Архив   Авторы  

Короткое дыхание
Общество и наукаКультурно выражаясь

Школьники сдали ЕГЭ. И... стали потенциальными абитуриентами вузов. Но нужно ли стране такое количество дипломированных специалистов в то время, когда она испытывает ощутимый недостаток в квалифицированных кадрах среднего звена? Об этом размышляет писатель Александр Архангельский

 

Результаты нынешних ЕГЭ и провал системы среднего специального образования никак между собой не связаны. ЕГЭ, может быть, пусть и не самая совершенная, но всего лишь одна из форм контроля. С того момента, когда было достигнуто согласие обсуждать перемену правил применительно к литературе и математике, лично у меня часть вопросов к новой экзаменационной системе вообще снялась. Дело совершенно в другом. Дело в отсутствии государственного заказа на среднее специальное образование. А если нет этого заказа, то нет и устремления людей в те самые учебные заведения, которые мы по привычке называем техникумами и ПТУ. Кто таким обучением сейчас занимается? Крупные компании, которые прекрасно понимают, что без грамотных рабочих, без квалифицированных технических сотрудников никакого развития производства в России не будет. Поэтому они за свой счет при своих предприятиях открывают эти самые колледжи и для самих себя готовят будущих специалистов, которые, правда, заранее соглашаются с тем, что попадут в корпоративное рабство.

Но посмотрите также, что у нас происходит с инженерными вузами. В этом году государство постановило, что ему нужны инженерные кадры. Отобрало бюджетные места у всяких бесполезных общественных дисциплин, включая юридические, исторические, обществоведческие факультеты, и передало их инженерным университетам. Вроде бы дело хорошее, у мальчиков и девочек из маленьких и средних городов появились некоторые социальные шансы. Они могут поступить на бюджетное место, закончить инженерный вуз и начать свою большую карьеру с нуля. Результат — меньше одного человека на место. Почему это происходит? Потому что те самые мамы и папы, которые на выборах голосуют за партию власти, то есть сигнализируют сами себе и политикам: давайте не будем ничего менять, давайте все оставим как есть, лишь бы ничего не ухудшилось! А дома они рассуждают принципиально иначе: милый мой, сынок, ты не ходи туда, где государство (а инженерное дело всегда государственное), оно тебя все равно обманет. Иди туда, где ты будешь отвечать за свою жизнь, где ты будешь сам ее строить, сам зарабатывать, сам собой распоряжаться. Ты иди на невыгодный полузакрытый юридический, обществоведческий, экономический факультет. И это, конечно, кошмар. Если спуститься на полшага вниз в образовательной системе, то мы как раз попадем на ту ступеньку, где находятся ПТУ и техникумы. Для того чтобы они развивались, нужна долгосрочная политика в области промышленности. Короткими полугодовыми или годовыми схемами можно развивать торговлю, можно развивать продажу газа и нефти, но совершенно невозможно развивать большую промышленность, проводить реальную промышленную модернизацию. Не в кабинетах, а у станка.

Теперь взглянем на то, что происходит с медсестрами, учителями начальных классов, педагогами детских садов. В 90-е годы проводилась политика приватизации доходов. Государство раздавало все, что должно или могло приносить доход. Сегодня мы видим противоположную политику — приватизации расходов. Все, что невыгодно, все, что нерентабельно, все, что обременительно, передается в частные руки. И ярчайшим примером этой повестки является только что принятый 83-й закон о бюджетной сфере. Государство снимает с себя то, что называется субсидиарной ответственностью. Оно дает что-то из бюджета, но ничего не гарантирует. Если вы станете автономной организацией и не справитесь, оно вас попросту обанкротит. Из чего явствует — медицина, школы, библиотеки, музеи сферой государственного интереса не будут. То же самое мы наблюдаем и на других уровнях. Смотрите, вдруг начался массовый возврат церковной собственности, находившейся в музейном ведении. Одни видят в этом происки политические, другие — церковные. А это инициатива Министерства экономического развития. И стоит за сим простая прагматическая мысль — государство сбрасывает с себя часть социальных нагрузок и отдает тем, кто готов их взять.

Разговоры о непрестижности рабочих профессий — пустые. Разве мы не заискиваем перед хорошим автослесарем и не дорожим любимым парикмахером? Мы напрямую зависим от труда этих людей, и они весьма уважаемы. Конкурсы в колледже, где обучают этим специальностям, неизменно высоки. Еще, например, краснодеревщики или секретари. От качественной секретарши зависит настроение начальника — соединит с кем не надо, и мало не покажется. Заметьте, это все небюджетные сферы с хорошим доходом. Какие предлагает специальности государство в колледже? Правоведение, экономика и бухгалтерский учет, социальная педагогика, психология и менеджмент. На самом деле это не нужно. Если вы хотите пойти в крупный бизнес, то, чтобы овладеть бухгалтерским учетом, лучше все-таки закончить первые три курса финакадемии. А уж если вы стали бакалавром, то просто на вес золота будете. Так же как психология на уровне техникума, я думаю, не нужна никому. А вот хорошие ремесленники и технические сотрудники очень нужны.

У меня такое ощущение, что государство само в себе разочаровалось и отчаялось в надежде что-либо исправить. Что-то начнет меняться, если мы научимся мыслить вдолгую. Короткое дыхание всегда чревато тем, что оно собьется.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера