Архив   Авторы  

Дело пахнет керосином
ДелоКапитал

«Топливозаправочный бизнес стал убыточен как для крупных нефтяных холдингов, так и для независимых поставщиков топлива»

 

Не успел отшуметь бензиновый кризис начала года, как вдруг в российских аэропортах начал заканчиваться авиационный керосин. Вслед за автомобилистами, столкнувшимися в начале года с нехваткой топлива на АЗС, на этот раз пришлось хвататься за голову авиакомпаниям. Спрашивается: почему в стране, которая занимает одно из первых мест в мире по добыче нефти, постоянно возникает дефицит нефтепродуктов?

Будучи экспертом по рынку автомобильного топлива, я постараюсь объяснить причины сложной ситуации 2011 года. Все началось с того, что НПЗ оказались не готовы выпускать топливо в нужном объеме в соответствии с требованиями нового технического регламента. Так, с 1 января 2011 года запрещено выпускать в оборот топливо ниже класса 3. Кроме того, с начала года возросла налоговая нагрузка на нефтяную отрасль за счет увеличения акцизов на продукцию нефтепереработки. В результате этого произошел резкий скачок цен на моторное топливо примерно в 1,5—2 рубля за литр.

Каждый из факторов по отдельности не фатален, однако их сочетание нарушило сложившийся баланс спроса и предложения и в конце концов привело к росту экспорта и дефициту топлива на внутреннем рынке. Несмотря на попытки Минэнерго решить эти вопросы, до сих пор баланс между спросом и предложением так и не достигнут. А значит, возникновение дефицита то в одном, то в другом сегменте топливного рынка неизбежно.

Во многом здесь виноваты нефтяные компании, являющиеся монополистами на оптовом рынке. Недостаток предложения приводит к большой разнице в ценах крупнооптовых партий, отгружаемых нефтяными компаниями на свои сбытовые структуры, и мелкооптовых, которые предлагаются на свободном рынке. Вилка порой достигает 5—6 тысяч рублей за тонну. При этом цены на АЗС крупных компаний искусственно поддерживаются более низкими (на 2—2,5 рубля за литр), чем на независимых АЗС, под предлогом якобы добровольно принятых на себя обязательств, а по сути — из-за выполнения требований госрегуляторов. В результате независимые владельцы АЗС загибаются от ценовой дискриминации.

Биржевые торги в условиях кратного несоответствия спроса предложению и непрозрачности проводимых сделок оказались практически бесполезными. В итоге пострадали все: топливозаправочный бизнес стал убыточен как для крупных нефтяных холдингов, так и для независимых поставщиков топлива. Но если убытки розничного сектора первых покрываются за счет других видов деятельности, то независимые поставщики просто теряют интерес к дальнейшему ведению бизнеса. А самым последним пострадавшим в этой цепочке оказывается обычный потребитель, который видит рост цен на бензин или может столкнуться с угрозой не улететь в отпуск из-за отсутствия топлива в аэропорту.

Главная проблема в системе обеспечения нефтепродуктами обычных потребителей — отсутствие сбалансированной государственной политики, направленной на развитие этого очень важного сектора экономики.

Доминирование крупных нефтяных компаний в добыче, переработке нефти и оптовом звене нефтепродуктов, постоянный рост налоговой нагрузки, отсутствие стимулов для инвестиций в нефтепереработку, инфляция — все это приводит к отсутствию ликвидного рынка нефтепродуктов и постоянному росту цен на топливо. Административные методы регулирования цен дают обратный эффект, а экономические рычаги в секторе вообще отсутствуют. Что же делать?

В первую очередь необходимо создать конкурентный рынок нефтепродуктов. Ликвидность обеспечит баланс спроса и предложения, прозрачность ценообразования и создаст стимулы для инвестиций. Для этого необходимо совершенствовать деятельность товарно-сырьевых бирж, обеспечить в ближайшей перспективе продажу через них как минимум 15 процентов от общего объема производства. В дальнейшем необходимо добиться продажи через биржи всего моторного топлива. И, наконец, признать цену реализации на бирже рыночной, даже если эта цена не всегда устраивает отдельные ведомства.

Вместо запретов и санкций нужно стимулировать нефтяников к насыщению внутреннего рынка: снизить акцизы на автомобильные бензины и дизельное топливо, повысить экспортные пошлины на полуфабрикаты (нафта, прямогонный бензин и т. п.). Конечно, государству необходимо защитить и поддержать независимых игроков от действий монополистов. Кстати, сегодняшняя ситуация с авиакеросином является логичным последствием монополизации этого сектора системы нефтепродуктообеспечения. В течение нескольких последних лет независимые поставщики топлива для аэропортов были выдавлены и заменены нефтяными компаниями, число которых можно пересчитать по пальцам одной руки.

И последнее: пора бы нам наконец отказаться от административного вмешательства в процессы ценообразования на рынке нефтепродуктов.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера