Архив   Авторы  

Бензин наш, цены ваши
ДелоКапитал

Может ли богатая нефтью Россия позволить себе дешевое топливо?

 

Новый год ознаменовался для российских потребителей новым скачком цен на заправках. В Москве, например, 95-й вообще подорожал рубля на полтора-два (примерно на 8 процентов). Хотя в среднем по стране, по данным Росстата, с 1 января стоимость бензина выросла в лишь на 1,3 процента, дизельного топлива — на 2. С одной стороны, нефтяные компании пытаются переложить на потребителя расходы, связанные с ростом акциза на бензин (он повышен с 1 января), а заодно и с предстоящим с 1 февраля увеличением пошлины на экспорт сырой нефти. С другой, удорожание черного золота на мировом рынке могло бы позволить нефтяникам компенсировать увеличение налоговых сборов, не залезая в карман к соотечественникам. Но в России, добывающей нефть, а не импортирующей ее, действует совсем другое правило. У нас цены на бензин растут вслед за ростом на мировых рынках, причем теми же темпами, а падают, наоборот, медленнее. И даже антимонопольное ведомство пока не справляется с этой ситуацией. Что будет дальше?

14 января, впервые за два года, нефть марки Brent пробила 100-долларовый рубеж, но цена тут же отскочила вниз. Международное энергетическое агентство подсчитало, что производство ОПЕК выросло на четверть миллиона баррелей в день, до 29,6 миллиона баррелей — самого высокого уровня с декабря 2008 года. И это косвенное свидетельство того, что производители не хотят, чтобы цена закрепилась выше отметки в 100 долларов. К тому же у всех еще свежи в памяти 147 долларов — исторический максимум, достигнутый в 2008 году, после которого цены ушли в крутое пике. И никто не хочет наступать на одни и те же грабли, в том числе и спекулянты.

«Я не думаю, что мы в ближайшее время закрепимся выше отметки в 100 долларов. В частности, сейчас начнется сезон снижения загрузки американских НПЗ. В последнем отчете говорилось о 86,32 процента против традиционных для этого периода 84», — говорит Андрей Крюченков, аналитик нефтегазового сектора «ВТБ Капитала». В общем, неудивительно, что сделка в порту Роттердама, позволившая пробить стодолларовую планку, пока осталась единичной. Для России это в любом случае палка о двух концах. С одной стороны, рост цен на один доллар дает дополнительные 1—2 процента доходов бюджета. С другой — цены на бензин и дизельное топливо у нас двигаются в унисон с сырьем, которое вырабатывается на Ближнем Востоке. Хотя на отечественных НПЗ перерабатывается собственная нефть, а не купленная на бирже. И это — монопольная рента, которую потребители вынуждены платить нефтяникам.

В прошлом году бензин марки Аи-95 подорожал на 8,1 процента, с 23,45 рубля до 25,36 рубля за литр, а дизельное топливо и вовсе выросло в цене на четверть. «В первом полугодии стоимость топлива вырастет умеренно. Потом все будет зависеть от мировой конъюнктуры. Мы ожидаем снижения цен в начале второго полугодия: в экономиках разных стран не все хорошо с фундаментальными показателями. Есть вероятность провала ниже 70 долларов за баррель», — говорит Константин Юминов, аналитик Rye, Man & Gor Securities.

Что касается акцизов — другой называемой экспертами причины бензиновой инфляции, — то здесь все выглядит более логичным. В прошлом году на тонну бензина Аи‑92 и Аи‑95 он составил 3992 рубля. С начала 2011 года ставка поднята до 5143—5673 рублей за тонну, и в последующие годы тренд не изменится. В 2013 году акциз поднимется более чем в два раза — до 9511 рублей.

Проблема еще и в том, что бензиновая инфляция подстегивает все потребительские цены. По подсчетам экспертов, до 12 процентов стоимости продуктов питания составляют затраты на топливо. И раз в первом полугодии бензиновый ценник будут толкать вверх повышенные акцизы и высокая стоимость нефти, то и на снижение темпов потребительской инфляции надеяться не стоит.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера