Архив   Авторы  

Проваленные агенты
ДелоКапитал

«Если рейтинговому агентству кто-то платит деньги, то он имеет право на некоторое снисхождение. Особенно если оно специально оплачивается»

 

Продолжение общеевропейского кризиса стало приобретать не только чисто экономические, но и психологические черты: рейтинговое агентство S&P снизило кредитные рейтинги аж 9 странам еврозоны. Как и следовало ожидать, европейские политики выразили недовольство этими действиями, в СМИ стали появляться конспирологические версии событий (мол, это наказание ЕС за «неправильные» действия — например, откладывание нефтяной блокады Ирана), а лидер Евросоюза, Германия, устами министра иностранных дел Гвидо Вестервелле предлагает Европе создать свои независимые рейтинговые агентства вместо того, чтобы полагаться на американские.

Разумеется, пресс-секретарь S&P Мартин Уинн с негодованием отверг мнение о том, что решения S&P могут быть политическими, ссылаясь при этом на мировую репутацию агентства и его рейтингов. В этом месте он бы — поминая события 2008 года — лучше, конечно, промолчал. Однако на самом деле все куда сложнее, поскольку под действиями агентств, к сожалению, лежит серьезное объективное основание.

Грубо говоря, парадигма научно-технического прогресса, в рамках которой мы живем уже лет триста, предполагает постоянное углубление процессов разделения труда. А это в свою очередь создает всем участникам рынка массу проблем, связанных с получением информации о партнерах. Ну, скажем, вы производите что-то жутко технологическое и в качестве комплектующих используете пусть менее, но тоже страшно технологическое изделие, которое производит некая фирма Х. Беда только в том, что в ее производстве ваши комплектующие составляют три процента, и, производя только их, эта фирма не выживет. Возникает необходимость узнать, а как у нее обстоят дела во всех остальных производствах, в противном случае в какой-то момент вы можете оказаться в ситуации, когда поставки прекратятся...

Но как получить и обработать информацию о работе совершенно неизвестных компаний? Создавать аналитические центры, оценивающие состояние дел всех партнеров всех ваших партнеров?..

Такое, конечно, невозможно. И, как и полагается в соответствии с идеями разделения труда, начинают появляться специализированные структуры, единственная задача которых — оценка ситуации в различных компаниях, продающих за умеренную цену эту информацию. Заинтересованы в этом и банки, поскольку им тоже сложно определить реальную устойчивость бизнеса клиентов.

Затем, когда выясняется, что банки вообще без рейтингов кредиты не выдают или требуют запредельную плату за риск, меняется и финансовая схема самих агентств: они перестают брать деньги от тех, кто пользуется их рейтингами, зато берут их у тех, кто хочет такой рейтинг получить. Все — современная ситуация возникла! Беда только в одном: если тебе кто-то платит деньги, то он имеет право на некоторое снисхождение. Особенно если оно специально оплачивается.

И ладно бы только это. Вся современная экономическая модель построена на стимулировании спроса, только в США масштаб соответствующих действий достигает триллионов долларов в год. Беда в том, что эти механизмы постепенно исчерпывают себя, а это значит, что финансовое состояние компаний начинает ухудшаться. И это уже системный процесс, который требует пересмотра рейтингов, для чего нужно разрабатывать совершенно новые модели.

Я не хочу сказать, что это невозможно в принципе. Однако есть проблема: для этого нужно как минимум признать реальное состояние дел в мировой экономике. Но рейтинговые агентства на это пойти не могут, это не их масштаба решение. В результате они оказались заложниками ситуации: даже если их специалисты понимают что к чему, они не могут спорить с МВФ и статистическими органами государств. Как следствие, агентства выдают заведомо некорректные рейтинги, по большей части завышенные.

В ситуации тотального искажения показателей создание собственных рейтинговых агентств вполне имеет смысл. Они будут в первую очередь снижать показатели конкурентов. Но вот смысл в самой деятельности рейтинговых агентств исчезает полностью. Значит, появляется очень серьезная угроза того, что современный уровень разделения труда в мировой экономике сохранить не удастся — просто потому, что участники экономической деятельности не смогут учитывать все риски своей работы. А сами риски вырастут настолько, что слишком сложная деятельность станет убыточной.

Именно для Евросоюза, где долговой кризис сегодня наиболее острый, эта проблема становится особенно критической. И, понимая, что совокупный спрос будет падать и дальше, можно прогнозировать: экономическое состояние в мире вообще и в ЕС в частности станет ухудшаться, а рейтинговые агентства будут регулярно снижать рейтинги — но все время отставая от реальных событий.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера