Архив   Авторы  
В последнее время наблюдается подлинный парад камбэков. В 2011-м в подмосковном Crocus City Hall сыграли «осколки» The Doors Рэй Манзарек и Робби Кригер,...

И снова здравствуйте!
Искусство и культураИскусство

Если полузабытые монстры рока выходят на сцену, значит, это того стоит. Вопрос — сколько именно?



 

Рэй Манзарек, вольготно рассевшись за электроорганом концертного зала Crocus City Hall, заводит первые аккорды песни Light My Fire. Это вступление он придумал больше 40 назад, но московская публика реагирует на него так бурно, будто перед ней не постаревший клавишник The Doors, а сам Джим Моррисон во плоти. То, что лидера группы нет в живых уже 40 лет, не смущает ни зрителей, ни бессменного гитариста Робби Кригера, ни самого Манзарека — наоборот, в нынешнем турне эта дата используется как удачный пиар-ход для раскрутки гастролей.

Старый новый хит

Смущает это других — например, вдову Моррисона и барабанщика, запретившего бывшим соратникам использовать название The Doors на афишах. Манзареку и Кригеру, объединившимся в начале двухтысячных, несколько раз даже пришлось менять название, но не менялась суть — в репертуаре коллектива нет ни одной новой песни, в бой идут одни старики. «Не беспокойтесь. Только старое и лучшее. Да вы и не хотите услышать новые песни. Если я иду на концерт The Rolling Stones, я что, хочу услышать новые песни? Я хочу услышать Satisfaction и Brown Sugar, а когда они играют новое, я выхожу в фойе и пью пиво», — говорит Рэй. Между тем очередь на концерт Manzarek & Krieger of The Doors растягивается на десятки метров, и стоят в ней не только ровесники гастролеров, но и совсем молодые парни с портретом Джима на майках. И то, что место главного бунтаря 60-х за микрофоном занимает безвестный юноша из некой кавер-группы, привычный к исполнению чужих композиций, их не смущает. Бывшие The Doors и сами во многом походят на кавер-группу имени самих себя 40-летней давности. Зачем же им это все? Неужели ими движет ностальгия по былым временам? Вряд ли. Конечно же, дело все-таки в деньгах.

В музыкальном бизнесе есть такое понятие, как камбэк — это если артист, забросивший было свое ремесло, вдруг снова оказывается в строю. Когда же на сцену возвращается целая группа, это называется реюнионом — воссоединением, в некотором роде воскрешением команды мечты. Каждый фанат, не заставший кумиров в зените славы, действительно мечтает о подобном событии, и некоторые из легендарных составов вправду собираются вновь — в качестве разовой акции воссоединялись даже такие мастодонты, как Led Zeppelin, Roxy Music и Pink Floyd. Богатые почитатели нередко предлагают бывшим участникам круглую сумму за то, чтобы те вновь были вместе. Да и рядовой зритель готов доказать свою любовь долларом, обеспечивая аншлаги на концертах и хорошие продажи альбомов. Достаточно вспомнить, что после концерта Pink Floyd тиражи их сборника Echoes: The Best... вмиг выросли на 1343 (!) процента. Желание публики увидеть своих героев понятно: когда новых исполнителей так много, что в предложенном разнообразии начинаешь теряться, хочется прикоснуться к старому и доброму, заслушанному до дыр, а не скачанному только что из Интернета.

Импорт нафталина в Россию

Приездом заслуженных и подзабытых артистов, собравшихся вместе ради легкой наживы, Россию не удивить: промоутеры, идя на поводу у публики, частенько сами воскрешают очередную группу, вытаскивают из чуланов шоу-бизнеса ветхих итальянцев или напоминают потухшим звездам эстрады об их певческом прошлом специально для очередной «Дискотеки 80-х». То же самое с рок-н-ролльными небожителями, давно скатившимися с олимпа, — только в этом сезоне Москву посетят десятки музыкантов от глэм-рокеров Twisted Sister до Кортни Лав, больше известной как вдова Курта Кобейна. Организаторы концертов научились зарабатывать деньги на старых коллективах вроде Deep Purple и Uriah Heep, а молодых привозят чуть ли не себе в убыток, скорее ради собственного удовольствия.

«Устраивать гастроли молодых артистов в России — дело неблагодарное, — сетует промоутер концертного агентства Caviar Lounge Роман Унгуряну. — Наши соотечественники очень неохотно ходят на что-то новое, им нужен для этого мало-мальcки серьезный повод. Например, на недавний концерт американской рок-группы Pretty Reckless людей удалось собрать во многом благодаря тому, что его солистка играет в популярном сериале. Если бы не это, группа наверняка играла бы в пустом зале. Конечно, можно долго пенять на плохое развитие концертной инфраструктуры страны, но главная проблема — во вкусах самого слушателя, а он в массе своей предпочитает нафталин музыкантам, сочиняющим что-то свежее и интересное».

Российская публика столь консервативна, что артисты, давно забытые даже у себя на родине, здесь играючи собирают тысячный зал. «Эти коллективы я называю русскими народными, — делится промоутер концертного агентства UMC Павел Камакин. — Здесь они национальные звезды, а на Западе не пользуются популярностью во многом потому, что там есть более талантливые аналоги в своей нише. А в памяти русских слушателей условная группа Ottawan или Nazareth воспринимается как оригинал. Промоутеры же дают людям то, что они хотят». Доходит до того, что некоторые коллективы месяцами путешествуют по городам и весям бывшего СНГ — скажем, добрая треть европейской части тура воссоединившегося дуэта Roxette проходила в Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Минске и Киеве, закрывать же турне они собираются в Москве. Подчас возникают и вовсе анекдотичные ситуации: говорят, что группа Boney M даже сняла на длительный срок квартиру в Первопрестольной, чтобы было проще колесить по столичным клубам и провинциальным ДК. Некоторые любимые в России музыканты готовы не только воссоединиться ради увеличения прибыли, но и распасться: так, например, когда завсегдатаи наших площадок Scorpions объявляют о своем роспуске, это выглядит не более чем маркетинговым ходом. И никто не поручится, что через год они не объявят о своем триумфальном возвращении. В конце концов, именно так когда-то поступили такие известные команды, как Army Of Lovers и Duran Duran, заработавшие на этом немало денег.

Заработай на этом

Преувеличенная любовь к старым группам — болезнь, конечно, не только российская, а общемировая. Иногда даже слухи о воссоединении кормят музыкантов. Стоит только упомянуть в интервью о якобы грядущем концерте, и сборник старых шлягеров может снова попасть в хиты продаж. Яркой иллюстрацией того, насколько реюнионы способны прокормить «пенсионеров» шоу-бизнеса, служит пример английского бойз-бенда Take That. Их альбом Nobody Else, выпущенный перед распадом коллектива, стал дважды платиновым в Великобритании. Разбежавшись, большинство членов этой команды не блистали успехами. Но когда повзрослевшие (если не сказать постаревшие) юноши решили собраться спустя 11 лет, Take That с ходу преодолел свои предыдущие рекорды: две выпущенные пластинки стали уже восьмикратно платиновыми. Характерен и ошеломляющий успех группы The Police, в 2007 году отправившейся в ностальгический тур по миру. Тогда из 95 городов, где были заявлены концерты, не было аншлага только в пяти, при том что речь шла исключительно о площадках вместимостью от 10 до 150 тысяч человек. Общий доход от гастролей составил 300 миллионов долларов.

Самый свежий пример — возвращение группы Pulp, одной из изобретательниц брит-попа. Эти авторы иронично-романтических хитов 90-х спустя десять лет собрались в оригинальном составе. Несмотря на то что вокалист Джарвис Кокер успел выпустить сольный альбом, его жизнь после смерти группы можно назвать скорее праздным почиванием на лаврах. В конце концов популярному очкарику пришлось собирать коллектив снова, чтобы напомнить о себе и своем месте в истории. Но хотя как раз от этого человека поклонники ждут новых песен, сочинять их Кокер не спешит.

Интерес к реюнионам — это прежде всего свидетельство того, что рынок перенасыщен свежей музыкой. И пока спрос на героев прошлого будет расти, будут появляться и новые предложения. В условиях развала традиционных механизмов создания поп-звезды, агонии звукозаписывающих компаний и инфляции современных музыкантов, не способных в одиночку собрать большой зал, ностальгия стала самым прибыльным делом. Пока что в бой идут одни старики. Но почему-то кажется, что даже когда в бой идти уже будет некому, их песни и имена все равно продолжат работать и зарабатывать.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера