Архив   Авторы  

Гламур forever
Общество и наукаКультурно выражаясь

Мировой финансовый кризис уже заставил многих поверить в скорый конец гламура. Мол, новые экономические обстоятельства продиктуют не только новую моду, но и иные, чем сейчас, жизненные приоритеты. Однако веру в глянец режиссера Андрея Кончаловского подорвать невозможно

 

Кризису можно сказать спасибо - за то, что развеял иллюзии. Сделал очевидным, что американский путь, по которому, как предполагалось, человечество должно было двинуться в светлое будущее, - тупиковый. Ведь катастрофа была неизбежна. Как выясняется, ее неотвратимость прекрасно понимал бывший председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен. И Джордж Сорос предупреждал о кризисе, говоря о том, что свобода рынка не является гарантией процветания. Америка была в экономическом смысле идеально "свободной" страной, где вмешательство государства в дела частного бизнеса минимально. А сегодня государство вынуждено брать управление обанкротившихся гигантов в свои железные руки. Короче, либеральная идея, о необходимости которой говорили больше… тьфу, ведущие экономисты, потерпела фиаско.

Ситуация, можно сказать, пикантная. Не далее как пятнадцать лет назад марксистские идеи были похоронены в спешке, без всяких почестей. И вот - нате, пожалуйста. Пусть не призрак коммунизма, как обещал великий Карл, а призрак марксизма снова бродит по Европе. А также по Латинской Америке и даже Соединенным Штатам. С Россией - сложнее. Марксистская теория у нас была подменена большевистской, а затем и вовсе сталинской. Обжегшись на молоке, дуем на воду. В связи с этим интересно, в какую сторону мы теперь начнем ошибаться. Понятно, что всегда с нами наш НЗ - неприкосновенный запас - в виде уваровской триады "православие - самодержавие - народность". Меж тем не обязательно шарахаться от либеральных ценностей к самодержавным, из огня - в полымя. Почему-то выбор мы делаем между абсолютной свободой и рабством. Может быть, стоит поискать золотую середину? Андрей Дмитриевич Сахаров в 1970-х годах (!) в письме вождям СССР доказывал необходимость конвергенции. То есть соединения преимуществ социализма и капитализма. Сегодня бы мы говорили о государственной политике в области рыночных отношений. Собственно, у Маркса о том и шла речь, что государство должно регулировать экономические отношения, иначе они становятся зверскими. Скажем мягче - нецивилизованными.

Но вернемся на грешную землю. Означает ли, что вместе с иллюзиями мы распрощаемся и с блестящим, вечнозеленым, как искусственная елка, миром гламура? Вот это вряд ли. Если кто и умирает последним, так это гламур. Но его живучесть вовсе не мистического, а экономического свойства. Гламур вопреки распространенному заблуждению не связан с большими деньгами. Он вырос на философии маркетинга. После Второй мировой войны за океаном, а потом и в старушке Европе стал набирать силу средний класс. Вместе с ним росли цифры продаж - автомобилей, кухонь, нарядов, духов… Тактика продаж стала наукой, а затем объявила себя искусством.

С точки зрения психологической идея гламура опирается на желание людей со средним достатком выглядеть богаче, чем они есть на самом деле. Грубо говоря, это желание казаться не тем, что ты есть. Тот же механизм задействован в моде. Мода же там, где элита. Но когда привычки элиты перенимает буржуазия, элита изобретает новые. Например, парижское кафе "Дё Маго" на левом берегу Сены после войны было модным местом. Там сиживали Сартр, Камю, Эдит Пиаф… Потом туда стали ходить любопытные - поглазеть на знаменитых соплеменников. Понятно, что в завсегдатаях там остались праздные зеваки. Можно возразить, что в середине ХХ века элитой считался Жан-Поль Сартр, а теперь - боксеры и футболисты. Что ж, большие деньги сегодня ушли из искусств, даже популярных, в спорт и моду. Именно они обеспечивают колоссальные объемы продаж - билетов, сопутствующих товаров, рекламного времени во время трансляции матчей. Зритель тоже потребитель. Что же он потребляет? Разумеется, зрелища. Важно не только качество игры, но и игроки. Важно, кто на корте - поле - подиуме - Шарапова или Бекхэм, Зидан или Билан. Можно сказать, что потребляется не только зрелище игры, но и зрелище звезд. Они самые вожделенные объекты потребления. А потребление - дело серьезное. Тут случайностей быть не должно. Если с точки зрения экономической звезды - бренд (персональный, командный, национальный и т. д.), то с точки зрения социальной звезды замещают элиту. Искусственно созданный медийный образ заменяет формировавшийся сотни лет слой людей, отвечающих не только за себя, но и за общество, за страну.

Эта индустрия во время кризиса вряд ли исчезнет, поскольку магическая сила слова "прибыль" определяет реальность нашей жизни и в дни рецессии. Мы уже все выучили это пугающее слово! Просто если раньше можно было продать 10 миллионов каких-то суперпродуктов по 100 долларов, то теперь эти чудо-объекты будут дешевле. Но продавать-то их все равно нужно. Как только речь идет о больших объемах продаж, вступают в действие законы маркетинга. А значит, гламур продолжит борьбу за покупателя.

Есть ли выход из этого заколдованного круга? Мне кажется, счастливы те мудрые люди, которые себя не переоценивают, но и не недооценивают. Они знают себе настоящую цену. Тогда гордость и скромность уравновешивают друг друга в чувстве достоинства. К сожалению, человек вообще потерял представление о своем месте на земле. Издавна он считает себя царем природы. Опасность этой колоссальнейшей иллюзии ХХI век уже начинает демонстрировать. Радости глобального потепления, к примеру, у всех на слуху. То ли еще будет… Пока человек не поймет своего истинного места среди животных, насекомых и цветов, он будет продолжать бессмысленную гонку за приобретением предметов, будто бы необходимых для счастья.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера