Архив   Авторы  
Идея музыкального фестиваля имени Сергея Рахманинова «Белая сирень» в столице Татарстана принадлежит Александру Сладковскому

Евразийская симфония
Искусство и культураИскусство

«В классическом исполнительстве надо правильно вкладывать деньги, а не сокращать расходы», — уверен учредитель Международного музыкального фестиваля имени Сергея Рахманинова «Белая сирень» Александр Сладковский

 

Дирижер Александр Сладковский год назад по приглашению президента Татарстана обосновался в Казани, чтобы возглавить республиканский Государственный симфонический оркестр и сделать из полузабытого коллектива новый музыкальный бренд мирового уровня. Опробовав новый для России принцип автономного управления оркестром, он уже спустя год добился заметного успеха. Одна из идей Сладковского — музыкальный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень» в столице Татарстана, куда прибыли Денис Мацуев, Борис Березовский, Рамзи Ясса. О том, что связывает имя Сергея Рахманинова с Казанью и за какими формами музыкального менеджмента будущее, маэстро рассказал корреспонденту «Итогов».

— Столько курительных трубок у дирижера вижу впервые. Какая из них работы Гварнери?

— (Cмеется.) Cравнение немного от лукавого, но хорошие трубки действительно похожи на музыкальные инструменты. Вот моя любимая. (Показывает трубку необычной формы с серебряным ободком.) Работа итальянца Випрати. Я отвлекаюсь и успокаиваюсь, когда держу ее в руке или покуриваю.

— В такую-то минуту вам и пришла идея устроить Рахманиновский фестиваль?

— Об этом я думал давно. Такого события в Казани катастрофически не хватало. А когда есть хорошая идея, то появится и хорошая компания. Как раз в это время у Дениса Мацуева было турне по городам Поволжья, и мы нашли дату, когда он мог бы приехать в Казань. Потом и остальные подтянулись, включая Александра Борисовича Рахманинова, внука композитора.

— Но почему именно в Казани, в Татарстане?

— Дело в том, что предки Рахманинова принадлежат к древнему татарскому роду Рахманов. Вообще Казань — центр, я бы сказал, толерантности. Мы собираемся уделить много внимания музыкантам из стран Востока. Нынешний фестиваль открывал египтянин Рамзи Ясса, а в следующем году планирует приехать Фазиль Сай, турецкий пианист.

— В общем, евразийство, положенное на музыку, получается?

— Да, примерно так и было задумано.

— Вы чуть меньше года возглавляете татарский ГСО. Насколько безоблачно складывались отношения с оркестрантами?

— Когда в январе формировался оркестр, человек десять пришлось оставить за бортом. Я взялся за все едва ли не с нуля. Но когда люди видят, что руководитель о них заботится, все намного проще. Помогла и личная заинтересованность президента республики. Мне дали, по сути, карт-бланш. Оркестру присвоили статус автономного государственного учреждения культуры, которое имеет право на коммерческую деятельность. Помимо внушительного гранта мы получили право на финансовую инициативу.

— И как распорядились открывшимися финансовыми возможностями?

— Втрое подняли зарплаты оркестрантам. Затем заказали полный комплект духовых, ударных и струнных у лучших мировых производителей. Нам позволяется организовывать собственные фестивали и благотворительные концерты. И самое главное, мы теперь имеем возможность приглашать солистов мирового уровня.

— Третьяков, Репин, Башмет... У них же огромные гонорары. Вы на равных конкурируете с мировым ангажементом?

— Да. Мы не говорим: знаете, у нас денег нет, вы просто приезжайте, потому что мы хорошие. Мы не просим нас осчастливить, мы приглашаем их как партнеров. По сути, у нас филармоническая система. Думаю, за такой формой работы будущее.

— При определенной господдержке, разумеется?

— Знаете, обычно оркестры апеллируют к федеральным властям. Но я уверен, что гораздо охотнее решить этот вопрос способен руководитель региона.

— Ну а как быть с пополнением рядов? Оправданны ли идеи перехода к двухступенчатой системе обучения вместо трех (школа, училище, консерватория)?

— Это самоубийство, если можно сказать одним словом. Образование, которое я получал в советское время, абсолютно бесценно. А потом мы стали терять кадры.

— Но ведь советская школа как раз и позволила многим музыкантам уехать, поскольку сделала их востребованными?

— Они не просто востребованы, они в первых рядах. Эти музыканты в основном возглавляют ведущие оркестры мира. Такие дирижеры, как Гергиев, Темирканов, Янсонс... Сейчас музыкальный мир на них ориентируется.

— В общем, на музыкальном образовании лучше не экономить?

— Мне кажется, любая экономия в мелочах приводит к краху. Вместо минимизации расходов надо думать о разумных инвестициях. И в классическом исполнительстве надо правильно вкладывать деньги, а не сокращать расходы.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера