Архив   Авторы  

Лови волну
Искусство и культураКино

На экраны выходит блокбастер «Морской бой», основанный на примитивной компьютерной игре. Неужели его режиссер Питер Берг впал в детство?



 

Сначала была бумажка, на которой нерадивые школяры топили вражеские корабли, не отвлекаясь на учительскую болтовню. Потом настольную игру «Морской бой» запатентовала небольшая фирма. Ее вместе с новым развлечением поглотила вездесущая «корпорация монстров» Hasbro и поставила примитивные по тем временам компьютерные автоматы с «Морским боем». Наконец, появился компьютерный «Морской бой» от компании Sega. И вот несколько студий в содружестве с Universal наняли Питера Берга экранизировать эту игрушку.

Свистать всех наверх!

«В детстве отец, бывший морской офицер и историк военного флота, — рассказывает Питер Берг, — таскал меня по разным музеям, где были выставлены макеты кораблей — линкоры, пакетботы, эсминцы, авианосцы. Своим самым удачным школьным сочинением я считаю эссе, посвященное морскому бою Второй мировой против японцев. Кажется, это была моя первая школьная пятерка. Так что, сами понимаете, снять маринистское кино про бойню на воде всегда было моей мечтой». А в результате получилась у него помесь культовой компьютерной игры и складных-раскладных «Трансформеров», выпускаемых все той же Hasbro.

Во время учений на Гавайях космические пришельцы, нечаянно вызванные учеными из НАСА, взяли под колпак флотилию из нескольких международных кораблей во главе с американским линкором. Потопив почти весь флот, злобные инопланетяне столкнулись с сопротивлением того самого боевого линкора. Именно его экипаж под командованием молодого лейтенантика в составе ближайшей помощницы старшины Райкс и старых морских волков с линкора «Миссури» и отразил космическую угрозу. К слову, для оживляжа, небольшой доли «человечинки» офицер действовал не только на благо своей страны, но и чтобы выслужиться перед адмиралом и жениться на его дочке.

Оценивать «Морской бой» с позиции искусства и культуры — достаточно наивно. Это не более чем эффектный блокбастер, рассчитанный в первую очередь на деньги армии геймеров, которые побегут в кинотеатры смотреть, как перенесли на экран их любимую игру. А там и обычные зрители поведутся на обещание невиданных спецэффектов. Так что картина бывшего актера, а нынче режиссера Питера Берга имела бы все шансы стать настоящей бомбой проката, если бы не вышла на наши экраны вслед за «новинкой» от Джеймса Кэмерона «Титаник 3Д».

По словам самого Берга, лента снята во славу американского военного флота, в плотном сотрудничестве с ним и демонстрирует всю мощь заокеанской военной машины. Неудивительно поэтому, что Берг получил доступ к производственному бюджету в 200 миллионов долларов и ангажировал таких персон, как Лиэм Нисон (адмирал), певица Рианна (Райкс) и восходящая звезда Тейлор Китч (лейтенант). Обычно в Голливуде экранизируют, что называется, в лоб — что вижу, то и показываю. Но в «Морском бое» сюжет отличается от первоисточника — того Battleship (оригинальное название игры и фильма), в который Берг, по собственному признанию, «рубился в детстве в клубах игровых автоматов», нет. Вместо войнушки с участием двух вражеских флотов зрителю преподносят бойню с инопланетянами.

И в общем-то следить за тем, как «наши» уклоняются и лавируют меж агрегатов злобных космических пришельцев, — одно удовольствие. «Морской бой» гарантирует ностальгические воспоминания тем, кто в детстве стоял у игрового автомата, прильнув к резиновому перископу. Но получилась еще одна игрушка, а не ее экранизация. Разве что героями нельзя управлять с помощью джойстиков и контроллеров. Берга явно больше интересуют батальные сцены, а не любовные похождения героев и страдания юного лейтенанта. Пальба из пушек разного калибра «глушит» дружбу двух братьев, по ходу оказавшихся в переплете. Как тут не вспомнить классическую фразу полковника Килгора из «Апокалипсиса сегодня»: «Обожаю запах напалма по утрам». Вот и Бергу пороховой дым и коптящая солярка милее, чем роз цветение. Короче говоря, эмоции в «Морском бое» полностью вытеснил компьютерный экшн.

Зачем Universal понадобилось городить весь этот огород? А никакого огорода нет — кино и индустрия компьютерных игр давно заигрывают друг с другом. И при остром дефиците уникальных и просто хороших сценариев кинематографисты продолжают упорно разрабатывать и эту жилу, которая может оказаться золотой.

На абордаж!

Роман кинематографистов и создателей игр начался в 1995 году. Отправной точкой считается «Смертельная битва» Пола У. С. Андерсона. Всего за 20 миллионов долларов автор сделал из всеми любимого файтинга настоящий блокбастер с бокс-офисом в 122 миллиона долларов. Напомним, что фильм считается прибыльным, если окупает затраты в два раза. А тут — настоящий хит, принесший солидные барыши. Но вот повторить успех Андерсона удавалось немногим. Так, бывший оператор Сидни Люмета Анджей Бартковяк провалился со своей экранизацией DOOM. Лента «Дум», снятая по культовому (без преувеличения) first personal shooter (стрелялка от первого лица), провалилась в прокате, собрав всего 55 миллионов при 60-миллионных затратах. Фильму «Макс Пэйн» по шутеру с таким же названием удалось отбить бюджет и даже заработать. Две части «Лары Крофт» так и не попали в пантеон наиболее прибыльных фильмов в истории, несмотря на Анджелину Джоли в заглавной роли и впечатляющие спецэффекты.

На сегодняшний день самая обаятельная и привлекательная игровая кинофраншиза — «Обитель зла». Это настоящий роман кинематографистов и японских компьютерщиков. Четыре ленты про похождения девушки Элис из спецназа, борющейся с зомби корпорации Umbrella, принесли все тому же Полу Андерсону (одни серии он снимал, другие — продюсировал) солидный капитал — более 674 миллионов долларов. После премьеры последней части «Обители зла» исполнительница главной роли Милла Йовович заявила, что не за горами и пятая серия. Фильм выйдет этой осенью. Все дело в том, что Андерсону удалось сделать более тонкую, психологическую постановку, приправив ее изрядной порцией глянца. Да и от сюжета он далеко не отступал. В общем, геймерам, как говорят в Интернете, «Обитель зла» пришлась по нраву.

На волне этого успеха кто только и какие игры не обещал превратить в кино! Еще бы, ведь оторвать геймеров от консолей и компьютеров, откуда они скачивают пиратские версии фильмов, вернуть их в реальный мир нереального кино — дело сродни подвигу Геракла. Представьте себе, какие барыши это сулит кинопроизводителям. Только в России, по данным компании КОМКОН, предоставленным «Итогам», в компьютерные игры пуляют более 92 процентов опрошенных детей в возрасте от 4 до 15 лет. В бокс-офисе случится настоящий бум, если все эти дети понесут свои денежки к кассам кинотеатров.

«Это естественный процесс, — считает культуролог Кирилл Разлогов. — Голливуд взаимодействует со всей индустрией развлечений, а с игровой в последнее время даже плотнее. Поскольку снять картину по игре проще, чем сделать так называемую новеллизацию — то есть перенести на экран перипетии романа, — то к этому жанру и обращаются чаще. Это не требует серьезного подхода к драматургии и совпадает с желанием продюсера сделать деньги на том, что уже подтвердило свой успех. В данном случае игра. Чуть ранее таким трендом был комикс». Да, сегодня игры вовсю конкурируют с экранным кино в борьбе за зрителя. Несколько лет назад кинобоссы не по-детски наехали на программистов игры Halo 3. Все дело в том, что первый уик-энд продаж принес компьютерным ботаникам, разработавшим Halo, 300 миллионов долларов, а выручка от кинопроката за тот же период составила не более 80 миллионов долларов. Релизы игр потребовали перенести со священного для кино премьерного четверга на какой-нибудь другой день. Поэтому теперь страшилки и стрелялки выходят в начале недели.

2008 год вообще стал уникальным для разработчиков: они наштамповали игр на 21 миллиард долларов. Билетов в кино за тот же период было продано на 28 миллиардов. Разница невелика и вполне преодолима. Ведь сегодня средняя годовая зарплата американского киношника — помрежа ли, осветителя или гримера — в среднем составляет порядка 76 тысяч долларов в год. Дизайнеры, разработчики, программисты сидят на средней зарплате в 80 тысяч. Бюджеты игр сопоставимы с затратами на производство кино. Бестселлер Call Of Duty: Modern Warfare 2 стоил порядка 50 миллионов долларов (по слухам, еще в 200 миллионов обошлась массированная реклама). И это не предел. Да о чем, собственно, говорить, если свои голоса виртуальным персонажам дарят не только люди, специализирующиеся на озвучивании шутеров, ходилок, бродилок и стрелялок, а самые настоящие звезды — от Сэмюэла Джексона («Криминальное чтиво») до Микки Рурка («Железный человек 2»). К слову, Лиэм Нисон, сыгравший адмирала у Питера Берга, в свое время озвучил одного из персонажей ролевой игры Fallout. По слухам, за работу Нисон запросил едва ли не 760 тысяч долларов. И это зарплата всего лишь за час труда.

Обычно с предложением о сотрудничестве к производителям игр обращаются продюсеры и режиссеры. Сюжетов для кино ведь, как известно, не так много. Кроме амурных дел, согласно теории писателя Хорхе Луиса Борхеса, их и во всем искусстве не более четырех: осада города, возвращение домой, поиск и самоубийство Бога. Так, Гор Вербински, автор «Пиратов Карибского моря», в свое время предложил создателям Bioshok свои услуги по экранизации игры. Демонстрировали свой интерес и многие другие режиссеры с громкими фамилиями. Например, Гай Ричи занимается переносом на экран кровавого действа суперхита Angry Birds. А немецкая студия Constantin едва ли не специализируется на кинопостановках по играм. Кстати, Уве Болла, поставившего и «Фар Край», и «Бладрейн», и «Один в темноте», хоть и называют худшим режиссером планеты, но картины его все равно смотрят.

Так или иначе, но права на большинство «больших игр» (компьютерные блокбастеры, выпускающиеся на консолях и персональных компьютерах) уже давно лежат в портфеле каждой уважающей себя известной студии от Universal до Warner Bros. Та же Universal хочет экранизировать Army Of Two, а Columbia Pictures спит и видит, как сделать фильм по игре Asteroids.

Немудрено и то, что киногиганты, запускающие в производство очередной экранный блокбастер, заказывают компьютерщикам игру по мотивам нового хита. Вспомнить хотя бы «Гарри Поттера»: персонажи всех его частей переведены в гигабайты и вовсю осваивают виртуальное пространство. А сама игровая компьютерная графика давно стала походить на обычные киношные съемки. Актеров оцифровывают и погружают в игровые миры. Характерные примеры — компьютерный Вин Дизель в игре Wheelman и Чоу Юн-Фат в Stranglehold. Сегодня игровая консоль стала таким же стандартным атрибутом добротного домашнего кинотеатра, как ТВ-тюнер и проигрыватель DVD- или Blu-Ray-дисков. Не говоря уже о том, что на некоторых приставках можно спокойно смотреть фильмы в самых продвинутых форматах.

Так что Питеру Бергу, обещающему зрителю необычайные компьютерные эффекты, может, и удастся выплыть на этой высокой волне экранизации компьютерных игр.

Своими словами

Морская болезнь

О том, с какими подводными течениями столкнулся Питер Берг во время съемок «Морского боя», режиссер рассказал «Итогам».

— Решили поймать волну, мистер Берг?

— Как сын морского офицера и историка я давно мечтал сделать маринистское кино. Сначала хотел поставить картину о Джоне Поле Джонсе — основателе американского морского флота, потом думал перенести на экран перипетии команды корабля «Эссекс», который потопил кит — это стало основой «Моби Дика» Германа Мелвилла. Но в этой истории было слишком много каннибализма. Матросы ели офицеров и друг друга.

— Так как же появился на свет «Морской бой»?

— Несколько лет назад я вспомнил, как играл в игру, и решил, что это прекрасная отправная точка для фильма.

— Говорят, вы сотрудничали с ВМФ США?

— О, конечно, без них ничего бы не получилось. У меня сложились хорошие отношения с министерством обороны, еще когда я мечтал сделать другое кино. В итоге благодаря их протекции нас пустили на знаменитый линкор «Миссури», мы побывали на атомных подводных лодках, кораблях, оснащенных ядерным оружием, сухогрузах и даже фрегатах. Нам открыли трюмы всех кораблей. В фильме это отражено в полной мере.

— Откуда и почему появились пришельцы?

— Мне претила идея, чтобы американцы воевали с другими странами. Мы мирная нация. Так что идею пришельцев и сражений с ними я позаимствовал у Ридли Скотта, поставившего «Чужого». Ведь это очень реалистичное кино. А мне не хотелось, чтобы картина превратилась в очередное «рубилово» с огромной армадой пришельцев, остановить которых можно только каким-либо фантастическим образом. Злобных гуманоидов в моем фильме не так уж и много, и справиться с ними под силу.

— Вы перенимали опыт людей, которые до этого снимали на воде? Это ведь не простое дело, как говорят...

— За две или три недели меня набрал Кевин Костнер и заявил: «Слушай, хочу рассказать тебе о наших удачах и ошибках во время съемок «Водного мира»…»

— И?

— Ну и рассказал о своем сложнейшем опыте съемок в открытом море. Надавал кучу правильных советов.

— И что же это были за советы?

— Какими таблетками запастись, чтобы людей не свалила морская болезнь. Как не потопить все оборудование к чертовой матери, во что его упаковывать, а главное — какие камеры использовать. Там ведь очень специфическое оборудование. «Морской бой», на мой взгляд, не просто фильм, а живое доказательство, что в океане можно и нужно снимать.

— А что по поводу спецэффектов?

— Вы будете в полном восторге. Для меня лично работа над спецэффектами — это своего рода преодоление неких трудностей. Поскольку я в них мало смыслю, мне всегда интересно находиться в одной комнате с компьютерными гиками, которые вовсю обсуждают, какие машины использовать и какие электронные панели брать в обиход. Впрочем, после «Хэнкока» я не такой ламер-незнайка в этих делах.

— Не боитесь гнева геймеров?

— Это тоже своеобразный вызов. А я люблю испытывать свои возможности. Надеюсь, геймеры останутся хотя бы удовлетворенными. «Морской бой» — это пиршество для глаз, несомненно. Череда невероятно красивых поединков и масштабных баталий, орудий размером с небольшой дом и истории о настоящем героизме. В общем, это классический голливудский блокбастер, который так любят зрители всего мира.


Питер Берг

ре­жис­сер

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера