Архив   Авторы  

Укрупняй и властвуй
ДелоКапитал

Алексей Саватюгин: «Все идет к установлению единой замкнутой окологосударственной монополии»

 

Алексей Саватюгин, будучи замминистра финансов, стоял у истоков создания единого финансового мегарегулятора. О том, почему Россия выбрала именно этот путь и с какими сложностями предстоит столкнуться ЦБ и правительству, экс-чиновник, а ныне профессор Высшей школы экономики рассказал «Итогам».

— Алексей Львович, так нужен российскому финансовому рынку мегарегулятор или нет?

— Международная практика на этот счет разная. Ряд стран действительно концентрируют полномочия регулятора в одних руках. Другие, например США, наоборот, делят их между разными ведомствами и даже штатами. Там, например, в каждом штате свое страховое законодательство. Нет мегарегулятора в Китае. Но большинство создает именно мегарегулятор. И, наверное, это объективно. Финансовые рынки становятся все более взаимосвязанными. Финансовые институты не существуют сами по себе, а входят в состав крупных холдингов. И это не только общемировая тенденция. У каждого нашего крупного банка есть свой пенсионный фонд, своя управляющая компания, страховая компания и так далее. И логичнее наблюдать за такими холдингами в целом, а не когда банк отчитывается перед ЦБ, его управляющая компания — перед ФСФР, а страховщик — перед службой страхнадзора. И эти три регулятора друг с другом не общаются, предъявляют разные требования к отчетности, по-разному классифицируют активы. Один, например, считает недвижимость надежным видом инвестиций, другой, наоборот, токсичным активом. Или кому-то можно инвестировать в золото, а кому-то нельзя. Когда я работал в Минфине, представители бизнеса часто жаловались по этому поводу. Например, когда полтора года назад объединяли ФСФР со службой страхнадзора, мы предлагали разрешить страховщикам инвестировать деньги не напрямую, а через управляющие компании. Страхнадзор выступал против. И наладить взаимодействие между службами не удавалось. Поэтому логика в объединении надзора в один орган есть.

— Нашему финансовому рынку чуть больше 20 лет. А это уже пятая реформа его регулирования. Не многовато?

— Вы правы. Сначала была комиссия по ценным бумагам при президенте. Потом регулирование финансового рынка подчинили Минфину. Затем была создана Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Сам Минфин от регулирования фондового рынка постепенно уходил. Потом появилась ФСФР. Ее наделили дополнительными функциями, переподчинили правительству. При этом возникали новые рынки. Одни регулировала ФСФР, другие ЦБ. Службе, например, подчинили регулирование деятельности бюро кредитных историй. Хотя это больше касается банковской сферы.

Да, рынок у нас маленький по объему денег, которые на нем обращаются. Но очень большой по количеству игроков. Нам часто сейчас ставят в пример Сингапур. Но там ситуация другая. Много денег и мало участников. И там создать единый регулятор было намного легче. У нас же изначально каждый сегмент финансового рынка развивался по-своему, в зависимости от субъективных предпочтений регуляторов. Страховщиков регулировали по французской системе, банкиров — по немецкой, фондовиков — по американской. Где-то есть саморегулируемые организации, где-то нет. В банковском секторе необходимо согласие ЦБ при назначении руководителя, на рынке ценных бумаг — нет. Так исторически сложилось. Поэтому будущему регулятору предстоит тяжелая работа по унификации всей этой системы.

— Не проще было сначала создать правительственную комиссию, которая занималась бы унификацией параметров регулирования рынка?

— Это было бы логичнее и правильнее. До решения оргвопросов надо решить пруденциальные проблемы. И определиться с идеологией. Для чего мы строим МФЦ? Кто будет на нем главным инвестором — внутренний или внешний, институциональный или коллективный. Еще несколько лет назад Минфин совместно с МЭР выступили с такой инициативой. Тогда это предложение затерялось. Потом был создан Совет по развитию финансового рынка при президенте. Казалось, куда выше. Но знаете, этот орган при нынешних президенте и премьере не собирался ни разу. Есть рабочая группа по международному финцентру. Но парадокс в том, что и она не собиралась ни разу!

— В качестве аргумента создания мегарегулятора подается утверждение, что без этого в страну не придут иностранные инвестфонды и нам не удастся создать МФЦ. Звучит весомо?

— Это вообще не аргумент. У нас же что говорят? У нас нет единой биржи — поэтому инвесторы не идут. Создали одну биржу. Потом говорят: у нас нет единого депозитария, поэтому нашей страной инвесторы не интересуются. Сделали. А их опять нет. Теперь скажут, что у нас нет мегарегулятора? Ребята, тогда придумайте следующее объяснение, почему инвесторы не пришли, когда мы его создадим!

— Пугает, что, создавая МФЦ, мы фактически идем по пути монополизации финансового рынка. Один регулятор, одна биржа, являющаяся «дочкой» этого регулятора, один депозитарий — опять «дочка».

— Я об этом говорил, еще будучи чиновником. Несмотря на все разговоры о либерализации, приватизации, рыночных реформах и представление, что финансовый рынок у нас самый свободный, идет усиление госвмешательства. Возникает конфликт интересов, когда сам регулирую, сам пишу законы и сам играю на этом рынке. Все пока идет к установлению единой замкнутой окологосударственной монополии. Не уверен, что инвестор придет на такой рынок. Хотя, может быть, ЦБ продаст свои рыночные структуры. Тогда придет.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера