "Аватара" неизбежен вопрос: почему вы не снимали в трехмерном варианте?

- Я вскочил в уходящий поезд. Меня утвердили режиссером буквально за три недели до начала съемок вместо Марка Романека, от услуг которого продюсеры отказались. Он уже много сделал: пригласил некоторых актеров, назначил места съемок. Пришлось на бегу приспосабливать ситуацию под себя. И в этом цейтноте было не до 3D.

- Вы согласны с утверждением, что Голливуд сегодня все больше походит на Силиконовую долину?

- Да. И меня это не смущает. Я настоящий фанат дигитальных технологий. Самое время кинопленку отправить на пенсию и целиком переключиться на цифру. Я порой смотрю фильм на 35-миллиметровой пленке, и меня угнетает, когда изображение не в фокусе, картинку портят царапины и "снег" и все сливается из-за недостаточной интенсивности луча. В дигитальном формате это невозможно. Технологическая революция уже идет, она в полном разгаре. "Цифровой захват" - гигантский скачок в этом направлении. Его уже освоили Роберт Земекис, Питер Джексон и Джеймс Кэмерон. "Аватар" наглядно показал, что можно любое существо смоделировать, сделать убедительным, жизнеподобным. Компьютеризация удобнее, с ней меньше головной боли. Нам для сцены в цыганском таборе нужен был медведь. Мне предлагали привезти циркового медведя из Чехии, но когда мы прикинули, какая морока тащить его через несколько границ, оформлять все разрешения и сертификаты, то махнули рукой и "одолжили" компьютерного медведя из фильма "Золотой компас". Вы помните льва в "Джуманджи"? Совершенно картонное существо, как-то даже стыдно. Сегодня его следовало бы переделать.

- Готовится ли "Парк Юрского периода-4"?

- Идея такая есть, но предстоит снять нерешенные юридические проблемы в отношениях между студиями Amblin Entertainment и Dreamworks, которая сейчас "перешла" под "Диснея". Стивен Спилберг очень хочет делать сиквел как продюсер. Он обещал пригласить меня режиссером.

- И уж он-то будет точно в 3D...

- Да, уж наверняка. Скоро все будет в 3D!

- Продолжаете дружить с Лукасом?

- Да, но видимся редко. Он держится особняком, чурается Голливуда.

- Пишут, что вы начинаете снимать блокбастер "Капитан Америка" по известному комиксу?

- Кастинг открываем с марта и отправляемся на выбор места съемок в Англию. Название не должно обманывать: в центре сюжета группа воинов из разных стран, а не только из Америки. И, конечно, им предстоит спасти мир.

Лос-Анджелес - Нью-Йорк

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера