Архив   Авторы  

Над чем смеетесь?
Общество и наукаКультурно выражаясь

На прошлой неделе умер Борис Ефимов, карикатурист и сатирик. Ему было 108 лет и два дня. Сегодня многие задумались: а не пережил ли Ефимов саму сатиру, не умерла ли она раньше одного из своих основателей и корифеев? Об этом размышляет поэт Владимир Вишневский

 

Имя Бориса Ефимова вызывает давние воспоминания - времена Кукрыниксов, "Крокодила" и "Окон ТАСС". Но нельзя забывать, что Борис Ефимов прожил с нами эти последние двадцать лет, видел, как все менялось, и чутко оценивал. Он был очень внятен. Помню, как в 2005 году, когда его поздравляли и поднимали заздравные кубки, Ефимов сказал с таким узнаваемым еврейским юмором: "Да, мне 105 лет. Это не моя заслуга. Но и не моя вина". Мол, да, я служил разным режимам. И все понимаю...

Многое меняется со сверхзвуковой скоростью - и вещи, и слова, и жанры. И далеко не всегда в лучшую сторону. У меня почти про это было сказано: "О, XXI-й, новый наш учитель, / Он учит говорить нас, как в кино. / И скажет мне о жизни долгожитель: / Пойми, я в этом бизнесе давно". То же самое и с сатирой. Сперва она мельчала, а теперь просто исчезает.

Тут ведь что интересно? Нет каких-то тотальных запретов, идеологических фетишей. Всего, что в конечном счете и льет воду на мельницу сатирического жанра. Позволяет ходить с фигой в кармане. Говорить эзоповым языком. Если немного перефразировать классика, язык вообще - колоссальный ускоритель сознания. Эзопов - тем более. На выходе получаешь емкие, точные метафоры. Жанр, сталкиваясь с агрессивно-ущербной действительностью, подпитывает себя энергетикой скрытого конфликта. Так было. Теперь все по-другому.

Сегодня все объекты сатиры сидят в зале и азартно хлопают остротам - последним отголоскам сатирического жанра, которые из ТВ-программ пока еще до конца не изгнаны. Но именно пока. По сути это сейчас и происходит. Кажется, нет телефонного права, но на телевидении включен режим самоцензуры. У вашего покорного слуги тоже вырезали и продолжают вырезать новые стихи и даже какие-то слова. Просто многим привычнее мой стихотворный юмор из сферы отношений полов. Пропорции - сдвинуты.

При всем при этом имеет место ситуация, которая может быть названа так: "Что позволено Жванецкому…" То, что допускается у одного - тщательно изгоняется у остальных, но такое ощущение, что как бы многое дозволено. Пусть это никого не смущает. Так же как и кукольная имитация сатиры в программе сервильного политолога. Это тоже форма самоцензуры, которая выводит сатиру под корень. Блокируется сатира, если она адресная, убирают отсылки к известным ВИП-персонам. И остаются благостные общие места. Не сатира, а юмор. Легкий, как попкорн и мыльные пузыри.

Другой враг сатиры - нецензурщина. Нецензурный юмор по-своему тоже теснит сатиру с экрана. Уж сколько мы слышали вариаций на тему "оборотней в погонах". И "оборотни в презервативах", и "оборотни в памперсах"... Велик и могуч русский язык, использованный по назначению. И на едином аварийном пространстве нашей уже объятной по-прежнему гениален.

Сегодня все язвы могут быть, в принципе, названы своими именами, а их носители - смеяться по этому поводу, сидя на своих корпоративах. Что делать в этой ситуации, к чему и к кому приложить сатиру? Если нет ни в ком звериной серьезности. Постмодернизм! Хоть имя дико... Вот, например, Жириновский. Как ты над ним поиронизируешь, если он сам талантливо смеется над собой и над публикой? В нашей профессиональной среде давно устоялось мнение, что публичные депутаты переигрывают сатириков. Есть разряд политиков-эксцентриков, до которых сатирику далеко. Тут тебе и перлы Владимира Вольфовича, и шутки экстра-класса от Виктора Степановича Черномырдина. Когда он произнес свое фирменное "Хотели как лучше, а получилось как всегда", многие подозревали, что тут приложили руку спичрайтеры. Но нет. Его дальнейшие экспромты показали, что до уровня этого шедевра он вполне дотягивает. Ну вот, к примеру, знаменитая "оговорка по Грефу", произнесенная, говорят, на памятной коллегии Минэкономразвития: "Ханты-Мансийский акционерный округ". В трех словах все ухвачено.

Стоит, как бы спохватившись, не забывать, что кроме просто сатиры или сатиры на эстраде есть сатирическое начало в литературе. В связи с чем стало принято вспоминать Владимира Сорокина и особенно его последние вещи - "День опричника" и "Сахарный Кремль". Дар сатирика у Сорокина несомненен. Но это только часть целого. На самом деле его романы, я бы сказал, слишком художественны, чтобы называться просто "сатирой". Это куда более сложные литературные организмы. Сорокин, как ни странно, в отличие от эстрадных сатириков адекватен, уместен и востребован сегодня. Опять же можно благоглупо сослаться на "такое время".

А вот с обычной сатирой дело обстоит, как в известном советском фильме "Гараж", где героиня говорит, что занимается современной сатирой. А ей в ответ: "Как же можно заниматься тем, чего нет?" Тогда это была фига в кармане, а сейчас причины другие - отсутствие общественного спроса на сатиру в чистом виде. Не разбавленную ни просто юмором, ни нецензурщиной, ни литературностью. Вот такого почти не осталось.

Конечно, все это может измениться в одночасье. Только еще неизвестно, откуда, с какой стороны придет второе дыхание. Как знать, может быть, скоро сатира идентифицируется в новом качестве и будет повернута против Запада и западных ценностей. Новые сатирики вновь займутся обличением дяди Сэма. И - теперь уже не империалистов, а глобалистов. Впрочем, предсказания - занятие неблагодарное. Так что поостерегусь делать прогнозы. Лучше процитирую гениального Виктора Степановича: "Больше ничего говорить не буду, а то опять что-нибудь скажу".

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера