Архив   Авторы  
Дети во все времена выясняют отношения. Но если раньше дело заканчивалось драками,...

Школа выживания
Общество и наукаКриминал

Почему наши дети стреляют по одноклассникам?



 

На прошлой неделе в московской школе на улице Маршала Конева 15-летний подросток выстрелил из пневматического пистолета в лицо своему однокласснику. В результате подросток в тяжелом состоянии был доставлен в Морозовскую больницу, где врачи пытаются сохранить ему зрение. На место происшествия выехало практически все полицейское начальство Москвы: стрелявший оказался уроженцем Дагестана, а пострадавший — русским. По официальной версии, озвученной руководством школы, выстрел был случайным, а пистолет ученик нашел на улице. Однако есть данные, что накануне между школярами произошла ссора… Спецслужбы выдохнули только тогда, когда выяснилось, что жизни парня ничто не угрожает — после погромов в Бирюлеве любой случай с национальной окраской чреват массовыми протестными акциями. Беда только в том, что подростки, которые берут в руки пистолет, об этих материях не думают вовсе. Попробуем разобраться, а откуда появляется оружие в российских школах...

Стреляли...

Конечно, мы не Америка. Владеть огнестрельным оружием у нас запрещено, и случаев массовых расстрелов в наших школах, к счастью, нет. Пока... Но отдельные инциденты фиксируются все чаще. Так, в январе текущего года 16-летний десятиклассник устроил стрельбу в школе № 129 Красноярска. Парни 10—11 классов повздорили, один вынул из кармана пневматику. В результате другой школяр получил легкое ранение. А в октябре прошлого года  в школе № 6 города Выкса Нижегородской области шестиклассник устроил стрельбу из пневматического пистолета прямо в коридоре, разбив несколько стекол и до смерти напугав учеников и учителей. Как выяснилось, стрелок взял пистолет у старшего брата и принес в школу, чтобы похвастаться перед сверстниками. Список можно продолжать, но есть ли смысл, если тренд налицо.

«В последние годы специалисты отмечают, что уровень детской, я подчеркну, именно детской, агрессивности резко возрос, — говорит психиатр-криминалист Михаил Виноградов. — Нередки избиения, издевательства сверстников и даже изнасилования — девочки могут заманить неугодную подругу в компанию парней, которые надругаются над ней... Безусловно, такие жестокие, силовые методы разрешения конфликтов они заимствуют у взрослых. Это не что иное, как пробелы в воспитании. Ведь именно в семье и своем окружении ребенок усваивает модели взаимоотношений с другими людьми». Что уж тогда удивляться, если мальчик, не раз слышавший о бизнес-разборках с участием своего папы, видевший своими глазами массовые драки на улице, будет считать пистолет и нож нормой решения любых проблем. Дети быстро усваивают правила игры, и если собственных силенок не хватает, берутся за оружие. По словам Михаила Виноградова, в России уже зарегистрирован убийца 9 лет от роду, который лишил жизни своего отчима за то, что он заставлял его учиться. А помогала ему в осуществлении замысла его 6-летняя подружка: чтобы облегчить задачу, они подсыпали мужчине снотворное, а потом пустили в ход нож.

Тот факт, что в обществе в целом сбиты моральные прицелы, отражается на поведении детей. Старые регуляторы уже не работают, а новые не сформировались. «Раньше среда регулировала — это правильный поступок, а вот так делать нельзя, — поясняет психолог-консультант Института групповой и семейной психологии и психотерапии Ирина Якович. — Сейчас же дети много общаются в виртуальном мире, а там совсем необязательно соблюдать законы человеческих взаимоотношений. В Сети, например, можно обидеть человека и тут же кнопкой Delete удалить его из круга своего общения. Проблема снята. В жизни же, как известно, все происходит иначе». Дети также часто не осознают разницу между виртуальным миром и реальным. Поэтому и отношение к смерти у них своеобразное: им кажется, убил противника — а тот поднялся из лужи крови и снова пошел...

Есть и еще один момент, который стал существенным в последнее время. Специалистам известно, что очень быстры на физическую расправу люди с низким уровнем интеллектуального развития, не умеющие хорошо говорить и общаться с окружающими.. «Понятная иллюстрация к этому явлению: маленькие дети, отстающие в речевом развитии, в среде своих сверстников ведут себя более агрессивно, часто пытаются получить желаемое невербальными методами, с помощью кулаков. Попросить иначе они не могут, и такой способ коммуникации становится для ребенка привычным и закрепляется в поведении надолго», — поясняет Якович. То же самое происходит в школах, где стремительно меняется национальный состав воспитанников. В некоторых классах столицы едва ли не половина первоклассников вовсе не говорит по-русски. «В результате к обычным конфликтам за внимание девушек, например, добавляются конфликты с ярко выраженным националистическим оттенком, — говорит криминолог Сергей Рогаткин, — не так давно в Интернете был выложен ролик про то, как в школе в Санкт-Петербурге учащиеся, уроженцы Дагестана и Узбекистана, унижали русского паренька. Достаточно было просто почитать комментарии к этому видео, чтобы понять, насколько высок уровень бытовой ксенофобии — это уже запредельные значения!»

Кто учит столь разных детей решать конфликты мирным путем? Никто. У них нет даже пионерской организации, чтобы разрулить их детские беды. И тогда они берут с собой в школу единственное понятное «рулило» — чаще всего нож, реже пистолет. И это не преувеличение, недавно проводили исследования среди московской подростковой аудитории в возрасте 13—15 лет, и выяснилось, что каждый второй из 150 опрошенных не выходит из дома без перочинного ножа «для самообороны». И что с этим делать?

Смотрели...

Понятно, что требуется продуманная политика государства на сей счет, но пока она будет создаваться, число жертв разборок в школах может зашкалить. Потому специалисты считают, что самое главное — ликвидировать саму возможность «огнестрелов» в учебных заведениях. «Необходимо установить рамочные металлодетекторы, — говорит Сергей Рогаткин, — как это сделано, например, в Израиле. Даже просто наличие факта контроля остудит любителей прийти в школу с ножом или пистолетом. Сначала, конечно, будут возмущаться, что досмотр создает очередь на входе, но потом привыкнут».

В самом деле, как же так получается, что вооруженные школьники совершенно свободно проходят мимо поста охраны? Ведь кое-где металлоискатели уже имеются. Но ларчик открывается, как всегда, просто. Как рассказала «Итогам» заместитель директора по обеспечению безопасности одной из московских школ Татьяна Михайлова, рамки у них остались от выборов, только настраивать их никто не умеет. «Можно, конечно, вызвать специалистов, но денег на это в школьном бюджете нет. Если же использовать ручной металлоискатель, то проход учащихся затянется на несколько часов, — говорит замдиректора. — Есть и еще один нюанс: допустим, охранник обнаружил у ученика пневматический пистолет, но изъять его он не может — это собственность ученика, и что прикажете делать? По инструкции охранник должен вызвать на пост классного руководителя, а тот уже родителей владельца пистолета. А пневматический пистолет, между прочим, разрешен к свободному обороту. И еще одно — жизнь учебного заведения регламентируется уставом школы и, естественно, ни в одном из них ничего не написано про пистолеты. Про сменную обувь есть, а вот про пистолеты и ножи нет». Стоит ли спокойствие новой строчки в уставе? В школе на улице Маршала Конева теперь точно знают ответ на этот вопрос.

Некоторые специалисты настроены еще более решительно: надо снижать возрастной порог, с которого начинается уголовная ответственность малолетних преступников. «В США уже есть случай, когда 9-летнего ребенка за тяжкое преступление посадили на электрический стул, а 13-летнего подростка отправили на пожизненный срок в тюрьму, — говорит Михаил Виноградов. — У нас же малолетним преступникам грозит одна перспектива — интернат для несовершеннолетних». Кроме того, уверен Виноградов, нужно вводить тестирование — какому реальному психологическому возрасту соответствует ребенок, совершивший преступление: если он выше фактического, то и наказание должно быть строже, так как есть более четкое осознание своих действий и их последствий. Впрочем, кардинально этот метод проблему тоже вряд ли сможет решить. Подростковая жестокость — лишь одно из проявлений болезненного общественного сознания. Можно, конечно, ужесточить законы, усилить меры безопасности, поставив рамки во всех образовательных учреждениях, однако самое главное — рамки в головах у нашего подрастающего поколения — от этого не появится. Они будут стрелять за школьной оградой. Государству стоит поторопиться...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера