Архив   Авторы  

...А неученых — тьма
Общество и наукаКультурно выражаясь

Жаркое лето охладило споры на тему образования. Однако грядущее первое сентября вновь даст команду «На старт!». И аббревиатура ЕГЭ вернется на пьедестал самых популярных трех букв русского языка. Но телеведущий Андрей Максимов уверен, что надо думать не о том, как оценивать знания, а о том, как учить

 

Известное выражение — в России две беды: дураки и дороги — хоть и по-прежнему актуально, но все-таки сегодня главные две беды российские иные. Это образование и медицина. Ситуация с образованием просто катастрофическая.

Я преподаю в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино», веду там курс, нередко читаю лекции перед молодыми людьми в иных вузах и могу с уверенностью сказать: выросло целое поколение людей, которые не понимают, что знания — это не просто информация. Что надо уметь думать, а не зубрить. Сложилась ситуация, когда, говоря словами Жванецкого, школа не готовит к вузу, а вуз не готовит к работе. Все существует само по себе.

Мне кажется, что Бог создает каждого человека, чтобы тот шел по своей, единственной дороге. И задача школы — помочь ребенку эту дорогу найти, а не дать максимум знаний по всем предметам. При нынешнем обилии информации ребенок должен как можно раньше начать получать знания в той области, которой он посвятит жизнь. В прошлом году возникла вообще странная ситуация, когда дети отдавали документы одновременно в невероятное количество разных институтов. Нет, не в разные юридические вузы как будущие юристы — это нормально. А одновременно в биологический, физико-технический, математический, гуманитарный — и все это один человек. Но никто не закричал: какой кошмар! Что ж такое мы сделали? Ведь мы воспитываем детей, которые в 17 лет не понимают, чем будут заниматься.

Попытка при помощи ЕГЭ преодолеть разрыв между школой и вузом, на мой взгляд, полностью провалилась. Как все это выглядит в теории? Выпускник получает на госэкзаменах баллы именно за то, с чем его ждут в высшей школе. И может поступать в разные вузы своего профиля. Все бы, наверное, так и было, если бы ЕГЭ оценивал знания. Но ЕГЭ не оценивает ничего, кроме примитивных навыков зубрежки. Есть тьма примеров, когда сами учителя бессильны сдать этот экзамен. Или когда дети не в состоянии сдать единый госэкзамен по русскому языку, хотя пишут грамотно. ЕГЭ я лично расшифровываю так: единая государственная экзекуция. На выходе мы имеем абитуриента, научившегося ставить правильные крестики в правильных местах, но не человека, который умеет пользоваться знаниями.

Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий, наш выдающийся математик, рассказывал мне, что посредством ЕГЭ нельзя оценить даже математику. Привел в пример себя. Когда он сам приехал из далекой провинции поступать в Московский государственный университет, ему дали несколько заданий. Одно он решил блистательно, а второе не решил вообще, потому что у него в школе этого не проходили. По идее, Садовничий должен был получить максимум тройку и не поступить. Но какой- то известный математик сказал, что абитуриент так здорово решил первое задание и у него так работает голова, что его непременно надо зачислить. Теперь представьте, где бы оказался такой деревенский вундеркинд сегодня. ЕГЭ не может оценить умение человека думать, строить логические выводы. На практике единый госэкзамен не послужил сближению школы с вузом, на что очень надеялись, а разделил их еще больше. Немало слов было сказано о том, что ЕГЭ призван уравнять шансы московского школьника и школьника, скажем, из города Урюпинска. Во-первых, не уверен, что это так. А во-вторых, и в главных надо не опускать уровень требований и уровень знаний, а, наоборот, поднимать их.

Мне повезло: мой сын учится в хорошей школе. Хорошие школы есть и в Москве, и в провинции. И хорошие вузы есть — их строят подвижники. Нет системы. Недавно я читал лекцию в зале, где сидели сорок человек с высшим образованием. Ни один не знал, кто такой Герострат. А слово Эзоп вызвало смех. Это люди, имеющие высшее образование! Еще пример. Я присутствовал на кастинге, на котором отбирали людей для интеллектуальной игры. И вот спрашиваю девушку с высшим экономическим образованием, которой 28 лет: кто руководил Советским Союзом во время Великой Отечественной войны? И она отвечает: Петр I. Я повторяю, человек с высшим образованием!

Мы все время ломаем копья по поводу того, как оценивать знания. Бесконечные споры о ЕГЭ — это ведь тоже споры об этом. Но проблема не в том, как оценивать, а в том, как учить. Самое главное для школы — помочь ребенку определиться хотя бы на общем уровне, гуманитарий он или техник. Моему сыну 12 лет, и он определился очень давно. В четыре года ходил на Поклонную гору с нянечкой и увидел там театральное представление. И он сказал, что хочет играть в этом театре. Его взяли. Оказывается, сейчас еще есть самодеятельные театры. И сын в пять лет сыграл в спектакле «Эшелон». С тех пор хочет быть артистом и никем другим. Учительница математики говорила ему: «Если бы не ЕГЭ, я бы тебя не учила математике. Она тебе не нужна». Но поскольку есть ЕГЭ, она его должна готовить. Пусть уже в средних классах будут дети-гуманитарии, дети-математики и третьи, которые могут заниматься всем, пока не совершат окончательный выбор. Ну а если мы будем это деление производить в 8—9-м классах, останется та же ерунда, какая происходит сейчас. Кроме того, школа — это место, где учитель может сделать ученику все что угодно. А ученик абсолютно бесправен. Поэтому мне кажется, что в начальных классах родители, а класса с 5—7-го и дети должны ставить учителям отметки. И от этих отметок будет зависеть зарплата учителей. Уверен, такая обратная оценка тоже должна быть. В общем, реформа системы образования — это как ремонт. Его можно прервать, но нельзя закончить. Но уж если ремонтировать, так хотя бы то, что более всего нуждается в ремонте.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера