Архив   Авторы  
Каннский кинорынок — мероприятие непарадное и проходит за закрытыми дверями. Зато делает прогноз кинопогоды на будущее. В этом году несколько каннских премьер омрачил проливной дождь

Каннское игристое
Искусство и культураКино

Как и чем собирается торговать один из главных кинорынков планеты


 

Большинству Каннский фестиваль видится как несколько фильмов, которые похвалят или яростно обругают газетчики и они получат призы, а также блеск фотографий в светской хронике про звезд, магнатов и моделей, веселящихся на вечеринках. И никто не задает себе вопрос: неужели ради этого более тридцати тысяч человек со всего мира раз в году срываются с места и платят огромные деньги? Конечно, и ради этого тоже. Но как ни странно, светская часть — это самое унылое дежурное блюдо фестиваля. Из членов большого жюри на вечеринки, кажется, ходили только актер Юэн Макгрегор, вывезший в Канн жену и маму, и дизайнер Жан-Поль Готье, с годами научившийся держать свой эпатаж в узде. На его фирменной майке, которую он с гордостью всем демонстрировал, написано: «Когда я был здесь впервые 20 лет назад, я носил смокинг с шортами. В следующий раз это были легинсы с лайкрой. Но я подумал: «Нет, как член жюри я больше не могу себе этого позволить».

Если учесть несколько дней беспросветных, проливных дождей, в этом году премьерные гала выглядели совсем не романтично. Как известно, в Канне два главных кинотеатра, две половинки Дворца фестивалей — «Люмьер» для вечерних смокинговых гала и «Дебюсси» для рабочих показов. Впрочем, лестницы одинаковые и красные дорожки тоже. Но журналисты хотя бы не обязаны соблюдать строгий дресс-код и могут топать на свой балкон в мокрых кроссовках. А вот дамы в вечерних платьях в ужасе смотрели на крутую каннскую лестницу: на шпильках тут можно было запросто шею свернуть. Некоторых брали в охапку бодигарды и возносили наверх. Президент фестиваля Жиль Жакоб даже отменил фотоколл на лестнице во время премьеры собственного фильма о 34 своих любимых «каннских режиссерах». Арт-директор Тьерри Фремо лично бегал по ступенькам с зонтом, встречая Томаса Винтерберга и его группу фильма «Охота». Вся остальная светская жизнь — мишура, приправа для бизнеса. У звезд здесь такая миссия — работать лицом на официальных мероприятиях. Но иногда деятели кинематографа стараются обходить их стороной или появляются там ровно на пять минут. Обладатель «Золотой пальмовой ветви» Апичатпонг Вирасетакул, который на этот раз показал свой новый фильм «Отель «Меконг» вне конкурса, точно сказал об этом аспекте фестиваля: «Канн научил меня не слышать».

Собственно каннский конкурс традиционно интересен и вызывает чисто спортивный азарт — это чемпионат чемпионов. Однако в Канне есть место, где точно делается кинопрогноз на весь год, — это кинорынок. На сей раз он был на редкость удачным, показав всплеск активности: около пяти тысяч представленных картин на разных стадиях производства. Исполнительный директор Каннского кинорынка Жером Пайяр отметил увеличение на 25 процентов числа входов в кинозалы. Дело в том, что в Канне ведется тщательная статистика и у каждого входящего не только секьюрити сканируют аккредитационный бейдж, но и специальные работники отсчитывают число входящих машинками-счетчиками. На рынке было представлено 109 стран, из них 13 новичков. Конечно, эти новички выглядят странновато — Буркина-Фасо, Конго, Руанда, Гватемала, Гаити, Монголия, Мальта, Бангладеш и т. п. Однако факт примечательный: везде есть зрители, а значит, кино может приносить прибыль. Так что байеры из стран третьего мира — тоже хороший знак.

Если в предыдущие годы, пока киноиндустрия приходила в себя после мирового кризиса, погоду делали новые игроки из арабского мира, то сегодня они уже обычные участники. Впрочем, эта экспансия продолжается: никто, кроме них, не промоутирует свои возможности столь напористо. И для этого есть повод — «арабская весна» отпугнула от неспокойных регионов, поэтому Египту и Тунису надо всячески делать вид, что там все в порядке и съемочные площадки региона по-прежнему предоставляют огромные возможности Голливуду и всем, кому нужен размах и эпические декорации.

Бизнес на рынке непарадный. Он ведется за закрытыми дверями переговорных или в снятых для этого апартаментах отелей. И это то, ради чего устраиваются и ярмарка тщеславия, и битвы конкурса. На первых полосах фестивальной прессы — сообщения не о премьерах, а о том, какие предпродажи были совершены накануне. Настоящая каннская новость — это когда публикуется слух о том, что китайская компания Wanda купила одну из американских кинотеатральных сетей за 2,6 миллиарда долларов, когда Дарби Энджел, глава Angel World Entertainment, приезжает на фестиваль, чтобы огласить планы по созданию фонда в 150 миллионов долларов для поддержки независимого кино. Фонд будет давать старт шести проектам в год. Так бизнесмен хочет привлечь в этот сегмент новых инвесторов.

И что же увидит мир с большого экрана? Самые частые слова в описании кино на рынке этого года — кровь, война, взрыв, зомби. Самый горячий товар — вампирское нечто Dead Man Down, фильм обладательницы «Оскара» Кэтрин Бигелоу об убийстве бен Ладена, «Земля обетованная» Гаса Ван Сента, проект Гильермо дель Торо «Пиноккио 3D», триллер «Десять» с возвращающимся в кинострой Шварценеггером. Режиссер Питер Берг два дня работал в поте лица, промоутируя свой проект «Единственный выживший». Это реальная история о том, как морские пехотинцы уничтожали лидера «Аль-Каиды». В Голливуде сейчас снимается много кино про войну, а Европа не хочет его смотреть. Пришлось Бергу стать послом от делателей голливудских военных блокбастеров и доказывать, что его фильм точно будет динамичным боевиком, а не проамериканской залепухой. Миссия удалась, предпродажи сдвинулись с мертвой точки. Осталось только снять сам фильм.

Пол Верхувен привозил 35 минут своей будущей картины «Надувательство» (Tricked), которую, как и предыдущую «Черную книгу», он будет делать в родной Голландии. Часть истории была придумана обычной публикой: люди присылали режиссеру свои сюжеты, а датская сценаристка Ким ван Кутен на их основе написала триллер про обман и секс. Интерес к проекту огромный, и все фестивали, включая Каннский, заинтересованы в его завершении. Байеры уже борются за право проката картины, так что рыночный presale прошел крайне успешно.

Один из главных трендов прошедшего рынка — кино северной Европы. Большой успех у «Железного неба», провокативного финского фильма об оккупации нацистами Луны. Это социально-медийный феномен, когда будущим зрителям предлагается стать сопродюсерами и соинвесторами фильма. 200 человек согласились вложиться в «Железное небо», часть из них даже указана в титрах. Таким образом удалось собрать около миллиона долларов. Экспериментальная картина продана в большинство стран мира. Приквел и сиквел будут финансироваться тем же способом. Другой скандинавский проект — франшиза сразу из четырех фильмов The Keeper of Lost Causes («Сторож потерянных дел»), основанный на бестселлерах из серии «Отдел Q». Интерес к жанровой литературе Скандинавии, конечно, возник на волне популярности «Девушки с татуировкой дракона». А блистательный образец датского кино был показан и в конкурсной программе: «Охота» Томаса Винтерберга продана на рынке на все основные территории. Вообще датская Zentropa (она владелец «Охоты»), студия Ларса фон Триера, отлученного от Канн после прошлогоднего скандала, в этом году вместе со скандинавским датско-норвежским гигантом Nordisk стали реальными героями завершившегося кинорынка.

Еще один заметный тренд — приход 3D в малобюджетное и арт-хаусное кино. Вим Вендерс на волне успеха своей ленты «Пина: танец страсти 3D» начинает снимать игровую картину в том же формате. Хорошо продаются документальные трехмерные проекты — про дельфинов и пингвинов.

А американская компания MUBI старательно продвигала на рынке так называемое видео по запросу (video on demand). Американцы уже не раз пытались внедрить в Европе эту очень популярную за океаном услугу, приносящую гораздо большие прибыли, чем выпуск фильмов на дисках, и способствующую борьбе с пиратством. Представители MUBI признались, что не слишком могут развернуться в США рядом с монополистами-монстрами. Они сделали ставку на Скандинавию и Турцию, заключив контракты. Остальные страны пока скептически относятся к непроверенному рынком направлению. Хотя предложение MUBI выглядит заманчивым: пакет из ежедневно обновляемых 30 фильмов стоит 5—6 долларов в месяц, в него включены как арт-хаусные, так и жанровые картины.

Интерес к российской киноиндустрии явно имеется. Мы по-прежнему входим в число самых динамично развивающихся рынков. Индустриальная пресса на фестивале живо реагировала и на представленные в российском павильоне проекты копродукции, среди которых «Задание», где сыграет колоритная актерская пара — Гоша Куценко и лауреат «Оскара» Эдриан Броуди. Была отмечена и презентация Фондом кино российско-казахского офиса в Лос-Анджелесе для производства копродукции и привлечения съемочных групп в Россию. Россия остается лакомым куском мирового кинорынка, потому что сборы у зарубежных фильмов с каждым годом становятся все внушительнее — в среднем миллиард долларов ежегодно. Но при этом многие кулуарно выражают удивление тем, что наши проекты «лишены здравого смысла». Все запутались в дублирующих друг друга киноструктурах, не понимают, зачем одной России два офиса в Голливуде (Фонда кино и «Роскино»). И удивляются, что результатом внушительных бюджетных вливаний в наших производителей стало падение доли российских фильмов в прокате с 25 до 13 процентов в год. А назначение нового министра культуры стало настолько неожиданным для наших киночиновников Сергея Толстикова (Фонд кино) и Вячеслава Тельнова (Департамент кино Минкультуры), что они тут же покинули Канн. Издание Variety, отметив это, назвало заметку «Культурный шок по-русски». А хотелось, чтобы Россия давала повод для иных культурных озарений!

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера