Архив   Авторы  
Деклан Доннеллан поставил «Бурю», помня о том, что это поэтическое завещание Шекспира

«Буря» и натиск
Искусство и культураИскусство

Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова уже в 10-й раз заставляет москвичей откладывать отпуска




 

На открытие все билеты улетели задолго, чуть ли не в первые дни продаж. А они начинаются традиционно в ноябре, и к началу фестиваля уже известны главные симпатии публики. На этот раз они определились сразу: Деклан Доннеллан, Робер Лепаж и Мэтью Боурн. Те, кто не озаботился заранее, должны поспешить: еще есть возможность что-то купить на «Золушку», а жаждущие посмотреть «Эоннагату» Лепажа могут рассчитывать теперь только на счастливый случай и спекулянтов.

На старт

Премьера «Бури», которой начался почти двухмесячный марафон, прошла в январе в Париже, и слухи только подстегивали интерес. Хотя московская публика много лет и так хранит верность Доннеллану, даже когда его спектакли не становятся открытием. Его любят за светлый взгляд на мир, за лирическую глубину, за доступность без потакания низким вкусам, за сложившуюся команду артистов, которые всегда изящны и точно чувствуют стиль режиссера. Стиль, неизменно выявляющий современный смысл классических пьес. Ожидания в целом не были обмануты. Ну разве что встречей с русской публикой можно объяснить некоторую экзальтированность первого спектакля. За границей играли с бегущей строкой и в меньших залах. А здесь вдруг сорвались на крик, за которым терялись очаровательные детали. Однако квартет обитателей острова — Просперо (Игорь Ясулович), Миранда (Анна Халилулина), Ариэль (Андрей Кузичев) и Калибан (Александр Феклистов) — был безупречен. А блистательный финал, преисполненный грустного юмора и философской печали, заставил забыть о всех недостатках.

Внимание

Последние годы фестиваль начинался с шоковой терапии и сразу же делил публику на патриотов и западников. На сей раз в первый же день была взята высокая гуманистическая нота, которая объединила гостей юбилейного праздника. Да к тому же и спектакль сделан западным режиссером, пустившим глубокие корни в нашу почву.

Эстетический шок не заставит себя долго ждать. Валерий Шадрин, гендиректор фестиваля, строит программу, как опытный постановщик. Вторым гостем станет Ромео Кастеллуччи, чей театр иногда называют анатомическим. Пятидесятилетний итальянец никому не уступает пьедестал анфан террибля мирового театра. Проект «J». О концепции Лика Сына Божьего» задуман как первая часть диптиха и был уже показан в Эссене и Антверпене. Сам режиссер так поясняет свой замысел: «Это начало. Я хочу увидеть -Иисуса после Его столь долгого отсутствия... Сегодня Его там нет. Воля — вот единственное, что продолжает Его путь во мне. Речь о том, чтобы совместить Его лик и волю. Я желаю предстать перед ликом -Иисуса, и что больше всего поражает меня самого — это первая часть предложения: «Я ЖЕЛАЮ». Вряд ли при такой постановке вопроса спектакль будет преисполнен смирения, скорее стоит ожидать агрессии. Зрители, уже видевшие «... Сына Божьего», спешат предупредить, что много крови на этот раз не будет, а будет много экскрементов, потому что мы станем свидетелями умирания старика, за которым ухаживает любящий сын. Говорят, что нас ждут и леденящие душу сцены. Что ж, Кастеллуччи — демиург визуального театра, легко обходящийся без слов.

Вместе с «Неподвижными пассажирами» Филиппа Жанти мы вздохнем с облегчением. Это наш старый знакомец, его легендарная труппа гастролировала в России много раз, начиная с 1978 года, и дважды участвовала в Чеховском фестивале со спектаклями «Край земли» (2007) и «Болибок» (2009). По уверению французской критики «Неподвижные пассажиры» — «одно из самых прекрасных творений» нестареющего Мастера, неизменно верящего, что мир между людьми и народами возможен, если ты живешь в мире с самим собой. На сцене восемь персонажей — странников, пустившихся в одиссею через пространство и время. Это кукольно-цирковое представление изобилует политическими подтекстами. В нем речь пойдет и о кризисе, и о национальной идентичности, и о ношении паранджи... Но самое главное — о состоянии души. Забегая вперед (я имею в виду программу фестиваля), скажем, что цирковой спектакль представит еще один выдающийся Мастер — Матюрен Болз. Его трагический «Тангенс», показанный несколько лет назад, произвел огромное впечатление. Оказалась, что искусству цирка подвластны не только лирико-философские темы, но и трагические. Четыре выдающихся акробата в декорациях, напоминающих концлагерь, демонстрировали не мастерство, а мужество людей, не перемолотых молохом событий кровожадного ХХ века. В этом году мы увидим спектакль компании «Руки, ноги и голова тоже» — «Смола и перья».

Спектакли квебекского гения Робера Лепажа не укладываются в канонические жанровые рамки. Безупречно владея искусством психологического театра, режиссер смело вводит в свои постановки кинематографические приемы. Теперь его съемки онлайн используют все кому не лень, но так органично и внутренне оправданно ни у кого не получается. Он ставит оперы и режиссирует концертные программы, и эти опыты тоже каким-то образом отражаются в его драматических спектаклях. В «Эоннагате» он впервые примкнул к миру балета, сочинив представление вместе с английским хореографом Расселом Малифантом и великой французской балериной Сильви Гиллем. Загадочное название составлено из имени французского дипломата эпохи Людовика XV д' Эона и термина «оннагата», которым в театре кабуки называют актеров, зачастую уже очень зрелых, исполняющих роли молодых девушек. Сам Лепаж сыграет в спектакле постаревшего тайного агента. Чтобы танцевать, актеру пришлось сильно похудеть.

Марш

Среди великих и неизменно притяга-тельных для публики, конечно же, Мэтью Боурн. Рецензии на «Золушку» изобилуют эпитетами: смелый, ослепительный, изумительный, оригинальный, ошеломляющий, свежий, вневременной... Балет покажут на фестивале аж 15 раз, так что каждый желающий сможет присоединить свой к этому списку восторгов. Сохранив музыку Сергея Прокофьева, хореограф перенес действие сказки в Лондон 1942 года, а героиню — в богатый дом, где она, служанка, встречает своего принца в лице офицера ВВС. В шоу-балет вторгаются звуки войны и кинохроника, что не мешает истории закончиться так же благополучно, как в сказке. Ну а все вышеперечисленные эпитеты относятся, безусловно, не к сюжету, а к хореографии.

Особо отмечает фестиваль год Испании и Италии в России. Кроме Кастеллуччи мы увидим «Трилогию очков» Эммы Данте — печальный рассказ об одиночестве в старости. По мнению режиссера, «все главные герои используют очки, чтобы защититься от мира и смотреть на него так, как они сами пожелают. В каждом из них воплощается та сторона жизни, которую они отрицают и не хотят видеть». Исконную привязанность к нео-реализму Данте остраняет современным абсурдизмом, обретая объем.

А вот классика абсурдизма Самюэля Беккета представят Алекс Олье и Микель Горрис. «Первая любовь» решена в жанре черного юмора. Но, думаю, публика в «испанском» разделе программы больше уповает на балет. И не напрасно. Национальный театр танца Мадрида покажет несколько одноактных балетов, два из которых поставил знаменитый Начо Дуато. Волшебное слово фламенко оживет в «Автопортрете» Марии Пахес, идею которого подсказал блистательной танцовщице Михаил Барышников.

За рамками нашего путеводителя остались темные лошадки, а именно они порой срывают банк. Сделайте свои ставки сами — и, думаю, не прогадаете, чему порукой авторитет фестиваля, который почти за двадцать лет своего существования никогда в своем выборе не руководствовался конъюнктурными соображениями. Будь они политические или коммерческие. Именно потому и стал одним из авторитетнейших мировых театральных форумов. Таких как Авиньонский или Эдинбургский, где не раздают наград, но обретают репутацию.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера