Архив   Авторы  
На создание единых регуляторов финансового рынка большинство стран мира потратили не менее 10 лет. Россия собирается пройти этот путь за 3 месяца

Наш размерчик
ДелоКапитал

Не станет ли финансовый мегарегулятор параллельным правительством России?

 

Судачат, что идея создать для финансового рынка мегарегулятор на базе Центрального банка посетила премьера Дмитрия Медведева, когда руководитель ФСФР Дмитрий Панкин написал ему письмо с просьбой увеличить численность федеральной службы с кратным ростом ее бюджета. Вот якобы и начертал Дмитрий Анатольевич резолюцию: «Подчинить ЦБ. У них денег много». Источники в правительстве сей анекдот не подтверждают, но и не опровергают. И тем не менее процесс создания мегарегулятора идет именно по схеме подчинения ФСФР Центробанку. Госдума до конца весенней сессии должна окончательно принять соответствующий закон, который вступит в силу уже с 1 августа. Однако споры вокруг мегарегулятора не утихают и по сей день.

Модель № 56

Сказать, что опыт других стран в области построения единого регулятора на финансовом рынке неоднозначен, — это не сказать ничего. За последние 20 лет его создание стало вектором финансовых реформ в самых разных точках планеты. По данным комитета Госдумы по финансовому рынку, институт мегарегулятора в том или ином виде действует как минимум в 55 странах. Теперь пришел черед и нашей «тихой гавани» — на конвейере модель номер 56. Законопроект о мегарегуляторе разработан и внесен в Госдуму правительством. И это, пожалуй, первый случай, когда кабинет министров собственными руками урезает свои полномочия, создавая себе по сути равноправного конкурента в финансовой сфере.

Судите сами. Речь идет не просто о механическом подчинении Федеральной службы по финансовым рынкам (орган правительства) Центральному банку. На презентации будущего закона в Думе замминистра финансов Алексей Моисеев не скрывал, что правительство передает ЦБ множество своих полномочий. Банк России будет надзирать за всем — фондовым и страховым рынками, пенсионными накоплениями. ЦБ намерен даже регулировать деятельность акционерных обществ. То есть контролировать весь средний и крупный бизнес страны. При этом в правительстве признали, что с функциями контроля за финансовыми рынками они справляются плохо. А у ЦБ и опыт огромный (контроль за банками), и кадры подготовленные, и техническое обеспечение, ну и ресурс финансовый ого-го...

Остается проработать детали, в которых, правда, как всегда, и притаился сами знаете кто. Например, за правительством останутся полномочия по надзору за ПФР, а также пенсионная реформа и само начисление пенсий. ЦБ же будет заниматься контролем за инвестированием пенсионных накоплений, в том числе и частными компаниями. И примеров такого перекрестного контроля множество, что уже сейчас вызывает опасения по поводу столкновения интересов двух главных тяжеловесов российской экономики. Особенно после того, как ЦБ возглавит Эльвира Набиуллина, которая в отличие от Сергея Игнатьева вряд ли откажется поконкурировать, а то и публично поспорить с бывшими коллегами по правительству. Ну, например, вмешаться в ход той самой пенсионной реформы.

Примечательно, что на базе местных ЦБ мегарегуляторы созданы в 13 государствах. В том числе в столь разных, как Казахстан, Армения и Сингапур. Последний, как рассказал «Итогам» бывший заместитель министра финансов Алексей Саватюгин, от России отличается тем, что там своих, доморощенных игроков на местном финансовом рынке единицы. И часто достаточно тех нормативов, которые уже разработаны различными международными организациями — ОЭСР, Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO). Что же заставило российские власти пойти по такому пути?

«Российский ЦБ имеет многолетний имидж эффективного регулятора банковской сферы, там работают квалифицированные сотрудники, и он является независимым от органов исполнительной власти, что немаловажно для институциональных инвесторов», — пояснил «Итогам» источник в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова. И рассказал примечательную историю. Когда в России решили передать функции технического контроля автотранспортных средств от ГИБДД страховым компаниям, выяснилось, что надзирать за ними фактически некому. Конкуренция между страховщиками привела лишь к соревнованию за то, кто предложит клиенту более упрощенный вариант техосмотра. «Когда этот вопрос обсуждался на совещании у Игоря Ивановича, представители ФСФР не смогли ничего внятного ответить, как они следят за страховым рынком», — пояснил наш собеседник.

«Весь мир сначала создает предпосылки для реформы, разрабатывает пошаговые планы, исключающие возможность сбоев и вероятность потери части финансовых посредников, а потом постепенно реализует их», — говорит завлабораторией анализа финансовых рынков Высшей школы экономики Юрий Данилов. Именно поэтому создание мегарегуляторов занимает долгие годы. Удастся ли России взять эту крепость штурмом?

По оценкам опрошенных «Итогами» специалистов, предстоит разработать более тысячи нормативных актов. Начиная от новых норм пруденциального надзора за участниками рынка ценных бумаг и заканчивая новыми требованиями к ведению бухучета. Ведь формально соответствующие документы, разработанные ФСФР, после создания мегарегулятора должны потерять юридическую силу. Поэтому срок в три месяца выглядит более чем оптимистичным.

Да и в самом ЦБ перестройка предстоит серьезная, в том числе кадровая: в него, судя по всему, вольются сотрудники ликвидируемого ФСФР. «Не исключено, что ЦБ вынужден будет пойти на увеличение штатной численности. И это приведет к определенному росту расходов», — сообщил зампред Банка России Сергей Швецов.

Как в свое время признал в беседе с «Итогами» первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, Банк России никогда не был застрельщиком передачи ему функций регулирования всего финансового рынка: «Принятие этих функций — огромная головная боль». Но надо, значит, надо. Кроме того, в том, что единый регулятор необходим, первый зампред ЦБ абсолютно уверен: «Существует теневая банковская система — это те, кто не лицензируется, не регулируется, не подпадает под нормы надзора, но фактически кредитует, привлекает деньги, берет депозиты. Прежде всего это хедж-фонды и фонды денежного рынка... Надо дать ответ на изменения самого объекта регулирования. Ведь если раньше ими были отдельные страховые компании, отдельные пенсионные фонды, то сейчас возникают целые эмираты: банк, а у него страховая компания, набор хедж-фондов, пенсионный фонд... ЦБ за ним надзирает с одной стороны, ФСФР с другой, кто-то с третьей. И тут возникает то, что называется «у семи нянек дитя без глазу».

Впрочем, как теперь модно говорить, «стилистических» противоречий тут не избежать.

«Мы столкнулись с тем, что не все участники процесса создания мегарегулятора понимают, что такое регулирование, и путают его с надзором. А это, с юридической точки зрения, совершенно разные вещи», — посетовал в разговоре с «Итогами» председатель совета директоров Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) Виктор Плескачевский. Это одна из саморегулируемых организаций (СРО), созданных участниками рынка ценных бумаг для разработки единых правил работы и контроля за их соблюдением. Именно так была построена система регулирования в этом секторе до создания мегарегулятора. Стандарты разрабатывали СРО, они же следили за их соблюдением и несли финансовую ответственность перед третьими лицами в случае нарушения этих стандартов кем-то из биржевиков.

Разработанный департаментом финансовой стабильности ЦБ новый законопроект о саморегулируемых организациях фактически ликвидирует институт финансовых СРО, наделяя их вместо правоустанавливающих функций правами советника при мегарегуляторе. «При разработке проекта можно было напрямую прописать, что большинство функций перейдет к СРО. Но было принято решение, что надо двигаться постепенно», — говорит глава департамента Владимир Чистюхин. Теперь же вместо права устанавливать профессиональные стандарты СРО будут их лишь разрабатывать. А утверждать — мегарегулятор в лице ЦБ. Такая централизация и беспокоит оппонентов. Причем, как отмечают эксперты, Банк России регулирует рынок в том числе и путем прямого участия в нем — он, к примеру, является акционером крупнейшего в стране розничного банка, Московской биржи, что порождает конфликт интересов...

Так или иначе, дискуссия о необходимости единого регулятора финансовой системы закончилась. Осталось засучить рукава и решить две сложнейшие проблемы: перелопатить в кратчайшие сроки гору законодательных актов, а главное — де-факто, а не только юридически разделить два адреса: на Неглинке и на Краснопресненской набережной.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера