Архив   Авторы  
«Сталинград» — фильм о войне, увиденной глазами солдата, а не маршала

Взятие «Сталинграда»
Искусство и культураКино

Кинокомпания Sony Pictures Releasing International готовит к мировому прокату фильм Федора Бондарчука «Сталинград». Какой бокс-офис разглядели американские прокатчики в российском блокбастере?




 

«Мы приехали сегодня к вам, чтобы показать деньги». Хрипловатый артистичный баритон Рори Брюера на этой фразе сладко зазвенел, и вдруг показалось, что разом приветственно зазвенели ему вслед «однорукие бандиты», которыми уставлены все ходы, выходы и любые свободные клочки пространства под гигантскими сводами «Дворца Цезаря». Насчет показа денег Брюер, президент по мировой дистрибуции корпорации Sony Pictures Entertainment, ничуть не слукавил. В прошлом году этот голливудский киногигант с японскими хозяевами вышел на первое место в мире по сборам — 4,4 миллиарда долларов, опередив Warner Bros., Disney и остальных мейджоров во многом благодаря феноменальным сборам последнего Бонда, а также очередных «Человека-паука» и «Людей в черном».

Деньги к деньгам

Наверняка организаторы ежегодной всеамериканской выставки CinemaCon выбрали этот прославленный отель-казино из сугубо практических соображений — огромная территория, множество бизнес-площадок, шикарный просмотровый зал «Колизей», удобнейшая логистика. Но Лас-Вегас еще ведь очень похож на Голливуд — такая же эклектичная мегафабрика всевозможных иллюзий и мечтаний, декорации-повторы всего интересного на свете, от Древнего Египта до ковбойского ранчо. И неприкрытое поклонение золотому тельцу. Американским региональным дистрибьюторам и директорам кинотеатров, набившимся в тот апрельский день в «Колизее» под завязку, показали нарезку того, что на профессиональном «рунглише» называют, прошу прощения, тизерными трейлерами. То есть коротенькие рекламные ролики фильмов нового сезона, которые должны зацепить показчиков. И вот — внимание! — среди всех этих потенциальных суперколоссов 2013 года, летающих суперменов, взрывающихся автомобилей, похищенных президентов, комедий-надорвешь-животики, среди всего того, что кует большие деньги в мировом бокс-офисе, вдруг — дымящиеся развалины Сталинграда, обгоревшие танки, русские солдаты в ватниках, замерзшие трупы, стрельба, детский плач. И пронзительная музыка. Кусок какой-то иной реальности, иного взгляда на мир...

Кинокомпания Sony Pictures Releasing International готовит к мировому прокату российский фильм «Сталинград» режиссера Федора Бондарчука о решающей битве Второй мировой войны. Это первый русский фильм на CinemaCon. И вообще — после бекмамбетовских «Дозоров», которые Fox без особого успеха пытался раскрутить в Америке, это первый российский кинопродукт, выпускаемый крупнейшей американской студией, да еще в формате IMAX 3D.

Компания Брюера занимается дистрибуцией и маркетингом кинофильмов студий Columbia Pictures, TriStar, Screen Gems, CBS Films, Sony Pictures Animation и Aardman Animations в 159 странах мира. Что касается России, то у Sony Pictures заключено соглашение с компанией Monumental Pictures, штаб-квартира которой находится в Москве. «Мы не вступаем в сотрудничество, если не уверены в коммерческом потенциале конкретного проекта, — сказал корреспонденту «Итогов» Рори Брюер. — Мы доверяем нашим партнерам с самого начала. Этот фильм — результат совместных усилий, и поэтому нам было важно помочь коллегам сделать кино, которое никого не оставит равнодушным. Для нас всегда самое главное — история, сюжет. Если история цепляет, заставляет волноваться, значит, мы включаемся в игру».

Обычно на таких мероприятиях кукушки хвалят петухов и соответственно наоборот — так принято в мире бизнеса. Но за базар г-н Брюер отвечает своим креслом. Проигрывать нельзя. И если он и его коллеги положили глаз на диковинный заморский продукт, значит, что-то в нем разглядели с точки зрения перспектив бокс-офиса. Что же именно?

«Это поразительный фильм с невероятным драматичным сюжетом, визуально завораживающий и волнующий, — ответил Брюер. — Кроме того, очень необычный опыт трехмерного зрелища в формате IMAX 3D, такого раньше не было. Вы обратили внимание на бурные аплодисменты, которыми был встречен ролик? А ведь он показывался в компании самых перспективных релизов в предстоящем прокатном сезоне текущего года. У меня ощущение, что зрители будут выпрыгивать из кресел от восторга. Главное, чтобы они при этом удержали в руках пакет с попкорном».

Грег Фостер, президент и председатель совета директоров корпорации IMAX Entertainment, считает «Сталинград» самодостаточным по художественным качествам благодаря «мастерству Федора Бондарчука, а в сочетании со стереоскопическими эффектами это будет потрясающее зрелище, оно доставит зрителя туда, куда всегда хотелось бы перенестись, но не находилось подходящего транспорта».

«Наступление зла в Сталинграде было остановлено хорошими ребятами, — сказал далее Фостер, — которые поклялись: все, хватит отступать, дадим бой врагу. История эта основана на реальных фактах и невероятно динамична. Это кино большой лиги. Мы показывали фрагменты в нашей штаб-квартире в Лос-Анджелесе прокатчикам и владельцам кинотеатров IMAX из 54 стран. Я разговаривал с прокатчиками из Англии, Китая, Японии, многими другими, и у меня сложилось впечатление, что фильм найдет свою нишу в каждой стране мира. Впрочем, и без IMAX фильм будет производить сильное впечатление. Я полагаю, что у него большие перспективы стать мировым блокбастером, собрать рекордное число зрителей в России, Америке, Китае, странах Европы».

Нелишне напомнить, что формат IMAX, начинавшийся как развлечение типа цирковых аттракционов, сегодня набирает обороты. После триумфа «Аватара» публика распробовала трехмерность, и любителей полного погружения в зрелище прибавляется с каждым днем. По данным на конец прошлого года, по этой технологии в мире работает 731 кинотеатр. В том числе и в России, где московский флагман Nescafe-IMAX посетили за десять лет более трех миллионов зрителей.

От нашего кино — вашему

Сценарий для Федора Бондарчука написали Илья Тилькин и Сергей Снежкин, а продюсерами выступили Александр Роднянский, Сергей Мелькумов («Нон-стоп продакшн») и Дмитрий Рудовский (Art Pictures). Стоит напомнить, что игровой дебют Бондарчука-младшего «9 рота» стал самым коммерчески успешным российским кинорелизом 2005 года и был удостоен четырех кинопремий «Золотой орел». Вторая его игровая лента, «Обитаемый остров», вышла на экраны в 2008 году и собрала в прокате около 30 миллионов долларов. Продюсерами обоих фильмов выступили Александр Роднянский и Сергей Мелькумов. «Сталинград» станет третьей совместной работой режиссера и продюсерского тандема. Роднянского, председателя совета директоров медиакорпорации A.R.Films и владельца кинофестиваля «Кинотавр», Фостер уважительно назвал mogul, то есть магнатом. Как рассказал «Итогам» Роднянский, фильм снимался при финансовой поддержке Фонда кино, банка ВТБ и телеканала «Россия». На стадии, когда был готов черновой монтаж фильма, его показали Sony Pictures. Это был совсем сырой материал с площадки, без графики, спецэффектов, звука. Но уже в этой рабочей сборке американцы увидели в фильме зрительский потенциал, причем более широкий, чем сугубо российский.

Вопрос вопросов: чем фильм может зацепить западного зрителя? В чем его главная фишка, по мнению продюсера? «Сталинград» — не совсем военное кино в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это выражение последние, скажем, лет десять, — сказал Роднянский. — Это не политическое высказывание, не историческая полемика, не рассказ о судьбах страны. Наш фильм — эмоциональная человеческая история. О людях, оказавшихся в несовместимой с жизнью ситуации, выполняющих свой долг и пытающихся выжить. В этом смысле нашим партнерам из Sony Pictures проще работать со «Сталинградом», поскольку они легко понимают фильм, он не требует объяснений и погружения в наши контексты. А поскольку история универсальна, она может заинтересовать молодых зрителей не только в России, но и в странах Европы, Азии и, может быть, даже в Америке. Большая часть всего того, что вы увидите на экране, — настоящие боевые сцены, снятые на натуре с массовкой, компьютерная графика добавляет масштаб, но не симулирует его». Почему именно сегодня Sony Pictures посчитала, что такой фильм может быть интересен международной аудитории? «Я надеюсь, это вопрос исключительно силы рассказываемой истории, — полагает Роднянский. — Американские студии нельзя удивить только масштабом и красотой, ведь в Японии и Корее, например, регулярно снимаются сногсшибательной красоты фильмы, причем в более понятных массовой аудитории жанрах — фэнтези, ужасы, но они далеко не всегда оказываются востребованы за пределами своих стран именно из-за отсутствия истории, понятной без перевода зрителям других стран... Форматы 3D и IMAX 3D, как мы надеемся, помогут зрителям «Сталинграда» острее сопереживать героям, точнее ощутить атмосферу и погрузиться в происходящие события более эмоционально».

С Федором Бондарчуком мы встретились в студии композитора Анджело Бадаламенти в тихом фешенебельном городке Линкольн-Парк в штате Нью-Джерси, где-то в 45 минутах езды от Нью-Йорка. Бадаламенти прославился саундтреками к фильмам Дэвида Линча, начиная с «Синего бархата». Федор от него в полном восторге и считает, ему сильно повезло, что удалось заполучить Анджело для своего фильма. В тизерном трейлере звучат фрагменты его музыки, но, конечно, этого слишком мало, чтобы составить полноценное впечатление. Бондарчук не скрывает радости, что по новому проекту нашел общий язык именно с Sony Pictures, хотя, как он подчеркивает, были и другие предложения. С американцами он уже сотрудничал. Скажем, с компанией Universal выпускал Духless, который стал кассовым хитом прошлого года в российском прокате. А с Fox прокатывал фильм Джаника Файзиева «Август. Восьмого», в котором выступал сопродюсером.

Как уверяет Бондарчук, технологический уровень фильма беспрецедентен для российского кино. В производстве участвовала калифорнийская компания 3ality, которую возглавляет Стив Шкляр, энтузиаст, одержимый современными технологиями стереокино. Именно эта компания обеспечивала 3D-съемки для «Хоббита» и «Человека-паука». Технологии технологиями, но в мировом прокате фильм выйдет с субтитрами, что по определению служит некоторым коммерческим тормозом. А в ролях мы не увидим голливудских звезд. Почему?

«Во-первых, одна звезда есть, это Томас Кречман, и он играет одну из главных ролей — немецкого офицера, — объяснил Бондарчук. — Во-вторых, я снимаю кино в первую очередь для России. Насильственно вводить в сюжет о Сталинградской битве американского артиста на русский персонаж было бы просто смешно и разрушило бы достоверность сюжетной конструкции. Российский зритель никогда бы не поверил. Такой по сути маркетинговый ход означал бы подписание фильму смертного приговора. Что же касается баланса между love story и батальным эпосом, то мы стараемся его разумно соблюдать. В конце 50-х годов прошлого века четко определились два подхода к теме Великой Отечественной войны — «глобус» и «карта-двухверстка». «Глобус» — взгляд сверху, из генштаба, где скрещиваются синие и красные стрелки и доминирует эпический показ сражений. «Карта» предполагает внимание к солдатскому уровню войны, масштабу планшета младшего офицера, этот подход называли еще «окопной правдой». Два дня Сталинградской битвы, которые мы показываем, — это лишь маленький эпизод гигантского сражения, то есть мы тяготеем все-таки больше к «окопной правде».

«Сами вы как актера себя не заняли?» — спросил я в завершение беседы. «Нет, — ответил режиссер. — Впрочем, там будет один секретик».

Дату релиза «Сталинграда» в России наши собеседники пока официально не называют. По сведениям «Итогов», это может произойти уже в октябре.

Лас-Вегас — Линкольн-Парк — Нью-Йорк

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера