Архив   Авторы  
Открывшее 65-й Канн «Королевство полной луны» понравилось даже скептикам и нарушило гламурную чопорность церемонии. Мужская часть команды фильма в лице Джейсона Шварцмана, Боба Балабана, режиссера Уэса Андерсона, Брюса Уиллиса, Эдварда Нортона и Билла Мюррея даже позволила себе отойти от строгого дресс-кода. Вельветовые пиджаки, розовые рубашки и цветастые бабочки, возможно, станут традицией на Круазетт

Хипстеры на Круазетт
Искусство и культураКино

Канн диктует необходимость альянса искусства и бизнеса



 

На прошлой неделе фильмом дебютанта главного киносмотра планеты американца Уэса Андерсона «Королевство полной луны» открылся Каннский фестиваль. Выбор именно этой картины для знаменитой красной дорожки говорит о том, что ветер перемен коснулся и таких незыблемых твердынь, как ритуалы набережной Круазетт. Там обычно правят бал киногенералы, звезды, смокинги и чудовищно неудобные, хотя и дорогие дамские туалеты. А инфантильный 43-летний Андерсон, представитель нового поколения, названного старым словом «хипстеры», всегда носит вельветовый пиджак. И чурается всякого пафоса. Он звезда для узкой тусовки и рассказывает истории людей, отказывающихся взрослеть и принимать глобальные проблемы мира на свои хрупкие плечи.

Впрочем, дальше основной каннский конкурс пойдет в традиционном ключе — от одного звездного режиссерского имени к другому. Ален Рене, Кен Лоуч, Аббас Киаростами, Дэвид Кроненберг, Михаэль Ханеке, Ульрих Зайдль, Леос Каракс, Кристиан Мунджиу. Логично уже вписался в этот ряд Сергей Лозница с фильмом «В тумане».

А вот в прошлом году новые члены отборочной комиссии (их имена — тайна за семью печатями), назначенные, чтобы бороться с косностью и застоем, погуляли на славу. Они заставили перемешать традиционные приоритеты, отправив многих носителей громких имен (Гас Ван Сент, Бруно Дюмон, Ким Ки Дук) в параллельную программу «Особый взгляд». В частности, страшная битва развернулась между «стариками» и «молодежью» по поводу «Елены» Андрея Звягинцева. Крайне обидные слова новичков даже просочились наружу. Нависшая волна скандала сильно попортила нервы продюсерам, директору фестиваля Тьерри Фремо и нам, фанатам фильма Звягинцева: мало того что это прекрасная картина, еще и за державу обидно. В качестве извинения за приглашение, отправленное чуть ли не накануне открытия фестиваля, Фремо поставил фильм на почетное место закрытия «Особого взгляда». А жюри еще и присудило «Елене» приз. Но осадочек остался. Лозница в конкурсе — в определенном смысле реванш за прошлый год.

Молодые радикалы, как везде, явно хотят диктовать Канну свои правила и пристрастия, отчаянно борясь с «нафталином», доводя эту идею до абсурда. Но стремясь демонтировать старую систему, они не предлагают, в сущности, ничего взамен. В чем-то они, может, и правы, но все-таки в жажде инноваций не видят дальше своего носа. А опытные программеры всегда думают и о будущем, и о настоящем. Непрожеванные эксперименты молодых авторов интересны чисто формально и рассказывают сугубо частные истории. Они, конечно, попутно разминают киноязык, что важно для профессионалов. Поэтому для них фестивали создают массу параллельных основным конкурсам программ. Но кино больших форумов все-таки должно говорить со зрителями о больших и больных темах, понятных людям в разных точках мира.

На большой фестивальной кухне сегодня неспокойно — идет смена меню, шеф-поваров и концепций. Канн пока устоял. Административный совет фестиваля продлил до 2014 года полномочия двух главных фигур форума — президента Жиля Жакоба и директора Тьерри Фремо. Статус-кво сохранен, хотя среди претендентов на пост 81-летнего ветерана Жакоба назывались бывший владелец телеканала Arte Жером Клеман и даже министр культуры Франции Фредерик Миттеран. Что будет через два года — посмотрим. Но лишь издалека кажется, что работа распорядителей праздника легкая и непыльная. Жиль Жакоб, стоящий у руля Канн уже более 30 лет, однажды сказал по этому поводу: «Зрители видят только наши силуэты в смокингах, когда по вечерам мы встречаем звезд на лестнице Дворца фестивалей. Но на самом деле мы с Тьерри Фремо кочегары, которые бросают уголь в топку, пока все поют и танцуют на палубе».

А вот Венеция и ее судьба была топовой новостью на протяжении полугода. Марко Мюллер, яркий харизматик фестивального движения, возглавлявший венецианскую Мостру с 2004 по 2011 год, теперь будет работать в Риме. Римский кинофорум, созданный несколько лет назад как грозный соперник Венеции, благодаря усилиям того же Мюллера быстро заглох. Теперь у невероятно опытного нового директора большие планы по обустройству этого фестиваля в итальянской столице. Там он собирается прежде всего создать большой евразийский кинорынок по образцу Канн и Роттердама — крупнейшего фестиваля независимого кино. То же самое Мюллер пытался сделать за годы своего директорства в Венеции, но не смог из-за трудностей логистики. Островной фестиваль в городе-музее просто не имеет свободных площадок. Грандиозное строительство нового дворца фестивалей так и застопорилось на уровне котлована стоимостью 80 миллионов евро. Уже после начала работ обнаружилось, что особенности почвы не позволяют реализовать проект. Поэтому по традиции кинорынком Венеции становится… Торонто, следующий ровно за Мострой в международном расписании. Там и происходит большинство сделок по картинам, представленным на Лидо.

Вообще кинофестивалей на планете столько, что каждый день можно писать об открытии очередного. Но те шесть-семь влиятельных слетов кинематографистов, где прокладывается магистраль в кино будущего, всегда декларируют необходимость смычки искусства и бизнеса. Конечно, профанам фильмы конкурса, звездные вечеринки, призы и церемонии кажутся главным блюдом таких кинофестивалей, как Канн и Венеция. Но смысл любого смотра в том, чтобы превратить искусство в товар. Поэтому процветают те фестивали, которые могут привлечь на свои события деловых людей кинобизнеса — продюсеров, дистрибьюторов, селлеров, байеров, обладателей авторских прав. Киноиндустрия отчаянно ищет нового зрителя и старается не потерять имеющегося. Стенды на каннском кинорынке стоят баснословно дорого, но раскупаются задолго до объявления официальной программы. Именно там, в подвальном пространстве Дворца фестивалей, совершаются миллионные сделки, рушатся надежды и возникают новые тренды. А конкурс только корректирует это торжество коммерции — чтобы баланс между кино для прибыли и кино для развития искусства соблюдался.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера