Архив   Авторы  
Лосяш — герой самого успешного анимационного российского проекта последних лет «Смешарики»

Богатыри — не мы
Искусство и культураТеатр

Российская анимация стремительно теряет свой престиж в мире




 

Мы привыкли гордиться нашей анимацией. Вспоминать ее великое прошлое и одновременно радоваться нынешнему прокатному успеху ленты «Три богатыря и Шамаханская царица». Говоря о российских мультфильмах, мы ни за что не забудем упомянуть, что Александр Петров был несколько раз номинирован на «Оскара», а также о том, что Чебурашка моден в Японии. Все это настраивает на успокоительный лад, и многим кажется, что трудности нашей анимации — дело временное. Дескать, достаточно осчастливить талантливых русских мультипликаторов небольшой суммой денег, и дело само пойдет на лад.

Может быть, поэтому всех, кого волнует эта тема, так обрадовало обещание Владимира Путина выделить в 2012 году 1,5 миллиарда рублей на развитие анимации и детского кино. Ведь премьер-министр впервые за последние 9 лет заговорил о проблемах мультипликации. Предыдущий его комментарий по этому поводу относится к 2002 году — в беседе с тогдашним министром культуры Михаилом Швыдким президент Путин обронил буквально две реплики на эту тему. А на этот раз разговор был долгим и звучал для анимационных режиссеров, как волшебная музыка. Премьер сказал, что решит правовые вопросы и поможет построить Центр российской анимации с высокотехнологичной производственной базой. А еще в ближайшее время будет создана специальная рабочая группа во главе с вице-премьером Александром Жуковым.

Понятно, что после таких волнующих событий профессиональное сообщество только и говорит, что о проекте развития российской анимации. Теперь дело за малым — мультипликаторам нужно хотя бы между собой решить, какие они внесут предложения. Ведь проблем, требующих немедленного решения, не перечесть. Если сравнить нашу анимационную индустрию с западной, то станет ясно: те успехи, которыми мы привыкли гордиться, в глазах мирового сообщества далеко не столь очевидны. Русская анимация безнадежно устаревает — с этим согласны почти все. И чтобы достичь того уровня, на котором сегодня находятся наши западные коллеги, недостаточно одноразовых денежных вливаний.

Коммерческая анимация в России почти полностью отсутствует. Из мультсериалов успехом могут похвастаться только «Смешарики», «Лунтик» и «Маша и медведь». Из «полного метра» — «Богатырская тетралогия» и «Звездные собаки: Белка и Стрелка». И это в период международного бума, когда огромное количество стран уже превратили анимационное производство в мощную и выгодную индустрию. Так, на предстоящем в сентябре панъевропейском Cartoon Forum будет, по данным Animation World Network, представлено 66 новых проектов с общим хронометражем в 467 часов и общим инвестиционным фондом в 214,3 миллиона евро. Цифры впечатляют: AWN утверждает, что инвестиции выросли на 30 процентов по сравнению с прошлым годом, а хронометраж — на 25. А теперь сравним это с нашими показателями: на Суздальском анимационном фестивале в этом году было 10 новых сериалов с общим хронометражем готовых серий около четырех часов.

Стоит ли в этой ситуации удивляться тому, что наши кино- и телерынки более чем на 90 процентов состоят из экспортной продукции? Несмотря на то что с каждым годом растет желание зрителей видеть именно отечественную анимацию (доказательство тому — хотя бы великолепные сборы тех же «Трех богатырей и Шамаханской царицы»), ответить на него нечем.

«Совершенно очевидно, что наш телерынок готов принять большое количество отечественных мультсериалов, — объясняет режиссер-консультант производственного отдела анимационного телеканала «2х2» Сергей Меринов. — Многие каналы и студии уже несколько лет предпринимают попытки выпустить на экраны русский South Park или русских Griffins. Правда, они пока ничем не увенчались. Сказывается отсутствие опыта дешевого и быстрого, но в то же время качественного производства. Это отдельное умение, которое нашей индустрии еще только предстоит освоить. Тот, кому удастся добиться результата, получит хорошие дивиденды».

Проблемы с коммерческим кино могут показаться вполне закономерными — в конце концов, советские мультипликаторы никогда не имели дела с рыночной экономикой. Но беда в том, что и ситуация с авторскими (фестивальными и экспериментальными) мультфильмами выглядит сегодня как несомненный регресс по сравнению с советским периодом.

В 1960—1970-е наши мультики получали несметное количество призов. Сегодня же русские фильмы весьма скудно представлены на международных анимационных фестивалях. В среднем это всего 4,5 процента от общего числа работ на международных конкурсах. Если судить по фестивалям в Аннеси, Оттаве, Хиросиме, Штутгарте, а также конкурсам «Анифест» и КРОК, нас опережают и французы (17,5 процента), и англичане (11,5), и американцы (9,5), и немцы (8), и канадцы (6,5). Шестое место в рейтинге анимационных стран — вроде бы не самый плохой результат. Но, кажется, мы получаем его скорее за былые заслуги, чем за сегодняшние. Дело в том, что призы наши фильмы получают все реже. Еще лет пять назад ситуация с фестивальными наградами была для нас принципиально иной. Но если говорить, например, о нынешнем сезоне, то мы увидим: всего три русских названия отмечены на второстепенных смотрах — причем даже не призом, а дипломом в своей категории. Единственной значимой победой в этом сезоне был главный приз в категории «Полнометражный фильм» на фестивале AniFest в Чехии, доставшийся «Гадкому утенку» Гарри Бардина.

Говоря о сегодняшней русской анимации и ее отличительных чертах, знаменитый американский режиссер и бывший соратник Александра Татарского Игорь Ковалев, автор удивительных мультфильмов для взрослых, называет наши ленты инфантильными. ««Они инфантильны, во-первых, по выбору тем, — говорит он. — Многие авторы, у которых есть деньги, чтобы самовыразиться, все равно делают сказку или что-то связанное с детской тематикой. Или какую-нибудь экранизацию. Редко даже у молодого автора можно увидеть фильм, который выглядит как крик души. Но эти работы инфантильны не только по темам, но и по киноязыку. Наверное, наши режиссеры боятся быть непонятыми, поэтому все разжевывают. И в итоге нет загадки. Когда смотришь западную анимацию, стараешься додумывать сам, а у нас все предельно ясно рассказывают. И от этого не очень интересно». Ковалев, конечно, прав, но, к сожалению, в выборе темы наши режиссеры не так свободны, как кажется: минкультовские средства официально выделяются именно под сказки и экранизации, мало кто решится рисковать этими малочисленными субсидиями ради «крика души».

Критикуют сегодня наше кино и на самих анимационных фестивалях. Так, арт-директор фестиваля во французском городе Аннеси Серж Бромберг спросил в этом году на пресс-конференции у режиссера Марии Муат: «Почему русские аниматоры снимают такое традиционное кино и игнорируют новые технологии?» Было бы слишком долго объяснять ему причины. Пришлось бы сказать и про слабость профессионального образования, и про то, что технологии добредают до нас спустя годы, и про отсутствие денег. В отличие от Франции, которая вкладывает в культуру огромные средства, у нас анимация стоит где-то предпоследним пунктом в списке правительственных интересов. Правда, российское правительство сегодня обратило внимание на проблемы нашей анимационной индустрии — это внушает некоторую надежду и дает шанс сдвинуть дело с мертвой точки.

Хочется верить, что премьерские обещания — не просто счастливый билетик, выпавший нашей мультипликации в предвыборной лотерее, а продуманный первый шаг по формированию государственной политики в области анимации, которая сегодня находится на грани катастрофы.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера