Архив   Авторы  

Минкульт-привет!
Общество и наукаКультурно выражаясь

Как преобразится власть после «смены караула» в Кремле? Бизнес волнуется из-за рокировок в экономическом блоке правительства, а люди творческие переживают за Минкультуры, о необходимости реформы которого не говорит сегодня только ленивый. Писатель Владимир Войнович тоже ожидает перемен...

 

В 1968 году чуть ли не полсотни спектаклей по «Двум товарищам» и «Хочу быть честным» были запрещены по всей стране. Органы культуры постарались: какие-то гневные указивки шли непосредственно от министерства, какие-то - от его подразделений и управлений. А так как в театральных постановках задействована уйма народу, запрет надо было как-то объяснить. В вину мне вменялось плохое поведение, то, что подписывал протестные письма. Этого показалось недостаточно, поэтому в Театре Советской Армии собрали партийное собрание и заявили: спектакль закрывается, потому что автора поймали на границе, когда он пытался вывезти бриллианты. А я, невыездной, и близко к границе не был! Да и бриллианты от стекляшек до сих пор не отличаю.

Лично мне никакое министерство не нужно. Руководить писателями довольно бессмысленно. Но в масштабах страны управление культурой, безусловно, необходимо. В конце концов, подобные институты существуют во множестве демократических стран. Кстати, когда я приехал в Германию, на первом моем выступлении перед читателями присутствовал министр культуры Баварии - не для пригляда, конечно, просто в качестве зрителя. У немцев, правда, такое министерство называется министерством культов.

Пусть называется как угодно, только не стоит наделять культурное ведомство карательными функциями. Беда в том, что у нас до сих пор во всех учреждениях работают советские люди. По происхождению, воспитанию, поведению, по тому, как устроены их мозги. Как я иногда говорю: советская власть кончилась, но советский народ еще жив. Речь ведь не только о Минкультуры, посмотрите на то, как пытается регулировать культурные процессы Церковь. Выставку «Осторожно, религия» разгромили, художников засудили. В нормальном демократическом государстве подобное невозможно. Я бы сказал так: на время советская запретительная машина отступила от завоеванных позиций, но постепенно, день за днем восстанавливает утраченное.

С другой стороны, какие-то нравственные ограничения, или, если хотите, цензура, существовали везде и всегда. Та же ненормативная лексика не только у нас, но и на Западе стала допустима только недавно. В «Мосте Ватерлоо» в сцене поцелуя герои просто приближают друг к другу губы: во времена съемок этой картины соблюдались какие-то правила целомудрия. Есть такой фильм у Альфреда Хичкока - «Исступление». Предпоследний фильм режиссера, жестокий и страшный. Я смотрел его на английском и на немецком. В Америке из ленты вырезали все кадры с голыми телами, а в Германии - все сцены жестокости. То есть сцену, где душат героиню и у нее язык вываливается на полметра, немцы убрали, а голую грудь оставили. Тогда как в Штатах поступили прямо наоборот. А на нашем телевидении этот фильм наверняка показали бы совсем без купюр. И кто прав? Возьмите другой пример, громкий - скандал с запретом карикатур на пророка Мухаммеда, родившийся в Дании и прокатившийся по всему миру. Чья точка зрения верна? Если для мусульман такие рисунки неприемлемы, они имеют полное право во всеуслышание об этом заявить. Но художник по природе своей должен быть свободен. Неразрешимое противоречие получается. Мне могут возразить: пускай сложные, неоднозначные коллизии разрешает закон. Но мы-то знаем, он, к сожалению, что дышло.

Министерство культуры может сколько угодно взывать к нравственности и называть выставку Третьяковской галереи «позором России». Нравственности от этого не станет больше, да и позора не прибавится. В конечном итоге решение о дозволенности или табу решают сами граждане. В Америке, например, подобные споры привели к тотальной политкорректности, которой пронизано все общество. Наши сатирики частенько позволяют себе кривляться, изображая негров. В американском обществе пародирование афроамериканцев недопустимо. Когда-нибудь свои меры допустимости выработаем и мы. Но пока общество у нас дремучее. Россию было принято считать литературоцентричной страной. Можно сказать, она была и культуроцентричной. До сих пор новость, связанная с культурной политикой, может породить скандал и занять первые полосы газет. Ну конечно, в культуре ведь любой специалист, а пиар выходит отличный. Заходит речь о реституции - тут же найдется желающий посоревноваться в патриотизме. Поднимется вопрос о нравственности - и выстроится очередь из жаждущих насытиться новой духовностью. Не слышал, чтобы этими проблемами были озабочены, скажем, немцы. У нас Министерство культуры принимает активное участие даже в поиске национальной идеи! На мой взгляд, это вообще бред. Что такое национальная идея? Зачем ее так долго и далеко искать? По-моему, единственная возможная национальная идея - стремление принадлежать к человечеству. Все прочее - бессмысленное словоизвержение.

Не думаю, что нам необходим национальный проект по культуре, а профильному министерству следует что-то искать, преобразовывать, усовершенствовать. Культура - она и сама прорастет, главное - не мешать. Ну и поддерживать, конечно. Большой и Мариинка остаются знаменитейшими в мире театрами, так зачем их реформировать? Сохранять надо уже достигнутый уровень. И пусть во главе этого идеального министерства встанет культурный менеджер. Об идеологии такому министру лучше забыть, а о музеях, театрах, памятниках, руинах - заботиться. И еще, пожалуй, в этот список стоит включить кладбища. А что? Тоже ведь памятники - и культуры, и истории.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера