Архив   Авторы  

Крепче за баранку держись...
ДелоКапитал

Кризис оставит на плаву не более десятка мировых автопроизводителей

 

Печальный финал легендарной корпорации General Motors кардинально меняет расклад сил в мировом автопроме. Американское автомобилестроение в своем прежнем виде более не существует. Но знамя мирового лидера уже готовы перехватить Азия и Европа.

На первый взгляд, события на мировом авторынке развиваются причудливо. Российские Сбербанк и "ГАЗ" в консорциуме с канадско-австрийской Magna приобрели у GM 55 процентов Opel. Брендом гламурного Hummer теперь будет владеть китайская компания Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery. Не­шуточ­ные страсти разгорелись вокруг еще одного актива GM - Saab. На шведского автопроизводителя нашлось сразу несколько претендентов. Войну за джиэмовское наследство сложно назвать переделом рынка в привычном понимании, когда одна компания поглощает другую. Остатки GM скупают структуры, в большинстве своем никогда раньше не занимавшиеся автобизнесом. Например, Sichuan Tengzhong до сделки с концерном строила дороги, делала пластик, резину и другие промтовары - а вот авто никогда. А один из претендентов на Saab - шведская компания Koenigsegg мастерит суперкары (дорогие спортивные автомобили). Для ее соперницы - американской Renco Group автопроизводство - тоже бизнес непрофильный. Правда, среди желающих приобрести активы GM называют и самый что ни на есть автомобильный Fiat. Но в самой компании это осторожно опровергают. Хотя известно, что глава Fiat Серджио Маркионне грезит о создании второго по величине автоконцерна в мире. В его планы входит выкуп всех европейских активов GM (Opel, Saab и английской Vauxhall), а также слияние с терпящим бедствие Chrysler (в который входят Jeep и Dodge). Сперва планируется приобрести 35 процентов GM, а затем увеличивать долю до контрольного пакета. В случае реализации таких поистине наполеоновских планов Fiat нарастит объемы продаж до 5,5 миллиона автомобилей в год и в мировой табели о рангах разделит второе место с концерном Volkswagen. Помешать ему в этом может разве что российская сторона. Но даже несмотря на то, что в СМИ об этой сделке говорится как о свершившемся факте, итальянец продолжает надеяться, что шансы "отбить" Opel у России еще есть.

Современный передел глобального авторынка не похож на классические поглощения и слияния еще и из-за своей отчетливой политической составляющей. Ключевым игроком в борьбе за Opel стал государственный Сбербанк, а за всей этой сделкой ­чувствуется присутствие премьера Владимира Путина. За Fiat тоже ходатайствовали госчиновники, в частности министр экономического развития Италии Клаудио Скайола. Понятно, что за сделкой с Hummer стоит китайское правительство.

Не остаются в стороне от дележа автобизнеса даже арабские власти: премьер Катара шейх Хамад бен Джасем Аль Тани подтвердил, что ведет переговоры с Porsche. История эта, кстати, весьма драматическая. Немецкая компания, пожелавшая купить концерн Volkswagen, набрала кредитов и довела свой пакет акций в VW до почти 51 процента. И все бы ничего, но долги могут утянуть Porsche на дно. Тут-то и появились богатые потенциальные покупатели из Катара.

По мнению главы Минпром­торга Виктора Христенко, после кризиса в мире останется не более десяти крупных автоконцернов. А Серджио Маркионне и вовсе говорит о шести мировых автопроизводителях (Fiat, разумеется, в их числе). Но лидером, судя по всему, останется в ближайшей перспективе японская Toyota, которая уже в 2008 году обходила GM по количеству проданных авто (8,8 миллиона в год). На втором месте пока немецкий Volkswagen (6,23 миллиона в том же году), на третьем - Renault-Nissan (около 6 миллионов авто). За первой тройкой с заметным отставанием следуют Honda (3,7 миллиона), PSA Peugeat Citroеn (около 3 миллионов) и, конечно же, амбициозный Fiat.

Компании из Китая и России пока не могут претендовать на лидерство, но, как говорится, еще не вечер. Приобретение Opel может положить начало созданию новой транснациональной корпорации с участием российского автопрома, для модернизации которого все и затевалось. Правда, "новобранцам" предстоит еще утвердить все сделки с бывшими королями дорог и найти средства для вливаний в убыточное хозяйство. За это время нынешние японские и европейские лидеры могут уйти вперед...

А возможно, события вообще будут развиваться по сценарию, который сегодня никто не может предсказать. Не стоит забывать о том, что уже много лет автопроизводители экспериментируют и с гибридными двигателями, и с водородом, и с биотопливом. Mitsubishi Motors, например, уже к 2010 году собирается выпустить 1400 электромобилей, способных заряжаться от домашней электро­розет­ки. Если на одном из направлений будет совершен технологический прорыв, то, возможно, уже через несколько лет мы не узнаем мировую автомобильную промышленность. Кто тогда сойдет с дистанции? Кто останется на плаву? В лидерах, скорее всего, окажется тот, кто быстрее других адаптируется к новым правилам игры.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера