Архив   Авторы  

Двадцать пятый час
ДелоКапитал

Какова реальная стоимость летнего времени

 

Барон Мюнхгаузен хотел подарить людям лишний день, но они не обрадовались: ведь и ждать жалованья пришлось бы лишних 24 часа. Вот и в России с "дополнительным" часом летнего времени не задалось. В отличие от барона и, кстати, большинства стран, переходящих на летнее время (всего их около 100), у нас эту акцию мотивировали преимущественно экономической целесообразностью. Но о том, есть ли она на самом деле, задумались только теперь: пять регионов России - Чукотка, Кемеровская и Самарская области, Камчатка и Удмуртия - по согласованию с правительством уже от этой идеи отказались.

...Пионером перевода стрелок в 1908 году стал очень туманный Альбион: Лондон славился своим густым смогом, и лишний час светлого вечернего времени был весьма кстати. Россия брала эту планку с нескольких попыток. Впервые перевод стрелок произошел 1 июля 1917 года по декрету Временного правительства. После октябрьского переворота в 1919 году "в целях установления однообразного со всем цивилизованным миром счета времени в течение суток" ввели поясное время. А в июне 1930 года о закатах и восходах вспомнили вновь. Причем перевод часов рассматривали исключительно как временную меру, призванную продлить сроки полевых работ для только что созданных колхозов и совхозов. Успели закончиться и посевная, и уборочная, а вопрос о летнем времени так и остался "вплоть до отмены" на повестке дня. То ли ответственных за время членов Совнаркома успели репрессировать, а новые не решились напомнить Сталину о такой мелочи. То ли воплощенный призыв "Время, вперед!" так отвечал потребностям страны. Ведь Страна Советов опережала время в прямом смысле: естественный суточный цикл отставал на 60 минут. Установленное время назвали декретным. А 1 апреля 1981 года, вернувшись к практике перехода на лето, опередили и его. Природный цикл остался позади на два часа! В конце 90-х ученые забили тревогу. Но изменить ситуацию удалось лишь частично: с 1997 года у нас появилось и летнее, и зимнее время. Теперь президент Дмитрий Медведев поручил специалистам глубже изучить вопрос, насколько вообще необходимы манипуляции со стрелками. Впрочем, некоторые выводы можно сделать уже сейчас.

Во-первых, экономия действительно есть, но так ли она существенна? Энергетики приводят данные, что переход на летнее время позволяет сберечь 4-4,5 миллиарда киловатт-часов - это 0,5 процента общего количества производимого в стране электричества, а в переводе на душу населения - примерно 30 киловатт-часов в год.

Во-вторых, как говорят специалисты, сама практика перевода часов сопряжена с серьезными издержками. "Два раза в год нам приходится держать пассажирские поезда на перегоне лишний час, чтобы они могли прибыть в пункт назначения по расписанию. В какую сумму обходится такой простой, сказать сложно. Но ясно, что недешево", - пожаловался "Итогам" источник в ОАО "РЖД". Правда, это касается лишь поездов дальнего следования, находящихся в пути больше суток. Однако, учитывая российские расстояния, таких все равно немало.

В-третьих, экспертам еще предстоит подсчитать убытки, которые несут российские компании в результате нарушения трудоспособности работников. "У доводов в пользу переходов на летнее и зимнее время есть один изъян: все--таки энергетика существует для людей, а не люди для энергетики, а убедительных доказательств экономии от перевода стрелок как не было, так и нет", - сказал "Итогам" спикер СФ Сергей Миронов.

В Совете Федерации запросили данные Российской академии медицинских наук. После перехода на летнее время количество вызовов "скорой помощи" к гипертоникам возрастает на 11 процентов, а попыток суицида - и вовсе на 60, смертность увеличивается на 74 тысячи человек в год. Разочарование путешествием во времени охватило и Америку (между прочим, саму идею перевода часов приписывают Бенджамину Франклину). По данным американских врачей, после перехода на сезонное время количество смертей и несчастных случаев в США возрастает на шесть процентов, травм с утратой трудоспособности - на семь. А потери американской экономики из-за недосыпа водителей и учащающихся случаев дорожно-транспортных происшествий составляют 37,9 миллиарда долларов в год...

Так или иначе, вокруг стрелок ожидается жаркая дискуссия. И неплохо бы, чтобы экономическая составляющая восходов и заходов Солнца изучалась в комплексе с лишенным всякой логики ростом тарифов на электроэнергию. По утвержденным Федеральной службой по тарифам нормам, в 2010 году они вырастут для населения в среднем на 10 процентов, а для промышленных потребителей - на 7,6 процента.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера