Архив   Авторы  
На ММКФ, возглавляемом Никитой Михалковым, только с этого года появилась бизнес-площадка

В порядке очереди
Искусство и культураКино

Сколько кинофестивалей сможет вынести государственный Боливар

 

Когда-то кинофестиваль у нас был по сути один — Московский международный. Зато после перестройки они начали расти как грибы. В 90-е едва ли не каждый уездный город стремился обзавестись собственной Мострой. Кто-то называл все это пиром во время чумы, но именно эти междусобойчики спасли от гибели то, что осталось от отечественного кино.

И сегодня кинофорумы проводятся у нас в разных местах по разным поводам. Скажем, на днях был закрыт прием заявок на получение господдержки от оргкомитетов по проведению кинофестивалей в 2013 году. По сведениям Минкультуры, подано рекордное количество — шестьдесят заявок. Оказывается, у нас есть даже международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Что ж, кинофестивали часть культурного процесса, на них должны тратиться бюджетные средства, ведь культура — скелет общества. Другой вопрос, все ли они имеют право претендовать на поддержку государства.

К концу текущего года в России будет проведено чуть больше пятидесяти фестивалей, а Минкультуры поддержало 35 из них, причем большая часть — международные. Что понятно, российское кинопроизводство вряд ли может дать материал для такого количества смотров. Статистики за текущий год еще нет. А вот в 2011 году суммарный производственный бюджет отечественного кино составил 6,6 миллиарда рублей, благодаря чему в прокат было выпущено более 60 игровых картин и 483 документальных фильма. При этом следует отметить, что вложения частных инвесторов в кинопроизводство сократились почти в 4 раза. Так что вся надежда на господдержку.

«Дорожная карта», разработанная ведомством Мединского, представляет собой концепцию модернизации государственной культурной политики. Взялись за нее еще летом. И общественность взволновалась. Перемен-то сейчас взыскуют все — то, что осталось от советской системы, давно агонизирует, а новое рождается в муках непонимания. При этом никто из кинематографистов не хочет переменами быть лично задет. Ведь государство до сих пор было для них смирной, покладистой и доброй коровой, дающей каждому столько молока, сколько он выдоит. И вдруг эта корова забрыкалась, замычала что-то про ответственность и возвратность. А теперь ей еще и целесообразность подавай. Есть отчего возопить: культура — это ж святое! Но государство у нас светское, а культура хотя и особая отрасль, но далекая от святости. Беспорядок в ней за годы доения накопился изрядный.

Камнем преткновения стал вопрос о господдержке кинофестивалей, проводимых на территории РФ. И тут выяснилось, что у нас такой юридической дефиниции, как кинофестиваль, не существует в природе — его надо определить и зарегистрировать, чтобы потом оперировать им в документах. Зато самих киносмотров довольно много. Получали от государства все примерно поровну, и был мир-дружба-жвачка. Некоторые, конечно, были «ровнее» прочих — Московский международный всегда получал финансирование особой строкой. Ну еще «Кинотавр». Правда, всего лишь год назад он был признан главным национальным фестивалем в России, получив повышенный грант Минкультуры и поддержку Фонда кино. И вот как только государство дало понять, что у него появились приоритеты в фестивальном движении, тут же начались свары и интриги.

Курирующий кинематограф замминистра культуры Иван Демидов успокаивает «Итоги» и общественность: «Мы не занимаемся ревизией отрасли. Наша задача понять, что и как можно использовать для ее развития. Фестивальная политика просто одна из первоочередных задач. Сегодня фестивали стали важной частью индустрии, ее инструментом. Нас интересуют три составляющие этого инструмента: киносмотр с рыночными продажами, деловая площадка для переговоров и уровень программы с точки зрения зрителей, их эмоциональной встряски. Если фестиваль отвечает этим критериям, то министерство его поддержит». Тем не менее после резонного вопроса Демидова о концепции развития «Киношока» как форума стран СНГ и Балтии и о возможностях его софинансирования из бюджетов этих государств с руководством фестиваля случился натуральный шок. Какая концепция? Мы же существуем с 1992 года!

И тут же полетело очередное открытое письмо деятелей культуры президенту о недопустимости сомнений в уникальности феста и с требованием «усилить поддержку фестиваля», имея в виду политические, культурные, интеллектуальные и финансовые ресурсы. Но уникальность, в которой «Киношоку» никто не отказывает, к отчету перед Минфином скрепкой не прицепишь. Ну ничего, научатся наши кинематографисты составлять заявки на гранты, подкреплять их концепцией и сметой с гарантией привлечения сторонних средств — так делается во всем мире. Для легализации отношений государства и культуры все и у нас делается.

Вот и программный директор ММКФ Кирилл Разлогов считает, что волноваться за судьбу фестивального движения не стоит: «У нас каждый фестиваль стремится начать с максимального раздувания щек. Что делать с тем, что каждый человек, затевающий у нас новый фестиваль, стремится сделать Канн, и не меньше, — вопрос культурологическо-психологический. И это главное зло нашего фестивального движения. Нужны фестивали, связанные с киноиндустрией. Разные и с разными целями. И хочется, чтобы эти цели были определены, чтобы каждый понимал, какую нишу ему занимать».

Чем пугает кинематографистов новый подход Минкультуры к господдержке фестивалей? Как пел Окуджава, пряников сладких всегда не хватает на всех. Уравниловка годилась на этапе зарождения индустрии. Но главный вопрос нашего времени: остаются ли фестивали, как и прежде, альтернативой прокату? Так было в 90-е, когда возникли «Кинотавр» в Сочи, «Окно в Европу» в Выборге, «Послание к человеку» в Петербурге, «Киношок» в Анапе. Их создавали энтузиасты, привлекавшие на фестивали журналистов, чтобы придавать мероприятию статус информповода. И журналисты на долгие годы остались главными зрителями отечественного кино.

Сегодня формула «фестиваль — альтернатива прокату» работает иначе. В России худо-бедно сложились рынок, конъюнктура, система дистрибуции. Существует зритель, покупающий билеты на отечественные фильмы. Пусть не массовый, но создающий приличный бокс-офис.

Однако фестивали нужны не только авторским коллективам и журналистам, но и прокату, индустрии, бизнесу. На «Кинотавре» бизнес-составляющая очень велика — в сущности, благодаря ориентации на индустрию, а не на понты, сочинский форум возродился после перезапуска в 2006 году. Чуравшийся бизнеса ММКФ в этом году впервые опробовал питчинги и создал деловую площадку Moscow Business Square. Но сколько таких площадок нужно еще?

Генеральный продюсер «Окна в Европу» Геворг Нерсисян уверен, что киноиндустрии нужен полноценный фестивальный календарь: «Сегодня «Кинотавр»  — лучшая в России площадка для выпуска на экран. Этим же занимаемся и мы. Мы подготавливаем фильмы на осенний период. Не хватает еще одного выпускающего фестиваля где-то в январе, который будет готовить выход фильмов с января по май». Однако даже если производство вырастет, обеспечив все три площадки качественными программами, государственный Боливар не выдержит троих. Предложенная Минкультуры схема господдержки не предполагает пула равноценных национальных фестивалей. В его концепции все выстроено пирамидально — по степени общественно-культурной значимости событий. На вершине почивают главный международный и главный национальный фестивали. Теоретически, конечно, можно предположить, что возникнет борьба за право занять эти престижные ниши кем-то еще, но сомнений в том, что ММКФ и «Кинотавр» их уже занимают, нет. Кстати, впервые за долгие годы Минкультуры объявило тендер по госконтракту на проведение ММКФ не накануне фестиваля, проводящегося, как известно, летом, а еще этой осенью. На два фестиваля 2013 и 2014 годов планируется выделить до 240 миллионов рублей.

На более низком уровне господдержки ожидается жаркая борьба идей и концепций. Есть семь специализированных фестивалей: игрового, неигрового, анимационного, детского, короткометражного, дебютного и студенческого кино. Однако все они должны быть исключительно национальными смотрами, а у нас большая часть фестивалей имеет статус международных. Минкультуры провело первый конкурс сценариев, на которые в этом году будут выделены бюджетные средства. Это 10 картин для детей и юношества, 9 авторских и экспериментальных лент, 5 проектов режиссеров-дебютантов и еще поддержка трех фильмов, находящихся на стадии завершения производства. Еще будут конкурсы по авторскому и документальному кино. С анимацией вообще ничего не понятно. Даже если иметь в виду, что снимается кино и без господдержки, все равно видно — программы национальных смотров не так-то просто укомплектовать. Так что выбор у Минкультуры будет невелик. Остальные кинофорумы уже не смогут претендовать на приоритетное финансирование. Их должны поддерживать из своих бюджетов субъекты Федерации и спонсоры. Конечно, при рассмотрении заявок будут учитываться реальные возможности региона, где проводится фестиваль. Скажем, международный фестиваль кинодебютов «Дух огня» проводится в богатом нефтяном регионе — в Ханты-Мансийске. Город покрывает 85 процентов бюджета фестиваля. Другое дело — город невест. Впрочем, международный фестиваль «Зеркало» в Иванове имеет партнером Сбербанк...

Смысл всех этих новаций в торжестве принципа государственно-частного партнерства. Значит ли это, что дойной корове дадут передохнуть? Покажет практика. А пока собраны заявки и создан Фестивальный комитет. Он будет управлять и координировать. Хочется надеяться, что этим его функции не ограничатся.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера