Архив   Авторы  

Открой личико!
Общество и наукаКультурно выражаясь

Верхняя палата парламента Франции одобрила закон о запрете на ношение мусульманской паранджи в общественных местах. Есть ли предел у толерантности? Телеведущий Владимир Познер уверен: «революция паранджи» — лишь первый кирпичик, выломанный из стены политкорректности

 

Противостояние между европейскими аборигенами и приезжими — не новость. К сожалению, процесс идет по нарастающей. В известной мере это реакция на то, что происходило в Европе последние 9—10 лет. Во-первых, наиболее агрессивные исламские течения практиковали вполне реальный террор. Во-вторых, мусульманская иммиграция на Западе зачастую идет в чужой монастырь со своим уставом, не желая подчиняться местным правилам, законам, порядкам. Что, конечно, раздражает западного обывателя. И когда в Швейцарии, стране очень толерантной, запрещают строительство минаретов, это, по-моему, следствие названных мною причин.

Или взять шумиху в США вокруг строительства исламского культурного центра и мечети вблизи места крушения башен-близнецов. Реакцию американцев можно понять. И дело, конечно, не в дискриминации, а в том, что строительство в таком месте, с точки зрения простых людей, бестактно. Не могу сказать, что согласен с ними, но понять эту позицию, конечно, можно. Другое дело, что мнение общественности понемногу перетекает в чистую политику, где на этом зарабатываются очки. Вначале в ситуацию вмешался президент Обама и процитировал американскую конституцию — о том, что все религии равны. Оппоненты Обамы из числа правых тут же воспользовались его заявлением, поскольку в ноябре этого года грядут выборы в Конгресс США. Они на критике Обамы, вероятно, надеются вернуть себе большинство в Сенате. Обама понимает, что может на этом проиграть, но не собирается изменять своим принципам. Расколото и французское общество. Но надо иметь в виду, что Франция — сугубо светская страна, где вопрос отделения государства от церкви и церкви от школы свято блюдут с 1789 года. Никому никаких поблажек нет. И если вы ходите в государственную школу, то не имеете права демонстрировать религиозные знаки, будь то крестик, магендовид или паранджа. Конечно, у стороннего наблюдателя возникает вопрос: почему же раньше этих проблем с мусульманами не было или они не так бросались в глаза? Дело в том, что у мусульман, живущих в Западной Европе, произошел, как мне кажется, некоторый всплеск самоидентификации. Они хотят существовать по своим правилам. Но паранджа, как вы понимаете, абсолютно противоречит французскому взгляду на жизнь. С точки зрения француза, она унижает женщину. И совсем другое дело — высылка цыган. Цыгане — нелегалы. Как прикажете с ними поступить? Конечно, Саркози повел себя довольно жестко и популистски: во Франции ведь тоже грядут выборы, а популярность Саркози, как на грех, заметно упала. Между тем инициативу с высылкой поддерживают, несомненно, большинство французов. Их тоже можно понять. Француз думает: «Эти люди приехали к нам нелегально, живут у нас и не обращают внимания на наши законы, игнорируют наши порядки». И когда его спрашивают: «Как вы думаете, что следует с ними сделать? Вы за то, чтобы их выслать?» — ответ очевиден: «Да». Я вас уверяю, большинство граждан в любой стране, не только во Франции или России, без всяких сомнений скажут: да, конечно. Что в какой-то степени справедливо. Прибавьте к этому боязнь террора и беспорядков. Ведь под Парижем есть целые районы-гетто, где живет арабская молодежь. У них своя правда: для них нет места, они лишены возможности зарабатывать на жизнь, отсюда такая реакция. Но с точки зрения рядовых французов это нечто вопиющее.

А у этого феномена длинная история. Ведь Франция стала принимать иммиграцию после крушения Французской империи и окончания проигранных войн во Вьетнаме и Алжире. Пятая республика испытывала чувство вины по отношению к бывшим колониям и сделала для выходцев оттуда и их потомков смягченные правила иммиграции. Но тут мы видим как раз пример того, как благими намерениями бывает вымощена дорога в ад. Поблажки развращают. Означает ли это, что Старому Свету придется уточнить границы толерантности, недвусмысленно поставить вопрос о ее пределах? Думаю, это неизбежно. И мы увидим еще более жесткие решения со стороны европейских государств. Терпение у людей кончается.

Если сравнить ситуацию в России, то у нас проблема выглядит, конечно, по-другому. В России много мусульман, но живут они в основном на исторически занимаемых территориях, например в Татарстане. Российские мусульмане, как правило, не иммигранты. И если исключить то, что происходит на Северном Кавказе, то, в общем, в России нет мусульманской проблемы. Но, к сожалению, есть другая — межнациональная. И тут тоже своя история. Эта проблема так остро стоит не случайно. Когда-то товарищ Сталин дьявольским образом догадался, что можно заложить под советскую империю бомбу с часовым механизмом под названием «деление страны по национальному признаку». Ведь в царской России такого деления не было, были губернии с многонациональным составом. А нам в наследство от СССР достались национальные автономии, что ведет к конфликтам. Надо понимать разницу. Одно дело — люди иного вероисповедания, родившиеся и традиционно живущие в России. И другое дело  — приезжие, те, кого мы называем гастарбайтерами. С ними столкновения чаще всего происходят на бытовой почве. Но мусульманской проблемы в европейском понимании у нас пока нет. Уже одно это радует.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера