Архив   Авторы  

…и еще раз учиться
Общество и наукаКультурно выражаясь

 

Законодатели вновь хотят сделать основным принципом приема детей в школу территориальный. Одним в этом видится пагубная уравниловка. Другие боятся, что иначе общество может стать окончательно сословным. А поэт Евгений Бунимович уверен: главная проблема школы - научить ребенка жить с теми, кто на него не похож

Наш Закон об образовании - один из самых либеральных в мире. Это признано не мною, а ЮНЕСКО. У нас в принципе любая семья может выбрать любую школу. Тогда как, скажем, в США, как и в СССР в свое время, существует жесткая территориальная привязка: где живешь, там и учишься. В современной России ее нет, и родители стараются найти для своего чада что-нибудь рейтинговое и элитарное. Мест не хватает, возникает ажиотаж, и тут полшага до вступительного конкурса кошельков. Как этого не допустить?

Законодатели зовут вернуться к советско-американской модели "школа - дом". На мой взгляд, более перспективно другое решение. Если в одном месте в первый класс записалось 200 детей, а в другом 5 и школы находятся рядом, вторая школа просто не должна существовать. Возможно, там тоже хорошие учителя - но учебный процесс построен так, что все возможности улетают в трубу. Пусть эта школа закроется, а первая откроет больше классов. Кто сказал, что в ведении школьной администрации может быть только одно здание? Директор хорошей школы может быть менеджером и для двух зданий, и для трех. И не придется сетовать на то, что, мол, нет мест для новичков, - проблему можно решить, не затевая строительства. Но проводить эти меры трудно, поскольку им реально сопротивляются директора плохих школ. Ведь их могут просто уволить или перевести в другое место обычным учителем. И вот они запрещают, саботируют, пишут гневные письма…

Теперь о пресловутой элитарности. У меня взрослый сын. Я всегда жил в центре Москвы, и рядом с нами была самая что ни на есть элитная английская школа, где учились дети и внуки членов Политбюро. Естественно, нам захотелось отдать туда нашего ребенка. Я пришел к директору и почувствовал до того душную атмосферу, что дома заявил жене: "Моего сына там не будет". Дальше мы выбирали из того, что осталось. Надо сказать, что проблема c такого рода заведениями никуда не делась. Потому что наша новая русская элита в математическую школу детей, ясное дело, не отдаст - они еще помнят, как их собственные мозги математикой напрягали. Но они видят, что в Англии или Америке каждый дворник говорит по-английски, и думают примерно так: "Уж английскому-то мой ребенок может научиться". В результате в английских школах сегодня специфический контингент. Меняются менталитет школы, ее атмосфера, стилистика и все остальное. Увы, но отказаться от "элитной" публики школы не могут, ведь им нужны дополнительные деньги.

Есть другой тип элитных школ - тот, который призван взращивать именно что интеллектуальную прослойку. Конечно, этим невозможно заниматься с первого класса. Готовить, например, экономистов с шести лет - абсурд, обман родителей и запудривание мозгов. Вообще, по-моему, в первых классах самое главное - не школа в целом, а конкретный человек, которому ты доверяешь своего ребенка. Нужно прийти и посмотреть ему в глаза. Специализация и связанная с ней элитарность начинаются ближе к последнему звонку. И элитными в этом смысле являются те старшие классы, где просто нужно много пахать. Где не 4 часа математики, а 11.

А заведения, в которых родители просто отстегивают, конечно, элитными не являются. Я сталкивался с такими учениками, они не обязательно плохие, но "семейные ценности", конечно, накладывают определенный отпечаток.

К сожалению, у нас сегодня своеобразная элита - не математическая и не гуманитарная, а та, которая оказалась ближе к нефтяному крану. И она хочет законсервировать сегодняшнюю ситуацию, чтобы их дети тоже были ближе к крану. Сделать это они могут разными способами. Например, с помощью нового закона, согласно которому бесплатным будет только стандарт, несколько предметов, - остальное платное. Ну да, они смогут заплатить. Таким образом, эти люди ставят своих детей вне конкуренции. А это очень опасно - замораживание, закрывание социальных лифтов. Лифты должны быть. Если у нас будут платными спорт, музыка, математика, мы окажемся в позорной и дурацкой ситуации. Кроме того, школы - то место, которое должно снимать социальную напряженность. После появления имущественного ценза на образование напряженность эта только усилится.

Смешанный контингент в школах - тоже проблема, которая между делом не решается. Она называется "Я и другой". И это поважнее, чем тригонометрические функции. Как жить в мире, где все разные? Ведь у нас в одном классе оказываются ребята, у которых доходы родителей отличаются даже не в 10, а в 50 раз. С разным вероисповеданием, иногда с разным цветом кожи, здоровые и не очень. И учиться жить вместе - ключевая задача школы как социального института. Иначе мы просто не выживем, по крайней мере в таком мегаполисе, как Москва. И, конечно, разводить этот пестрый контингент по разным классам - отнюдь не выход. Наоборот! Это худшее, что можно сделать. Потому что в итоге часть детей оказывается с первого класса в гетто. Именно они будут потом переворачивать машины, жечь, бить всех - ведь еще в шесть лет им сообщили, что они отстой. Этот путь ведет в никуда.

А вот другой пример. Я сегодня разговаривал с автором сценария старого фильма о школе рабочей молодежи "Большая перемена" Георгием Садовниковым. Он сам преподавал в такой школе. Как-то раз его обвинили в том, что он антисоветчик. Бывших учеников пригласили в райком и предложили написать донос на своего учителя. Отказались все до одного. Вот это и есть ключевой результат образования.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера